Дифференциально-психологические аспекты становления рефлексии в подростковом возрасте

Петрова Д.Б.
Differential-psychological aspects of formation of of reflection in adolescence - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Петрова Д.Б.1
1 Сургутский государственный педагогический университет

 Скачать PDF

Аннотация:
Способность к рефлексии является одним из основных признаков, выделяющих человека как вид, исследования рефлексии присутствует практически во всех научных теориях, однако эмпирические данные о становлении и развитии рефлексии очень скупы и не систематизированы. Материалы данной статьи представляют читателю результаты изучения особенностей развития рефлексии в подростковом возрасте. Полученные автором данные показывают, что большинство обследованных подростков имеют средний уровень развития данного качества. При этом подростки очень разнородны как по общему уровню рефлексии, так и по ее содержанию. Показатели рефлексии имеют положительную динамику в 11-12 лет и внезапное снижение показателей в период подросткового кризиса, что может быть объяснено особенностями реализации интимно-личностного общения со сверстниками на разных этапах подросткового возраста.

Ключевые слова:

рефлексия, подростковый возраст, психическое развитие в подростковом возрасте
Цитировать публикацию:
Петрова Д.Б. Дифференциально-психологические аспекты становления рефлексии в подростковом возрасте // Живая психология. – С. 155-164. – doi: 10.18334/lp.5.2.39224

Petrova, D.B. Differential-psychological aspects of formation of of reflection in adolescence. Russian Journal of Humanistic Psychology , 155-164. doi: 10.18334/lp.5.2.39224 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Elib.gnpbu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001&bookhl.
Бортникова Л.Г. Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте. / Монография. - Сургут: РИО СурГПУ, 2002.
3. Бортникова Л.Г., Петрова Д.Б. Осознанная саморегуляция произвольной активности подростков в контексте реализации ведущего вида деятельности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1(6). – С. 163-169.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999.
5. Мишанкина Н.А. Петрова Д.Б. Инструментальный подход к исследованию трудностей общения в подростковом возрасте // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 1(31). – С. 188-194. – url: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01.
6. Непомнящая Н.И. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания // Мир психологии. – 2003. – № 2.
Петрова Д.Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной активности подростков с трудностями общения со сверстниками. / автореф. дис.,.. к. психол. наук. - Белгород, 2012. – 20 с.
8. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 3-4.
9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1998. – № 3.
10. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 25-36.
Семенов И.Н. Психологическая рефлексия в организации творческого процесса мышления. / автореф. дис. … докт. психол. наук. - М., 1992.
Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2000. – 64 с.
Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. - М.: Луч, 1993. – 63 с.
Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации. - М.: Наука, 2000. – 174 с.
15. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 1. – С. 20-29.
16. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 24. – url: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931024.htm.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0011.htm#$p1.