Взаимосвязь различных стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей

Барабанов Д.Д., Рычкова О.Н.
The relationship between different styles of parenting and parents' motivational features - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Барабанов Д.Д.1, Рычкова О.Н.1
1 Академия социального управления

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования на тему взаимосвязи стилей родительского воспитания и их мотивационных особенностей. Выборку составили родители (N=50), воспитывающие детей-подростков в полных (n=15) и неполных (n=20) семьях. Были использованы следующие методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В, "Мотивация к успеху" Т. Элерса, "Мотивация к избеганию неудач". Т. Элерса, методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу, Д. Краун. В результате были сделаны выводы о том, что уровень мотивации одобрения у родителей может определять уровень воспитательной уверенности и может быть взаимосвязан с другими мотивационными особенностями родителей. При различной выраженности мотивации достижения или избегания неудач у родителей подростков из полных или неполных семей, предпочтение стилей родительского воспитания было практически идентично.

Ключевые слова:

родители, стили воспитания, детско-родительские отношения, подростки, мотивация к достижению успеха, мотивация к избеганию неудач, мотивация одобрения
Цитировать публикацию:
Барабанов Д.Д., Рычкова О.Н. Взаимосвязь различных стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей // Живая психология. – С. 245-256. – doi: 10.18334/lp.5.3.39372

Barabanov, D.D., & Rychkova, O.N. The relationship between different styles of parenting and parents' motivational features. Russian Journal of Humanistic Psychology , 245-256. doi: 10.18334/lp.5.3.39372 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Андреева Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи как области научных исследований // Вестник санкт-петербургского университета. серия 12. психология. социология. педагогика. – 2011. – № 3. – С. 66-78.
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. - М. : Класс, 2012. – 96 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. / 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
Захарова Г.И. Психология семейных отношений. - Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
5. Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник московского университета. серия 14: психология. – 2014. – № 4. – С. 76-90.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
8. Румянцева Т.В. Влияние стилей родительского воспитания на школьную тревожность и успеваемость // Психология обучения. – 2009. – № 12. – С. 43-50.
9. Чепракова Е.А. Влияние стиля родительского воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 2. – С. 84-93.
Шнейдер Л. Семейная психология. Эмпирические исследования. - М.: Юрайт, 2018. – 317 с.
Эйдемиллер Э.Г. Добряков И.В. Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
13. Aunola K., Nurmi J.E. The Role of Parenting Styles in Children's Problem Behavior // Child Development. – 2005. – № 6. – С. 1144-1159.
14. Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior // Genetic Psychology Monographs. – 1967. – № 1. – С. 43-88.
15. Baurmind D. The influence of parenting styles on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. – 1991. – № 1. – С. 56-95.
Ehlers Th. Experimentelle Untersuchungen zur persönlichkeitsbedingten Unfallgefährdung. Marburg, Univ., Diss., 1964. S. 252 – 279
McClelland D. The achievement motiveю. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1953. – 384 с.
18. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psycho. – 1966. – № 1. – С. 1-28.
19. Schroeder V.M., Kelley M.L. Associations Between Family Environment, Parenting Practices, and Executive Functioning of Children with and without ADHD // Journal of Child and Family Studies. – 2009. – № 2. – С. 227-235.
Seligman M.E.P Helplessnes: On depression, development, and death. - San Francisco: Freeman , 1975. – 250 с.
21. Silva M., Dorso E., Azhar A., Renk K. Relationship among Parenting Styles Experienced during Childhood, Anxiety, Motivation, and Academic Success in College Students // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. – 2007. – № 2. – С. 149-167.
Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications. 1995. 232 p
Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. - New York: Springer-Verlag, 1986. – 304 с.