Система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Ушакова В.Р.
System of medical and psychological care for children with special needs - View in English
Об авторах:

Ушакова В.Р.1
1 Крымский инженерно-педагогический университет

 Скачать PDF

Аннотация:
На сегодняшний день значимой проблемой в современном обществе выступает полноценное вхождение детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Своевременными и социально значимыми представляются усилия, направленные на подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни путем эффективной интеграции в социальную среду, а также психологическая поддержка и психопросвещение родителей и педагогов. В статье представлена система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Представленные и апробированные мастер-классы по различным видам арт-терапии направленны на всестороннее и эстетическое развития детей с нарушениями развития, коррекцию их эмоциональной сферы, научения выражению эмоций социально приемлемыми методами и развитие коммуникативных навыков. Упражнения подбирались с учетом возрастных и клинических особенностей детей. Использование арт-терапевтических техник способствовало созданию безопасной среды для самовыражения детей, а без оценочное принятие их и продуктов деятельности взрослыми выступило ресурсом для личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Групповые занятия с детьми проводили студенты-волонтеры под руководством преподавателей. Таким образом, студенты наработали практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, медико-психологическая помощь, арт-терапия
Цитировать публикацию:
Ушакова В.Р. Система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. – 2018. – Том 5. – № 4. – С. 391-404. – doi: 10.18334/lp.5.4.39896

Ushakova, V.R. (2018) System of medical and psychological care for children with special needs. Russian Journal of Humanistic Psychology, 5(4), 391-404. doi: 10.18334/lp.5.4.39896 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
Арт-терапия — новые горизонты. / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). Санкт-Петербург, 2013. – С. 85-90.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. / од ред. проф. В.Е. Рожнова. - Ташкент: Медицина, 1979. – 256-274 с.
Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. , 2014. – 96 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. / собр. тр. / науч. ред. В. В. Иванова и И. В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2001. – 477 с.
Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. - М.: Смысл, 2012. – 265 с.
8. Дединская Е. П., Щербинин К. А. Музыкальная терапия в клинической практике // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 2. – С. 112–117.
Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. / под ред. Г. Г.Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2013. – 634 с.
Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков. , 2009. – 287 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 50 с.
Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. - СПб.: Питер, 2001. – 204 с.
Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань, 2016. – С. 87-90.
16. Котышева Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Омский научный вестник. – 2009. – № 2. – С. 179–182.
17. Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 8. – С. 34-37.
Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями. / В книге: Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б. М. Когана и С. М. Валявко. - М.: Спутник, 2011. – 5–7 с.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. – 384 с.
Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика: слушать душой. - К.: АДЕФУкраина, 2012. – 200 с.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. / учебник для вузов. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Составлено по лекциям. / пер с итал., 2012. – 175 с.
Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. / Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
24. Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии // Простір арт-терапії: разом з вами. – 2006. – № 2. – С. 54 – 60.
Осадчук Л.О. Простiр арт-терапii: хаос, структура, стихiя // Матеpiали ХI мiжнародноi мiждисциплiнарноi науково-практичноi конференцii. Киев, 2009. – С. 38–43.
26. Петрушин В. И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России // Музыкальная психология и психотерапия. – 2011. – № 3. – С. 4–14.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000. – 176 с.
Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. / Учебно-методическое пособие. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112 с.
29. Рапацкая Л. А., Бученкова М. Н. Технологии музыкотерапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития // Вестник КГУ им. Некрасова. – 2010. – № 4. – С. 235–240.
30. Рязанцева Е. Ю. Принятие как экзистенциальный ресурс // Наука i освіта: науково практичний журнал Південного наукового центру НАПН Україн. – 2011. – № 3/LXXXXIX. – С. 75–79.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. / Учебное пособие – 9-е изд. - М.: Генезис, 2017. – 476 с.
Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
34. Успенский В. М. Нерешенные проблемы музыкотерапии // Музыкальная психология и психотерапия. – 2011. – № 3. – С. 69–79.
35. Халявина Т. Г. Психокоррекционное воздействие музыки на детей с задержкой развития // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 2. – С. 105–111.
Шошина Ж. О музыкальной терапии. / В книге: Психология процессов художественного творчества. - М.: Наука, 2012. – 219 с.
Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. – 480 с.
Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. , 2010. – 356 с.