Структурно-инвестиционная политика современной России

Забелин П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забелин П.В. Структурно-инвестиционная политика современной России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 3-6.

Аннотация:
Структурная политика предполагает поступательную, планомерную перестройку общественного производства и приведение его в соответствие с последними изменениями и достижениями в науке, технике и технологии. Речь идет о серьезных структурных преобразованиях.

Ключевые слова: Россия, инвестиционная политика, структурные преобразования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Структурная политика предполагает поступательную, планомерную перестройку общественного производства и приведение его в соответствие с последними изменениями и достижениями в науке, технике и технологии. Речь идет о серьезных структурных преобразованиях.

Правительство РФ все больше дистанцируется от поддержки устаревших и бесперспективных производств и переключается на стимулирование эффективных хозяйственных объектов, особенно в частном секторе. Такая переориентация влечет за собой сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и их замещение государственными инвестициями. Отныне и само государство заинтересовано в долевом участии совместно с частными вкладчиками в реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, создается некий вариант смешанной экономики. На ее прогрессивное развитие мобилизуются средства мелких вкладчиков, населения, благонадежных фондов и банков, страховых компаний, а также поступления от вторичной эмиссии акций и выпуска иных ценных бумаг. Не последнее место в этом ряду занимают иностранные инвестиции. Однако для их притока в желаемом объеме необходимо создание соответствующих правовых условий.

При осуществлении структурной политики важным является сохранение существующего экономического потенциала России, поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Актуальным, с этой точки зрения, является сегодня приостановление процесса деиндустриализации экономики, перемещение промышленной политики на первый план, в реальный сектор.

В промышленности России насчитывается в настоящее время порядка 30 тысяч средних и мелких предприятий, крупных же типа концернов лишь единицы. На их долю приходится не более 12% общего объема промышленного производства. В США 300-400 крупнейших корпорации промышленности выпускают около половины промышленной продукции. С появлением этого корпоративного звена и наступила весьма желанная для рыночной экономики устойчивость.

Результатом многолетней деятельности корпораций стало создание механизма осознанного регулирования и управления производством, схожего в некотором роде с методами советского планирования. Однако в отличие от отечественного планирования американская рыночная экономика осуществляла планирование на среднем уровне (между микро и макроуровнями). При этом, выход как на верхний (макроэкономический), так и на нижний (микроэкономический) уровень управления четко ограничен. Создалась достаточно эффективная конструкция: корпорации. Аккумулируя большой объем ресурсов и продукции, они обрели возможность регулирования потребностей рынка на уровне отдельных предприятий среднего и мелкого бизнеса.

Среднее звено в российской промышленности начало формироваться в конце 80-х годов, однако, процесс его “дозревания” был прерван "ваучеризацией" и приватизацией предприятий народного хозяйства. Не были поняты тогдашними реформаторами его роль и место в общем механизме управления. Современная рыночная экономика обнаруживает настоятельную необходимость воссоздания этого недостающего среднего звена. Оно олицетворяется крупными промышленными корпорациями и финансово-промышленными группами (ФПГ).

Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения согласованной технической и инвестиционной политики. Наличие банка в такой группе позволяет оперативно реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и перераспределять финансовые ресурсы. Объединение в рамках ФПГ крупных секторов экономики переводит значительную долю поставок с рыночных на трансфертные цены. Это, безусловно, способствует снижению инфляции.

Становление в каждой из отраслей экономики нескольких (не менее трех) групп повлечет здоровую конкуренцию. Соперничество между ФПГ приведет в свою очередь к их заинтересованности в оказании технологической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним предприятиям. Следовательно, мощный импульс получит конкуренция на уровне мелкого и среднего бизнеса. Надо иметь в виду также и то, что создание ФПГ явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влияние на экономическую политику местных властей будет весьма ощутимой.

Правительство РФ уделяет большое внимание роли ФПГ в экономической жизни страны. В его Программе содействия финансово-промышленным группам сформулированы цели и важные задачи, которые на них возлагаются. Среди наиболее приоритетных направлений ‑ повышение эффективности производства, увеличение экспортного потенциала, ускорение научно-технического прогресса, конверсия военных предприятий, привлечение инвестиций.

В свою очередь ФПГ вправе ожидать со стороны правительства создания для них соответствующих экономических условий и снятия ограничений, которые создают искусственные препятствия на пути появления мощных и конкурентно способных финансово-промышленных групп в российской экономике. В ближайшее перспективе возможно создание 100-150 таких ФПГ, сопоставимых по своим возможностям с ведущими зарубежными корпоративными объединениями. Однако на этом пути следует избегать компанейщины, отказаться от общих, унифицированных схем формирования групп. Основными принципами создания российских ФПГ должны стать индивидуальность, добровольность вхождения в состав группы, разнообразие форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала, экспертно подтвержденная социально-экономическая обоснованность создания ФПГ.

Базовой основой ФПГ являются технологически и кооперационно связанные промышленные предприятия, выпускающие сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках.

Следует также отметить, что эффективное функционирование ФПГ позволит восстановить деловую активность в рамках бывшего СССР. Исследования показывают, что нестабильная экономическая ситуация в России во многом вызвана разрывом связей между предприятиями СНГ.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:46