Социально-психологическая характеристика подростков-мигрантов с различными групповыми статусами

Двоскина Н.В.
Socio-psychological characteristics of migrant adolescents with different group statuses - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Двоскина Н.В.1
1 Московский государственный психолого-педагогический университет

 Скачать PDF

Аннотация:
Вопросы интеграции детей-мигрантов приобрели особую актуальность в отечественной и зарубежной науке в последние десятилетия за счет их непосредственной связи с необходимостью формирования безопасной образовательной среды. Важным аспектом в изучении процесса интеграции детей-мигрантов в настоящее время является их взаимоотношения со сверстниками и участие в школьной жизни. В статье рассматриваются возможные связи группового статуса подростков-мигрантов с личностными характеристиками подростков-мигрантов, в том числе коммуникативной компетентностью и эмоциональным интеллектом, социально-психологическими характеристиками, в том числе согласием с нормами, принятыми в поликультурных группах, и стратегией аккультурации семей. Приведены данные российских и зарубежных исследований, посвященных вопросам интеграции детей-мигрантов в образовательной среде, а также результаты пилотажного исследования подростков-мигрантов, проведенного в общеобразовательных школах г. Москвы в мае-ноябре 2016 г.

Ключевые слова:

образование, интеграция, дети-мигранты, подростки-мигранты, групповой статус, кейс-стади, социометрия
Цитировать публикацию:
Двоскина Н.В. Социально-психологическая характеристика подростков-мигрантов с различными групповыми статусами // Живая психология. – С. 213-228. – doi: 10.18334/lp.5.3.39369

Dvoskina, N.V. Socio-psychological characteristics of migrant adolescents with different group statuses. Russian Journal of Humanistic Psychology , 213-228. doi: 10.18334/lp.5.3.39369 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Andrew G. Ryder, Lynn E. Alden, Delroy L. Paulhus Is Acculturation Unidimensional or Bidimensional? A Head-to-Head Comparison in the Prediction of Personality, Self-Identity, and Adjustment // Journal of Personality and Social Psychology. – 2000. – № 1. – С. 49-65.
2. Brown B.B., Hamm M., Herman J.V., Heck D.J. Ethnicity and image: Correlates of crowd affiliation among ethnic minority youth // Child Development. – 2008. – № 79(3). – С. 529-546.
Cobb N.J. (2004). Adolescence: Continuity, change, and diversity (5th ed.). Boston, MA: McGraw-Hill
4. Crosnoe R. Health and the education of children from racial/ethnic minority and immigrant families // Journal of Health and Social Behavior. – 2006. – № 47. – С. 77-93.
Dishion T.J., Dodge K.A. (2005). Peer Contagion in Interventions for Children and Adolescents: Moving Towards an Understanding of the Ecology and Dynamics of Change. Journal of Abnormal Child Psychology: An official publication of the International Society for Research in Child and Adolescent Psychopathology, 33(3), 395-400
Dishion T.J., Patterson G.R. (2006). The development and ecology of antisocial behavior in children and adolescents. In Cicchetti D., Cohen D.J. (Eds.), Developmental psychopathology, Vol 3: Risk, disorder, and adaptation (2nd ed.), (pp. 503-541). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc
Dishion T.J., French D.C., Patterson G.R. (1995). The development and ecology of antisocial behavior. In Cicchetti D., Cohen D.J. (Eds.), Developmental psychopathology, Vol. 2: Risk, disorder, and adaptation. Wiley series on personality processes. (pp. 421-471). Oxford, England: John Wiley & Sons
Goza F., Ryabov I. (2009). Adolescents’ educational outcomes: Racial and ethnic variations in peer network importance. J Youth Adolescence, 38, 1264-1279
9. Darmody M., Byrne D., McGinnity F. Cumulative disadvantage? Educational careers of migrant students in Irish secondary schools // Race Ethnicity and Education. – 2014. – № 1. – С. 129-151.
10. Mondli Hlatshwayo Centre for Education Rights and Transformation (CERT), Bunting Road Campus, Faculty of Education, Auckland Park, South Africa // School Psychology International. – 2014. – № 35(3). – С. 266-279.
11. Dvir N., Aloni N., Harari D. The dialectics of assimilation and multiculturalism: the case of children of refugees and migrant workers in the Bialik-Rogozin School, Tel Aviv, Compare // Journal of Comparative and International Educatio. – 2015. – № 4. – С. 568-588.
Ramzy L.M. Immigrant Refugee Adolescents: The Relationships Between Peer Connectedness, Academic Self-Efficacy, Educational Barriers, Parental Monitoring, and School Engagement. PhD Dissertation. Presented to the Department of Counseling Psychology and Human Services and the Graduate School of the University of Oregon. / ProQuest LLC. 2012
13. Reio Jr. T.G., Marcus R.F., Sanders-Reio J. Contribution of student and instructor relationships and attachment style to school completion // Journal of Genetic Psychology. – 2009. – № 170,(1). – С. 53-71.
14. Rosenfeld L.B., Richman J.M., Bowen G.L. Social support networks and school outcomes: The centrality of the teacher // Child and Adolescent Social Work Journal. – 2000. – № 3. – С. 205-222.
15. Ryan A.M. Peer groups as a context for the socialization of adolescents' motivation, engagement, and achievement in school // Educational Psychologist. – 2000. – № 35. – С. 101-111.
16. Thijs J.,Verkuyten M. Peer victimization and academic achievement in a multiethnic sample: The role of perceived academic self-efficacy // Journal of Educational Psychology. – 2008. – № 100(4). – С. 754-764.
17. Астафьева С.В. Столичная модель социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов в системе образования // Управление мегаполисом. – 2010. – № 4. – С. 73-79.
Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. Pedlib.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0413/1_0413-9.shtml.
Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. / Учебное пособие. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 377 с.
20. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Дрига С.С., Сиднева Е.Н. Образовательные практики мигрантов и их детей как потенциал их социокультурной адаптации в северном регионе: социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2(35). – С. 98-109.
21. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. – 2014. – № 3. – С. 125-141.
Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб., 2005. – 42-48 с.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635.
24. Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. – 2010. – № 8. – С. 94-101.
Об обучении иностранцев в образовательных организациях Москвы. Реальная миграция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_49460.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. / Учебник для вузов— 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 273 с.
Гильбух Ю.З. Тест-опросник коммуникативных умений: для подростков и старшеклассников. - Киев : Научно-практический центр Перспектива, 1995. – 16 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 41 с.
29. Хлыбова Е.В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 1. – С. 166-169.
30. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 3. – С. 5-17.
31. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 1. – С. 15-27.