Принятие креативных решений на различных уровнях экономической деятельности

Моисеенко С.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Моисеенко С.С. Принятие креативных решений на различных уровнях экономической деятельности // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 38-45.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038147
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы креативности как характеристики экономических субъектов разных уровней – микроуровня (креативность отдельных организаций), мезоуровня (отраслевых и организационных объединений, а также регионов), макроуровня (уровень государственного управления) и мегауровня (межгосударственные и наднациональные структуры).

Ключевые слова: креативность, принятие решений, творческое мышление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Последние 20 лет мы наблюдаем концептуальные перемены в деятельности субъектов всех уровней экономической деятельности – бизнеса, государственных учреждений, некоммерческих организаций и т.д. О современной экономике уместно говорить как о «креативной экономике», т.е. основанной на креативных решениях. Нас будет интересовать креативность как характеристика экономических субъектов разных уровней – микроуровня (креативность отдельных организаций), мезоуровня (отраслевых и организационных объединений, а также регионов), макроуровня (уровень государственного управления) и мегауровня (межгосударственные и наднациональные структуры).

В широком понимании креативность определяется как способность к генерации существенных новых форм в любом виде. В основном исследователи вопросов креативного менеджмента и экономики делают акцент на трех составляющих:

1. Творческая компонента (возможность к созданию принципиально новых форм или новому сочетанию уже известных элементов).

2. Принципиальный характер креативной идеи. Креативность должна приводить к принципиальному сдвигу характера конкуренции или потребления на данном рынке.

3. Ориентация на результат. В рассматриваемом аспекте нас будет интересовать не сам процесс, а именно результат креативной деятельности. Желаемый результат – увеличение экономической эффективности субъекта.

Подобное улучшение возможно напрямую и косвенно.

Напрямую субъекты в состоянии снижать собственные затраты (благодаря перестройке процессов ведения бизнеса) и увеличивать доходы (благодаря созданию и внедрению инноваций).

Косвенный результат не выражается в увеличении финансовых потоков, но ведет к увеличению доходов организации в долгосрочной перспективе - например, к удержанию ключевого персонала или повышению скорости реакции организации на изменения внешней среды.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. выдвигался ряд причин, по которым креативность становилась все более актуальной для экономических субъектов всех уровней (возрастание скорости изменений и их дискретный характер, доступность информации, усложнение и возрастание конкуренции и др.). Вместе с тем, экономическая ситуация в мире изменилась уже с момента появления самого термина «креативная экономика» в августе 2000г. в журнале Business Week. Кризисные явления, наблюдаемые в экономике последний год, вносят свои коррективы в поведение субъектов всех уровней. Участники экономических процессов попали именно в ситуацию дискретного изменения внешней среды, и теперь им необходимо вырабатывать и применять новые формы поведения.

Рассмотрим микроуровень креативности, то есть креативность отдельных предприятий и организаций. Мы можем рассматривать креативность микроуровня с двух точек зрения.

Первая из них предполагает, что креативность организации складывается из креативности отдельных индивидуумов - работников организации. В этом случае креативная стратегия фирмы – максимально полно раскрыть способности сотрудников к генерации «оригинальных и уместных идей».

Креативность отдельных работников формируется на основе трех составляющих: компетентности, умения творчески мыслить и мотивации. Задача менеджмента компании раскрывается в трех элементах:

1. Расширении и углублении необходимых компетенций и навыков работников. Наиболее распространенный способ достижения этой задачи – обучение сотрудника и стимулирование его самообучения.

2. Развитии умения творчески мыслить. Помимо технических приемов и методик стимулирования креативности, необходимо также создать среду, способствующую принятию творческих решений (об этом подробно будет сказано ниже).

3. Разработке мотивационных систем. Система мотивации – это сложная система, основанная на внешних стимулах и на внутренних характеристиках работника. Внешняя мотивация должна соответствовать ряду требований, основными из которых являются: важность для сотрудника, гибкость, своевременность и видимость.

Однако нельзя утверждать, что креативность организации – это простая сумма креативности ее сотрудников. В подобном случае глобальной задачей любой компании стал бы поиск наиболее одаренных работников. Между тем, креативность лежит в основе всех составляющих работы компании. Настоящую ценность для организации она представляет в том случае, когда систематизирована и подвергается управлению и контролю.

Второй подход к определению креативности организации наиболее точно сформулировал Питер Кук, предложивший схему «80% среда + 20% технические приемы». То есть на 80% работа по развитию креативности связана с созданием необходимой среды, и лишь на 20% это процессы, направленные на освобождение мыслительного процесса от повседневной рутины.

Технические приемы, используемые для стимулирования креативности работников, - это достаточно широкий перечень методик, применяющихся для получения новых идей и формирования нового типа мышления сотрудников компании.

Среда – это совокупность трех подсистем:

1) культура, стиль лидерства и ценности организации;

2) структуры и системы управления (формальные и неформальные);

3) навыки и ресурсы компании (возможностей и ограничений).

Что касается областей развития креативности в рамках организации, то их перечень охватывает практически все сферы деятельности. Чаще всего в качестве областей называют: маркетинг, стратегическое планирование и управление, НИОКР. Если рассматривать определение креативности с точки зрения прямых и косвенных выгод, в рамках каждого подразделения можно предложить идеи, которые будут увеличивать доходы или снижать издержки компании.

Для компании важно определить те области и показатели, в которых креативность принесет максимальную выгоду в кратчайшие сроки. В качестве модели для определения этих областей можно предложить следующую схему.

Менеджмент компании определяет ряд утверждений, относящихся к деятельности фирмы, на которые он хотел бы получить утвердительные ответы. Затем утверждения конкретизируются и накладываются на временные интервалы, становясь частью стратегического плана компании.

Поиск нестандартных решений становится более актуальным в период кризисных явлений в экономике. Проанализировав на основании вторичных источников наиболее часто встречающиеся проявления сложной экономической ситуации в российских компаниях, можно выделить следующие:

- падение уровня реального спроса;

- падение цен и, как следствие, снижение прибыли;

- рост тарифов монополий;

- рост процентных ставок по кредитам;

- рост дебиторской задолженности;

- колебание курса национальной валюты.

На микроуровне изменения внешней среды приводят, прежде всего, к смене целей и задач организаций. Многие компании начинают корректировать свою политику в области принятия решений, ограничиваясь стандартными ходами – сокращением персонала, поиском альтернативных поставщиков сырья и материалов, сокращением продолжительности рабочей недели и т.п.

Однако некоторые компании ищут креативные подходы противодействия кризису. Примером поиска можно считать изменение концепции управления персоналом. В компаниях интеллектуального сектора часто принималось решение о сохранении персонала в период кризиса. Люди в подобном бизнесе являются основным активом, и их потеря чревата для компании итоговыми убытками. Чаще всего такие идеи реализовывались в консалтинге, рекламном бизнесе, IT-сфере. Некоторые пошли еще дальше и продолжали наем персонала.

Объяснялось это так: в условиях кризиса на рынке труда увеличивается предложение высококвалифицированного труда, а цена на него падает. Разумеется, подобная стратегия оправдывает себя только в том случае, когда выгода от привлечения сотрудника существенно превышает соответствующие затраты.

Вопросы креативности экономических субъектов мезоуровня мы будем рассматривать с позиции географического (креативная региональная экономика) и отраслевого (креативная экономика отраслей) объединения субъектов.

Ряд исследователей изучали вопросы формирования креативных территорий с исторической точки зрения. Например, Питер Холл в книге «Cities in Civilization» провел сравнительный анализ наиболее креативных территорий на протяжении истории цивилизации. При этом анализ развития тех или иных территорий проводится им с условным разделением на города, достигшие максимального расцвета культуры, и территории, бывшие ведущими экономическими и технологическими центрами своих эпох.

Автор делает вывод, что в XXI веке для превращения территории в средоточие креативности, необходимо объединение характеристик культурно и технологически развитых территорий, что в результате даст создание экономически эффективных областей с высокой концентрацией творческих ресурсов и уровнем инновационности.

За рубежом вопросы креативности изучаются относительно давно, и развитие креативного потенциала экономических субъектов является вопросом государственной значимости. В понимании креативной экономики в разных странах есть существенные различия. Так, например, в США под креативной экономикой понимается экономика конкретных отраслей. Чаще всего к ним относятся отрасли сферы услуг, включающие наиболее высокотехнологичные и творческие профессии.

Однако мы считаем, что ограничение креативности рядом отраслей существенно сужает перспективы творческого развития других организаций и отраслей. Поэтому гораздо больший интерес для нас представляют исследования, посвященные общим вопросам развития креативности на тех или иных территориях. Например, в материале «The Creative Community» проводится комплексный анализ возникновения и развития креативности на территории, так называемой, Силиконовой долины.

Анализируя данный субъект американской экономики, авторы приходят к выводу, что, с учетом специфики региона, построение деятельности Долины на принципах креативной экономики является основой для поддержания ее конкурентоспособности. Авторы выделяют три характеристики Силиконовой Долины как единого креативного сообщества:

1. Сочетание опыта и достижений в творческом процессе. Здесь имеется в виду привлечение в регион работников наиболее творческих профессий – дизайнеров, художников и др.

2. Технологические и экономические инновации.

3) Активная гражданская позиция, участие в деятельности региона.

В качестве вывода авторы предлагают идею о том, что для превращения территории в центр креативной деятельности необходимо активно влиять и поддерживать все три составляющие сообщества. Кроме того, согласно опросу «обитателей» Силиконовой долины, креативность для них является одновременно личным и общественным явлением. Тем самым, налаживание связей между отдельными субъектами креативной деятельности является важной задачей самих субъектов и региональных властей. Во многом степень развитости подобных отношений является определяющей при привлечении новых креативных ресурсов на территорию.

Современный креативный регион отличает сочетание высокой концентрации и эффективности технологически и экономически инновационных предприятий, развитого творческого сектора экономики и активного участия жителей региона в деятельности подобных организаций.

Если в масштабах региона есть возможность регулирования и поддержки креативности организаций, то в рамках отраслей подобное представить сложнее. Для развития креативности на данном уровне необходим внешний регулятор, который создавал бы базу для обмена идеями в необходимом объеме и стимулировал кооперацию компаний в рамках отдельных видов деятельности.

В качестве таких регуляторов выступают отраслевые объединения и организации. Подобную роль также могут исполнять формальные и неформальные объединения представителей той или иной профессий. В ситуации, когда общее положение предприятий резко ухудшается, кооперация по ряду вопросов между ними усиливается.

Что касается макроуровня и мегауровня, то здесь вопросы креативного принятия решений становятся наиболее актуальными в нестандартных ситуациях.

Принятие нестандартных креативных решений на высших уровнях в ряде ситуаций является единственно верным. Подобные решения приходится принимать в условиях жесткого ограничения по времени и недостатка информации, т.е. в ситуациях, с которыми управленец до этого не сталкивался. В середине ХХ века подобным нестандартным решением стал переход к экономической политике нового типа, основанной на идеях Дж. Кейнса.

Аналогичная потребность наблюдается сейчас во всем мире. Текущая ситуация представляет собой плодотворное поле для поиска креативных путей выхода экономики из кризиса. В качестве подобных путей предлагаются варианты изменения экономической политики, основанные на резком снижении ставок рефинансирования, упрощении доступа компаний к кредитным ресурсам, массированная прямая поддержка производителей; корректировка налогового законодательства и принципов налогообложения предприятий среднего и малого бизнеса. Главная цель выдвигаемых идей – стимулирование реального сектора экономики, поддержка производителей товаров и услуг, поддержание уровня платежеспособного спроса населения и промышленного рынка.

Подобные идеи являются примером креативного подхода к решению проблем. Несомненно, каждое из таких предложений должно быть тщательно проанализировано перед применением, так как последствия от неверного внедрения могут быть гораздо более тяжелыми.

Еще одной характеристикой процесса креативного принятия решений на макроуровне является ограниченное количество лиц, вовлеченных в процесс. Если на микроуровне практически каждый работник организации может принять участие в разработке идей, то на уровне государства это практически невозможно. Тем более ценным является опыт по привлечению более широких кругов специалистов к дискуссии о путях выхода из кризиса.

Таким образом, принятие креативных решений возможно на всех основных уровнях экономической деятельности. Новые нестандартные решения (или идеи, сочетающие в себе уже известные элементы) особо актуальны во время кризиса, в период недостатка информации и слабой прогнозируемости ситуации.


Источники:

1. Амабайл Т.М. Как убить творческую инициативу. – Креативное мышление в бизнесе. Сборник статей – М.: Альпина Бизнес Букс., 2006. – 232 с.
2. Кук П. Креатив, который приносит деньги. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 384 с.
3. Егоров М. Кризис отразился на всех компаниях // http://www.bfm.ru/news/2008/11/19/samoevremjanabirat-professioalov.html
4. The Creative Community: working paper //Collaborative Economics, February, 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:28