Обоснование экономической эффективности инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе с учетом экологических критериев и рисков

Павленко В.А., Ткачева А.Р., Сизова А.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Павленко В.А., Ткачева А.Р., Сизова А.О. Обоснование экономической эффективности инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе с учетом экологических критериев и рисков // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 92-97.

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы оценки влияния экологических рисков на объекты нефтегазовой промышленности (в частности, речь идет о магистральном трубопроводном транспорте). Предложен основной метод идентификации экологических рисков, учитывающий двойственность их проявления и влияния. Предложены два подхода к количественной оценке экологического риска.

Ключевые слова: экологический риск, нефтегазовая промышленность, магистральный трубопроводный транспорт, экологическое законодательство, дерево событий, оценка влияния риска

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня в России повышаются требования экологического законодательства, внедряются мировые стандарты качества окружающей среды. В этой связи оценка экологических критериев и риска крупных инвестиционных проектов, а как следствие и оценка экономических потерь предприятий ТЭК, приобретает наиболее актуальное значение.

Однако следует учитывать двойственное проявление и понятие экологических рисков:

1) экологический риск – это вероятность возникновения отрицательных изменений окружающей среды или последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду [1];

2) экологический риск – вероятность изменения или разрушения (гибели) экологического объекта (кампании, предприятия) вследствие изменений в окружающей среде [2].

Головное событие

Принимая во внимание две основные трактовки, следует предусмотреть и способы идентификации экологических рисков для последующей их оценки. Так, с помощью диаграмм причинно-следственных связей типа дерева событий можно систематизировать события, предшествующие аварийным ситуациям, расставлять априорные оценки параметров происшествий, а также предупредить или снизить как экологический ущерб, так и экологический риск в целом [1].

Предлагается построить следующее дерево событий, в котором будет учитываться двойственная природа появления экологических рисков:

1) головным событием является суммарный ущерб, который наносится природной среде;

2) головным событием является происшествие (разрыв нефтепровода, разлив нефти), которое приносит экономические убытки предприятию в виде дополнительных затрат на ремонт нефтепровода, штрафы за недопоставки нефти до потребителя.

Условные обозначения, применяемые в дереве событий (см. рис.):

– предпосылки (события), влияние внешних факторов на объекты нефтегазовой отрасли;


– происшествие (авария, взрыв);

– происшествие (предпосылка) может являться как самим происшествием, например, разрыв нефтепровода, так и предпосылкой аварии или взрыва;

– головное событие (ущерб для гидросферы, литосферы, атмосферы).

Рис. Дерево событий для оценки экологического риска нефтегазовых объектов

Идентификация рисков и определение их размеров

Разные способы идентификации экологических рисков подразумевают под собой и разные способы оценки влияния. Поэтому, чтобы учитывать полную природу их проявления, следует рассматривать два подхода к учету и влиянию на итоговые результаты деятельности объектов нефтегазовой промышленности. Предлагаются две количественные меры определения экологического риска:

1) размер ущерба, который наносится окружающей среде (формула 1);

2) размер экономических потерь, которые несет предприятие, вследствие неблагоприятного воздействия природной среды.

При первом определении понятия «экологический риск» обычно отталкиваются от основного понятия «опасность», которая означает объективно существующую возможность негативного воздействия на предприятия нефтегазовой промышленности, могущего принести какой-либо ущерб, вред. В свою очередь, понятие ущерба, как правило, связывается с ухудшением состояния и даже гибелью или разрушением объекта, нарушением нормального режима его функционирования, развития и другими последствиями, характеризующимися определенным уровнем потерь.

В связи с этим экологический риск часто понимают как количественную меру опасности. Количественной мерой возможности наступления события является вероятность [3].

Однако в большинстве случаев в понятие «экологический риск» наряду с вероятностью наступления неблагоприятного события вкладывается и другая, связанная с этим событием характеристика, – размер наносимого ущерба. В основном величина экологического риска определяется величиной ущерба, наносимого окружающей среде.

В соответствии с таким толкованием в качестве количественной меры экологического риска целесообразно использовать показатель, одновременно учитывающий две характеристики неблагоприятного события – вероятность его наступления и величину причиняемого им ущерба природной среде. Мерой экологического риска принимается показатель среднего риска, рассчитываемый согласно следующей формуле [4]:

, (1)

где вероятность получения ущерба размера в результате наступления какого-либо неблагоприятного события (группы событий);

величина ущерба, исчисляемая с помощью методических рекомендаций Министерства топлива и энергетики РФ;

количественная мера риска (средний риск), выражаемая в тех же показателях, что и ущерб;

число возможных вариантов ущербов, которые могут быть при наступлении неблагоприятного события, включая и нулевой ущерб.

Частота реализации негативных событий и размер экономического ущерба

В промышленной безопасности нефтегазовых объектов выделяются индивидуальные риски, которые выражаются только частотой возникновения (вероятностью) поражающих воздействий определенного вида (разрыв нефтепровода, горение нефти, разлив нефти) [5].

Также существуют риски, которые невозможно предусмотреть для исчисления вероятностей по предлагаемым распределениям вследствие недостатка статистической информации или невозможности ее обработки.

Поэтому предлагается рассматривать частоту реализации негативного события , которая определяется по формуле:

, (2)

где:

– частота реализации j-го негативного события (раз в год);

среднее число событий в некотором интервале времени;

– число лет в рассматриваемом интервале.

Предлагается связать частоту реализации негативных событий с протяженностью магистральных нефтепроводов на территории РФ:

, (3)

где^

– частота реализации негативного события на 1 км нефтепроводов по РФ;

– протяженность магистральных нефтепроводов в РФ.

Следует учитывать особенные характеристики и параметры места прохождения трасс, которые предлагается исчислить в долях по отношению к протяженности нефтепровода.

, (4)

где:

i-я характеристика трассы;

– протяженность участков с i-ой характеристикой;

– протяженность трассы нефтепровода.

Далее прямо пропорционально учитывается частота реализации негативного события по России в целом, в зависимости от характеристики трассы.

Для экономической оценки влияния экологического риска по второй трактовке следует отталкиваться от экономических потерь предприятия вследствие воздействия природной среды. Предлагается использовать полученные сведения частоты реализации негативных событий, но вместо количественной меры ущерба взять величину экономических потерь предприятия (издержки предприятий, связанные с устранением течи, выплатой штрафных санкций за недопоставки нефти). Таким образом, получаем две количественные меры экологических рисков.

С помощью предложенных способов расчета количественной меры экологического риска формула расчета чистого дисконтированного дохода (ЧДД) приобретает следующий вид:

, (5)

Оценка итоговой эффективности инвестиционных проектов ТЭК с учетом экологической составляющей может стать одним из критериев привлекательности проекта в целом.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:41:54