Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия

Пономарева С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Пономарева С.А. Знание как источник конкурентоспособности малого инновационного предприятия // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540163
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Отражен подход к рассмотрению конкурентоспособности малых инновационных предприятий с позиции управления инновационно-конкурентным процессом в кластерном образовании. Показано, что индикатором конкурентоспособности инновационной компании выступает рост ее стоимости.

Ключевые слова: информация, конкурентное преимущество, знание, инновационно-конкурентный процесс, малое инновационное предприятие, инновационно-образовательный кластер



В условиях постиндустриального экономического развития именно знания являются главным источником конкурентных преимуществ малых инновационных предприятий и основой их динамичного развития. В то же время можно согласиться с мнением исследователей, которые уточняют, что обладание «большим объемом знаний … не является … конкурентным преимуществом вследствие того, что знания быстро устаревают, а информация становится доступной» [1]. Следовательно, не столько обладание знаниями, сколько способность к порождению новых знаний, трансформации потоков знания в конкурентные ресурсы и преимущества выступает на современном этапе развития экономики главным фактором конкурентоспособности.

Без знаний нет инноваций

Но все ли знания являются конкурентоспособными по своей природе? Результаты фундаментальных исследований – это общественные знания, будучи однажды осознанными, они становятся доступными всем. Чем более общий характер имеет знание, тем в большей степени оно является общественным и тем в меньшей степени оно может трансформироваться в конкурентное преимущество.

В то же время прикладные исследования и разработки, являясь специальными, сложно кодифицированными знаниями, ограничены режимом коммерческой тайны, следовательно, именно они выступают источниками формирования конкурентных преимуществ.

Инновационная система, ориентированная на повышение конкурентоспособности, не позволяет имитировать инновационный процесс, протекающий в ней, именно благодаря совокупности созданных уникальных условий и сложности кодификации знания. Понятие «неотделимое знание», в отличие от кодифицированного знания, не может быть воспроизведено и развито в других условиях, другими субъектами. Значительная часть знаний не формализована, а это значит, что невозможно полностью отделить знания от субъекта, который может их воспроизводить только в определенных условиях. Наличие неявного/сложно кодифицированного знания является барьером для имитации идей со стороны конкурентов, но, в тоже время, оно:

• служит препятствием для трансфера знаний во внешнюю и внутреннюю среду в рамках реализации инновационного процесса;

• может снизить восприимчивость новшеств на разных стадиях/фазах инновационной деятельности;

• может замедлить развитие интеллектуальных ресурсов предприятия.

Таким образом, источник конкурентных преимуществ определяется либо неявным знанием, либо сложно кодифицированным. Поэтому главным принципом формирования систем управления конкурентоспособностью должна стать ориентация на формирование неотделимого знания на всех стадия инновационного цикла малого инновационного предприятия.

Инновационно-конкурентный процесс: стадии и этапы

Особое значение в рамках единства рассмотрения инновационного процесса и этапов повышения конкурентоспособности экономических систем приобретает концепция «открытых инноваций». В широком смысле открытые инновации – парадигма, предполагающая, что инновационным компаниям необходимо ориентироваться не столько на разработку своих идей, сколько на заимствование «всеобщих» знаний. Концепция открытых инноваций возникла как альтернатива корпоративной политике проведения собственных НИОКР.

Следовательно, одно из главных направлений повышения эффективности инновационного процесса и конкурентоспособности – это поиск уже готовых технологических решений и исследовательских команд, работающих над научными проектами.

Формы открытых инноваций окружают отечественных исследователей повсюду, и, как правило, они ориентируются на экономически выгодное заимствование конкурентных ресурсов (технологических решений, результатов прикладных исследований). Среди наиболее распространенных форм можно отметить приобретение инновационных технологий у вузов, НИИ, малых инновационных предприятий, в том числе поглощение малых инновационных предприятий путем их покупки; проведение совместных исследований с субъектами – источниками инновационных идей; выступление в качестве заказчика инновационной разработки (проведение конкурсов, грантовая и стипендиальная поддержка); продажа лицензий на охраноспособный результат научной деятельности.

На наш взгляд, повышение эффективности трансформации знания в конкурентное преимущество возможно на основе внедрения интегрированного инновационно-конкурентного процесса в деятельность малого инновационного предприятия. Таким образом, процесс последовательного превращения знания в инновационный товар, услугу, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения и сбыта, ориентированный на достижение конкурентного преимущества и занятие устойчивой конкурентной позиции, может быть определен нами как инновационно-конкурентный процесс (далее – ИКП).

Соотношение стадии инновационного процесса и этапов конкурентного процесса представлено на рис. 1. Если результатами инновационного процесса выступает цепочка «общественное знание – специальное знание – изобретения и технологии – инновационная продукция», то результатами конкурентного процесса – «конкурентный потенциал – конкурентный ресурс – конкурентное преимущество/конкурентный недостаток – конкурентная позиция».

Рис. 1. Структура инновационно-конкурентного процесса

В современных условиях, как уже было отмечено, наличие знаний еще не формирует конкурентное преимущество: действительно, общественные или специальные знания, получаемые в процессе проведения фундаментальных и прикладных исследований, определяют лишь конкурентный потенциал.

Дальнейшая его реализация возможна только при разработке опытно-конструкторских образцов и их эффективном тестировании на рынке. Следовательно, из всего объема знаний, формирующих конкурентный потенциал, на следующую стадию конкурентного процесса – «трансформацию» – могут быть выведены единицы, непосредственно определяемые нами как «конкурентные ресурсы», то есть результаты прикладных исследований и разработок.

Внедрение инноваций в производство возможно только при рассмотрении результата научно-технической деятельности как охраноспособного объекта купли-продажи на инновационном рынке.

В случае, если инновация будет внедрена на производстве и последствия такого внедрения скажутся на росте стоимости, то можно предположить, что произошла трансформация конкурентного ресурса в конкурентное преимущество в созданных на предприятии условиях.

Рост стоимости компании, востребованность на рынке производимой инновационной продукции или услуг – это индикаторы диффузии конкурентного преимущества и занимаемой конкурентной позиции. На данном этапе конкурентного процесса могут наблюдаться количественные и качественные различия между конкурентным преимуществом как внутренней оценкой ИКП и конкурентной позицией – внешней оценкой ИКП.

Отток конкурентного ресурса допускается только в случае отсутствия условий, необходимых для трансформации в конкурентное преимущество, в противном случае такой подход будет определен нами как конкурентный недостаток. К примеру, в Российской Федерации наибольшее распространение получили две формы трансформации конкурентных ресурсов научных организаций (трансфера и коммерциализации РНТД):

1) трансформация РНТД в капитализацию малого инновационного предприятия, т.е. создание хозяйственных обществ в соответствии с ФЗ №217-ФЗ;

2) передача/продажа конкурентного ресурса (например, прав пользования патентом на основе лицензионного договора), так называемый отток конкурентных ресурсов.

На наш взгляд, последний вариант является нежелательным для научных учреждений и может быть реализован только в случае отсутствия условий для коммерциализации РНТД через «пояс» малых инновационных предприятий.

Вывод

Управление трансформацией знания в конкурентное преимущество на всех стадиях ИКП зависит от эффективной «состыковки» элементов образовательной, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности.

Инструментом повышения системной эффективности инновационно-конкурентного процесса выступает инновационно-образовательный кластер, ядром которого, на наш взгляд, должен стать вуз как источник «генерации знаний». Казалось бы, построение инновационного кластера с центром – крупным промышленным предприятием позволит решить проблемы, связанные с обеспечением финансирования деятельности инновационно-образовательного кластера и его участников, формированием устойчивого спроса на продукцию. Однако такой подход неприемлем в сегменте малого инновационного предпринимательства вследствие отсутствия доступа к современным технологиям.

Таким образом, повышение конкурентоспособности малых инновационных предприятий основывается на внедрении организационно-территориального механизма реализации инновационно-конкурентного процесса, ориентированного на трансформацию знания в конкурентное преимущество.


Источники:

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:53:07