О кинопрокате...

Джандосова Р.Д.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (16), Апрель 2008

Цитировать:
Джандосова Р.Д. О кинопрокате... // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 4. – С. 95-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9950104

Аннотация:
В феврале 2008 г. в Совете Федерации состоялось заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему: «О развитии российской кинематографии и законодательном регулировании производства и проката отечественных фильмов» с участием С.М. Миронова.

Ключевые слова: кинематография, кинопрокат



В феврале 2008 г. в Совете Федерации состоялось заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему: «О развитии российской кинематографии и законодательном регулировании производства и проката отечественных фильмов» с участием С.М. Миронова.

С сообщениями выступили известные режиссеры, актеры, ученые: К.Г. Шахназаров, В.Ю. Абдрашитов, А. Сокуров, С.С. Говорухин, С.А. Соловьев, В.С. Лановой, Д.Б. Дондурей ‑ главный редактор журнала «Искусство кино», член Общественной палаты при Президенте РФ, ректор ВГИК А.В.Новиков и др.

В развернувшейся дискуссии обсуждались проблемы современного кинематографа:

‑ роль кино как художественного и просветительского инструмента влияния на общество;

‑ формы и способы государственного участия в создании и прокате отечественных кинофильмов;

‑ противоречия выживания киноиндустрии в рыночных условиях;

‑ зарубежный опыт по организации проката и всего кинопроцесса.

Наиболее емко проблемы кинематографа прозвучали в выступлении Даниила Дондурея:

«Наше кино не конвертируется, так как нет спроса на него в мире. Но, если этим не заниматься, то его никогда и не будет. Это только телевизионные боссы рассказывают народу (и в Кремле) сказки по поводу того, что зрители хотят видеть то, что им показывают... Главный тренд ‑ идеологический патриотизм ‑ сложнейший смысловой комплекс, для его продвижения требуются серьезные средства. Но не удается уговорить Министерство финансов потратить бюджетные деньги на эти цели, не говоря уже об оказании помощи дистрибьютерам и дилерам, работающим с Западом».

А между тем, именно кино может улучшить наш имидж, рассказать о русской ментальности, философии, традициях, культуре, более эффективно, чем газеты или выступления политиков. Государство же тратит сотни миллионов долларов на оплату пиар-агентств для укрепления положительного имиджа России.

Сегодня у нас нет механизма взаимодействия с международными организациями, кроме кинофестивалей. К сожалению, из двухсот отечественных картин сто девяносто совершенно не конкурентоспособны. А в Швеции, где снимается около 20 фильмов в год, 5-7 картин продаются в другие страны.

В мировом прокате наиболее успешные российские кинофильмы «Русский ковчег» А. Сокурова и «Возврашение» А. Звягинцева собрали 5 млн. и 7,5 млн. долларов соответственно. Но это капля в море.

Французское правительство, к примеру, в отличие от нашего, понимает, что кинематограф ‑ это не только бизнес, деньги, развлечение, не только искусство. Это еще и политика, очень важная сфера влияния на мировоззрение людей.

Во Франции для оказания государственной поддержки создан Национальный киноцентр (НКЦ) ‑ учреждение двойного подчинения, подотчетное как Министерству культуры, так и Министерству финансов. НКЦ распоряжается финансовыми средствами и дотациями, предоставляемыми Минкультом, на производство и прокат фильмов, развитие сети кинотеатров и их оснащение, продвижение кинопродукции за рубеж... Такая же помощь оказывается и телевидению. Кроме того, действуют меры налогового стимулирования. Сейчас доля французских фильмов в прокате составляет почти 40 %.

Это говорит о том, что критерии для предоставления субсидий в последнее время изменились. Если раньше обращали внимание только на качество художественного произведения, то теперь большое значение имеет организация сбыта, в том числе на международных рынках.

Государство также стремится создать условия для привлечения частного капитала и снижения рисков для инвесторов. Такая политика позволяет стимулировать увеличение коммерческой успешности кино (и поступление средств на реинвестирование в кино), а также создает возможность эксперимента.

Участники заседания по государственной и культурной политике при Председателе СФ Федерального собрания РФ рекомендовали Совету Федерации провести осенью 2008 г. парламентские слушания о развитии отечественной кинематографии.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:48:26