Современное содержание конкуренции и конкурентоспособности экономического субъекта

Кудрявцев К.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кудрявцев К.А. Современное содержание конкуренции и конкурентоспособности экономического субъекта // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 22-26.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию сущности понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность экономического субъекта». Обосновано, что корректная система управления конкурентоспособностью предприятия на основе принципа максимизации эффективности и минимизации риска функционирования ведет к более устойчивому финансово-экономическому положению.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкуренция, конкурентная борьба, конкурентная позиция, факторы конкурентной среды, факторы базирования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На наш взгляд, можно выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия:

– как конкурентоспособность продукции предприятия;

– как способность предприятия конкурировать;

– как мера эффективности его деятельности.

Степень влияния конкурентных сил определяет предельный потенциал прибыли отрасли. Цель предприятия – найти и занять позицию в отрасли, где оно будет лучше всего защищено от влияния указанных сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Анализ отмеченных сил конкуренции обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий.

При этом каждый хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обусловливает необходимость поиска уникальных решений [1].

Конкуренция и конкурентоспособность

Оценка сил, влияющих на конкуренцию в отрасли, позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем виде будет включать в себя:

– позиционирование предприятия таким образом, чтобы его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или влияние на расстановку сил посредством стратегических маневров, способных улучшать позиционирование предприятия;

– прогноз изменения факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей новому конкурентному балансу [2].

В условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие несколько групп факторов, формируя и постоянно изменяя конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий перечень конкурентных сил и факторов.

Получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения.

Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем оптимального использования экономических ресурсов.

Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и производственных отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики – это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов, по сравнению с конкурентами.

Иными словами, чем выше потребительские характеристики и ниже цена потребления продукции, тем выше ее конкурентоспособность. Для определения конкурентоспособности продукции, как правило, используются маркетинговые и квалиметрические методы, учитывающие ряд факторов, среди которых первостепенное значение исследователи отводят параметрам цены и качества продукции.

Конкурентное поведение предприятий

В рамках исследований конкурентоспособности на международном уровне чаще всего экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия в конечном счете и обуславливают степень конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих странах, в ходе международной торговли.

Конкурентное поведение предприятий достаточно подробно рассматривается в рамках исследования олигополистического взаимодействия конкурентов, а также в работах по стратегическому менеджменту [1].

Первый подход (получивший свое развитие в рамках структурного рассмотрения конкуренции) основывается на применении математических методов теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов производства и уровня цен в условиях олигополии.

Второй подход связан с необходимостью сосредоточения усилий предприятия на наиболее перспективных сегментах рынка. При этом критерием выбора сегментов, как правило, является величина и динамика роста сегмента.

Оба подхода объединяет то, что они сосредотачивают свое внимание на внешних аспектах выбора тактики и стратегии предприятия в условиях конкуренции. Это, безусловно, является значимым, однако не позволяет выявить внутренние факторы и источники конкурентоспособности предприятий. В силу этого указанные подходы в рамках настоящего исследования подробно не рассматриваются.

Таким образом, конкурентоспособность предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается в основном в рамках конкурентоспособности продукции и/или международной торговли. Не оспаривая в целом правильность такого подхода, отметим, что конкурентоспособность конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, игнорирование которых недопустимо.

Международная конкурентоспособность

Автор поддерживает мнение исследователей, согласно которому конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Однако конкурентоспособность предприятия является намного более емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции:менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и прочее. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия только к конкурентоспособности его продукции.

То же самое можно отметить и в отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают огромное влияние на конкурентоспособность предприятия на международном уровне, однако далеко не всецело определяют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Макроэкономические условия лишь создают основу для достижения конкурентных преимуществ.

В то же время необходимо отметить, что сам подход исследователей международной конкурентоспособности к определению факторов и источников конкурентоспособности субъектов конкурентной борьбы представляется вполне обоснованным и в целях настоящей работы может быть принят за основу. В сущности, предприятия и отрасли производства различных стран, конкурируя в глобальном масштабе, предстают в процессе международной торговли как элементарные субъекты экономической деятельности.

Естественно, что анализ такой экономической категории, как конкурентоспособность предприятия, предполагает рассмотрение конкурентной борьбы не только на международном, но и на местном рынках. Это обусловливает необходимость дополнения и корректировки теории международной конкурентоспособности при рассмотрении конкурентоспособности предприятия как такового. При этом применение общих принципов и концепций международной конкурентоспособности в ходе анализа конкурентоспособности отдельных предприятий является вполне обоснованным.

Факторы конкурентоспособности предприятия

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования. Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил конкуренции, предложенной М. Портером [3] (см. рис. 1 на с. 24). Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование предприятия, степень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.

Рис. 1. Факторы конкурентоспособности предприятия:факторы конкурентной среды

С другой стороны, помимо факторов конкурентной среды уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его базирования (см. рис. 2 на с. 25).

Рис. 2. Факторы конкурентоспособности предприятия: факторы базирования

Представленные детерминанты обуславливают наличие среды, в которой предприятия возникают и вступают в конкурентную борьбу. Их состав и взаимодействие определяют преимущества и недостатки предприятия в ходе конкурентной борьбы.

Следует отметить, что каждая из рассмотренных составляющих конкурентоспособности тесно взаимосвязана с прочими составляющими. Все они вместе взятые составляют динамическую систему, гораздо более сложную по своему влиянию на конкурентоспособность предприятия, чем простая сумма составных частей.

Слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать конкурентоспособность предприятия в целом. И наоборот, преимущество в одной из составляющих будет усиливать положительную динамику остальных.


Источники:

1. Криворотов В.В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.
2. Майков Б.И. Конкуренция и конкурентоспособность предприятия. – Барнаул: ИЛТ, 2010.
3. Портер М. Международная конкуренция. – М.: ИДМ, 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:07:37