К вопросу формировании антиинфляционной политики в России

Проценко О.Д., Цакаев А.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко О.Д., Цакаев А.Х. К вопросу формировании антиинфляционной политики в России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 68-72.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 4/2001) К негативным последствиям инфляционных процессов, прежде всего, относят: снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов); обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений); потерю у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности в ожидании повышения цен на продовольствие); ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, с фиксированными доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Ключевые слова: доходы населения, Россия, инфляция, антиинфляционная политика



Продолжение. Начало в № 4/2001.

К негативным последствиям инфляционных процессов, прежде всего, относят: снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов); обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений); потерю у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности в ожидании повышения цен на продовольствие); ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, с фиксированными доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Главное воздействие на инфляционный процесс в России (вплоть до предопределения основных особенностей ее в Российской Федерации) оказало использование платежных средств с, так называемой, ограниченной платежной силой, а также взаимных расчетов. Российская экономика приобрела “безденежный” характер. Так, в 1998 году до 70 % всего объема безналичных платежей предприятий осуществлялось без участия денег, имеющих статус всеобщего платежного средства. Очевидно, что показатель денежной массы, равно как и его производные (скорость обращения денег и др.), не выполняют в России той роли монетарного фактора инфляции, какая отводится ей в других, особенно индустриально развитых, странах,. Ведь с участием денежной массы, регулируемой Центральным Банком Российской Федерации, совершается меньший объем экономического оборота. Этот оборот обслуживается, главным образом, бартером, системой искусственных зачетов, суррогатами денег типа различных векселей, сертификатов и т.п.

Вытеснение национальной валюты более устойчивой иностранной - объективный процесс, характерный для всех стран с высокой инфляцией. Свободно конвертируемая валюта позволяет сохранить сбережения населения от обесценивания, т.е. выполняет функцию средства накопления. Из-за слабого развития инструментов финансового рынка (акций, облигаций и др.), которые позволяют не только сохранять, но и приумножать накопления, это особенно актуально для России.

Хотя к середине 90-х годов в России были созданы нормативно-правовые основы стабильной валютной системы, до сих пор не удалось достичь их последовательного использования. Несмотря на ужесточение банковского законодательства пока не удается в достаточной степени стабилизировать банковский сектор. В условиях нестабильной валютной системы Российской Федерации стоимостное значение непогашенных обязательств и правовых титулов остается необеспеченным. И, как следствие, цены лишаются своей коренной функции, а именно функции механизма для координации предложения и спроса, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и сокращению производительности труда.

Неплатежи в расчетах между хозяйствующими субъектами, в конечном счете, усиливают инфляцию. Откладывание бюджетных выплат сокращает, казалось бы, бюджетный дефицит, а значит, и уровень инфляции, однако, последующее инфляционное финансирование бюджетных расходов восстанавливает этот статус. Другим важным аспектом влияния неплатежей в хозяйстве на инфляцию является невозможность расплачиваться со смежниками и собственным персоналом, что вынуждает многие предприятия России сокращать производство, а в ряде случаев ‑ закрывать. Это в свою очередь автоматически подключает целый ряд факторов роста инфляции.

Во-первых, снижается совокупное предложение в стране. Это, при сохранении прежнего объема спроса, неизбежно ведет к росту среднего уровня цен и темпов инфляции. Огромные масштабы неплатежей резко повышают риск кредитования, сокращая, тем самым, его объем в реальном секторе.

Во-вторых, падает уровень занятости населения, что обуславливает непредвиденные расходы государства на пособия по безработице.

В-третьих, увеличивается бюджетный дефицит по данной причине и недопоступление налогов от предприятий, приостановивших свою деятельность.

В условиях кризиса платежной системы России (после августовский период 1998г.) практически искажался реальный смысл всех макроэкономических показателей, подвергаемых регулированию и имеющих отношение к инфляции: денежной массы, скорости обращения денег, дефицита бюджета и др.

Следует отметить, что по аналогии с западной практикой, эти макроэкономические показатели устанавливаются в относительных величинах ВВП. Причем, по западной методологии принято считать, что в течение прогнозируемого периода ВВП будет полностью реализован, включая продажи в кредит. В Российской же Федерации почти половина ВВП не оплачивается, поэтому приходится подвергать сомнению достоверность отражения показателей, представляемых в результате расчетных действий, и сопоставлять их с аналогичными показателями в западных странах.

"Разрыхление" действующего в России законодательства за счет соглашений о зачетах и постановлений о защите отдельных направлений, делает принимаемые Российским правительством жесткие бюджетные ограничения фактически недействительными. Тем самым санкционирующие механизмы функционирующей системы конкуренции ставятся с ног на голову, а именно: на фоне принимаемых штрафных санкций к рентабельным предприятиям неэффективные предприятия получают государственную финансовую (дотации) и иную поддержку, что непосредственно сказывалось и сказывается на состоянии российской налоговой системы. Налоговые недоимки (в июле 1998г. доля налоговой задолженности составляла 10% ВВП), увеличивали дефицит государственных финансов, что приводило к постоянному росту государственного долга. Вместо проведения коренной реформы налоговой системы и принятия мер в отношении злостных неплательщиков усилия были направлены лишь на лечение симптомов, т.е. государственного финансового дефицита.

До тех пор, пока будут устраняться лишь последствия, т.е. сокращение налоговых поступлений, и не будет устранена их причина, т.е. серьезные прорехи в законодательстве и его исполнении, до тех пор будет сохраняться возможность уклонения от налоговых отчислений у хозяйствующих субъектов и опасность хронического бюджетного дефицита. Поэтому одним из сложнейших вопросов финансовой и всей экономической политики государства является управление инфляцией. Способы и приемы управления различны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов.

Формируемая антиинфляционная финансовая политика Российского государства должна быть, прежде всего, направлена на:

‑ сокращение бюджетного дефицита;

‑ ограничение кредитной экспансии;

‑ сдерживание денежной эмиссии.

Следует отметить, что в соответствии с монетарными рецептами во многих странах (в том числе, и в России) практикуется регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах ‑ в соответствии с темпом роста ВНП. Эта политика предполагает обеспечение регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств по увязки роста заработной платы и роста цен служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдачи кредитов и т.д.

Остановить инфляцию с помощью одних только организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в реальной экономике серьезных и долговременных диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, "дозировка" и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависят от постановки правильного диагноза, или определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих инфляцию. Не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, а серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют ее характеру и глубине "заболевания".

О методах и опыте борьбы с инфляцией, накопленных в мировой практике, и особенностях их использования в России мы поговорим в заключительной части нашей статьи в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:19