Ценообразование в туристско-рекреационной сфере

Симонян Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Симонян Г.А. Ценообразование в туристско-рекреационной сфере // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 129-134.

Аннотация:
Особенностью туристско-рекреационной сферы является индивидуальная работа с каждым клиентом. В этих условиях, по мнению автора, необходимо гибкое ценообразование, стимулирующее реализацию услуг в конкретной ситуации. В статье отражен механизм применения метода «затраты – объем – прибыль» при предоставлении туристских услуг.

Ключевые слова: ценообразование, туристско-рекреационная сфера, фактор сезонности, показатели загрузки, дифференцированное ценообразование



Город Сочи занимает особое место в процессе социально-экономического развития Краснодарского края. Данный факт обусловлен уникальностью природных ресурсов, рекреационным потенциалом территории и богатыми курортными возможностями. Все это позволяет привлекать из года в год все большее количество рекреантов. Так, по данным управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи за 2008 год город-курорт посетило более 4 млн 400 тыс. гостей. Общий рост по количеству туристов по сравнению с 2007 годом в коллективных средствах размещения составил 6%.

Непосредственно горная и предгорная части района занимают более значительную площадь, по сравнению с приморской, но последняя концентрирует более 90% всех отдыхающих. Именно в силу данного несоответствия нами была предложена стратегия управления развитием Сочинского туристского комплекса (ТК), которая позволит задействовать отсталую в социально-экономическом аспекте горную и предгорную часть и разгрузить приморскую полосу.

Предельно допустимая нагрузка на экскурсионный объект

Согласно статистическим данным, в 2008 году одним из основных направлений развития внутреннего туризма стал культурно-просветительный (культурно-познавательный) туризм [3]. Этот факт связан с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям жизнедеятельности, в повышении интеллектуального уровня. Ресурсами для культурно-просветительного туризма являются памятники, составляющие культурное наследие народа (произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества), природные объекты туристско-экскурсионного показа, а также обычаи и верования [1]. Так, по данным управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи, в 2008 году общее количество экскурсантов по городу Сочи составило 91 840 человек. Этот показатель, по сравнению с предыдущим годом, увеличился на 9,3%.

На основании сведений, полученных в результате социологического опроса, проведенного Научно-исследовательским центром Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, в 2008 году из всей массы экскурсантов города Сочи 61,5% посетило природные объекты, расположенные на горных и предгорных территориях, и этот факт подчеркивает значимость и перспективность развития данных территорий.

В настоящее время в Сочинском туристском комплексе функционирует 80-90 экскурсионных фирм, которые активно используют около 30 природных объектов показа. Однако, по нашему мнению, в связи с ростом туристской активности, направленной на город-курорт Сочи, существующие туристско-экскурсионные объекты скоро будут физически не в состоянии удовлетворить возрастающий на них спрос. Учитывая этот факт, нами была разработана методика, позволяющая выявить направления развития экскурсионной составляющей Сочинского ТК, определить уровень загруженности того или иного объекта, группы объектов на исследуемой территории и необходимость освоения новых туристско-экскурсионных достопримечательностей.

Основой данной методики является расчет загрузки объекта показа экскурсантами. Для проведения данного расчета нами была разработана соответствующая формула:

ПДН

ПЗ = (1 - ─── ) х 100 % , (1)

РПЭ

где

ПЗ – показатель загрузки туристско-экскурсионного объекта показа за период;

ПДН – предельно допустимая экологическая нагрузка на объект показа за период;

РПЭ – реальное количество экскурсантов, посетивших объект показа за период.

Нужно ли открывать новые объекты показа?

По заказу администрации города Сочи усилиями Научно-исследовательской части Сочинского государственного университета туризма и курортного дела были разработаны паспорта объектов показа. Одним из необходимых условий выполнения данной научной работы являлся расчет предельно допустимой экологической нагрузки на объект (ПДН).

Используя формулу 1, рассчитывается показатель загрузки n-ого количества природных туристско-экскурсионных объектов. В случае если коэффициент ПЗ – величина отрицательная, исследуемый объект недозагружен экскурсантами. В данной ситуации собственнику или арендатору объекта туристского показа необходимо провести ряд маркетинговых мероприятий, направленных на увеличение уровня известности объекта среди туристов и тем самым повысить его посещаемость: размещение наружной рекламы объекта (баннеры, пилоны, пиллары и т.п.), реклама в СМИ города и т.п. Если же ПЗ – величина положительная, то объект перегружен экскурсантами, в данной ситуации ставится под угрозу экологическая безопасность объекта туристского показа. В этом случае необходимо произвести модернизацию и благоустройство природного туристско-экскурсионного объекта (создание и обустройство дорожно-тропиночной сети с установкой малых архитектурных форм по пути следования экскурсионной группы и т.п.).

Данная методика позволяет определить экологическое состояние совокупности объектов туристского показа, расположенных на территории Сочинского ТК, перспективы их развития и необходимость активизации новых видов природных ресурсов с целью их использования в качестве объектов показа.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:27