Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными Стандартами

Анголенко Н.И., Сурков Д.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Анголенко Н.И., Сурков Д.Ю. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными Стандартами // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 39-47.

Аннотация:
В мировой практике сотрудничества компаний одним из основных показателей выбора делового партнера является его финансовое состояние. Вопрос оценки устойчивости финансового состояния пока еще нигде в мире до конца не решен и сейчас находится на стадии решения. Сегодня основными критериями оценки являются финансовая отчетность и результаты финансовой деятельности предприятия. Проблема, возникшая на данной стадии решения вопроса, невозможность сопоставления финансовой отчетности компаний различных стран. В течение предшествующих двадцати лет в мире предпринимались попытки международной унификации финансового учета и отчетности. В настоящее время в ряде стран в различной степени используются Международные Стандарты Финансовой Отчетности МСФО (International Accounting Standards, IAS), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

Ключевые слова: финансовая отчетность, МСФО

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В мировой практике сотрудничества компаний одним из основных показателей выбора делового партнера является его финансовое состояние. Вопрос оценки устойчивости финансового состояния пока еще нигде в мире до конца не решен и сейчас находится на стадии решения. Сегодня основными критериями оценки являются финансовая отчетность и результаты финансовой деятельности предприятия. Проблема, возникшая на данной стадии решения вопроса, ‑ невозможность сопоставления финансовой отчетности компаний различных стран. В течение предшествующих двадцати лет в мире предпринимались попытки международной унификации финансового учета и отчетности. В настоящее время в ряде стран в различной степени используются Международные Стандарты Финансовой Отчетности ‑ МСФО (International Accounting Standards, IAS), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности ‑ КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

Современная отечественная система бухгалтерского учета существенно перерабатывается с учетом требований МСФО, о чем свидетельствует разработанная «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», утвержденная постановлением Правительства РФ № 283 от 6 марта 1998 года. Целью реформирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономического развития страны и международными стандартами финансовой отчетности. Однако, вплоть до сегодняшнего дня сохраняются существенные различия между российскими и международными стандартами, в частности, имеют место специфическое понимание термина «достоверность», игнорирование гиперинфляции и т.д.

Анализируя вышесказанное, рельефно высвечивается проблема, возникающая перед российскими компаниями, которые хотят выйти на международный рынок с целью привлечения иностранных инвестиций. Они вынуждены вести двойную финансовую отчетность в соответствии с Российскими Стандартами Бухгалтерского Учета (РСБУ) и МСФО, а точнее, осуществлять Трансформацию Финансовой Отчетности (ТФО), составленную в соответствии с РСБУ в финансовую отчетность, составленную в соответствии с требованиями МСФО.

В настоящее время данная проблема в России уже решается в той или иной степени компаниями с иностранным капиталом. Они изначально, приходя на российский рынок, осуществляли ведение двойной формы финансовой отчетности: в соответствии с РСБУ (для отчетности перед российскими министерствами и ведомствами) и национальными, либо МСФО (для отчетности перед учредителями и иностранными партнерами). Наиболее показателен опыт американской корпорации General Electric, которая в 1984 году подготовила отчетность в соответствии с национальными и международными стандартами.

У российских компаний данная проблема тоже будет возникать до тех пор, пока РСБУ полностью не будет соответствовать МСФО. Чем раньше эта проблема будет решена в компании, тем быстрее она добьётся успеха в борьбе с конкурентами в поиске делового иностранного партнера. Переход к подготовке отчетности по международным стандартам позволит российским компаниям решать, в том числе, и вопросы ведения управленческого учета, которые помогают более оперативно реагировать на возможное ухудшение позиции предприятия на рынке.

РСБУ и МСФО не имеют глобальных отличий. В них используются примерно одни и те же принципы. Ключевое отличие в отчетности ‑ конечный пользователь информации.

По международным стандартам финансовой отчетности, сначала определяется финансовый результат, а потом определяется размер налоговых отчислений, а по российским стандартам изначально определяется размер налоговых отчислений, а затем ‑ финансовый результат. Исходя из этого, можно определить, что в первом случае конечный пользователь это государственные учреждения (налоговая инспекция, различные фонды), а во втором случае ‑ акционеры, владельцы компании.

Процесс подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО можно представить следующим образом: В целях сокращения сроков и повышения эффективности перехода к ведению финансовой отчетности в соответствии с МСФО предлагается применить алгоритм достижения цели (АДЦ) доктора философии К. А. Павлова (см. «Российское предпринимательство» № 4 за 2000г.).

Менеджер ставит перед собой цель: «Подготовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО», другими словами трансформировать национальную отчетность в международную.

С этих позиций ТФО, как и любое достижение цели, невозможно без реализации шести Главных Функций (ГФ) в строго установленной последовательности:

1. Сначала надо разработать модель действий, т.е. планомерно подготовиться к процессу разработки финансовой отчетности,

2. «отработать» шесть Главных Функций как сферы причин, обуславливающих и гарантирующих эффективную разработку и получение финансовой отчетности (сфера следствий) в точном соответствии с требованиями МСФО.

И только после этого приступить к самому процессу подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.

Проанализируем шесть Главных функций с позиций подготовки отчетности по МСФО.

Fl - Главная Информационная Функция (Информация о Международных стандартах финансовой отчетности);

F2 - Главная Функция Планирования (Планирование формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами);

F3 - Главная Технологическая Функция (Методы и средства ТФО);

F4 - Главная Функция Персонала (Персонал, по своей квалификации, способный подготовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО);

F5 - Главная Организационная Функция (Организация процесса подготовки и обеспечения разработки подготовки финансовой отчетности);

F6 - Главная Функция Управления (Возможные риски и отклонения в процессе подготовки финансовой отчетности, методы и средства их предотвращения, а также порядок действия по устранению последствий их проявления).

Только при полной, последовательной и своевременной реализации шести Главных Функций будет обеспечена качественная подготовка к процессу разработки финансовой отчетности по международным стандартам.

Графическая интерпретация представлена на рисунке

F1 ‑ информация о Международных стандартах финансовой отчетности

Изучение информации, которая потребуется для составления отчетности в соответствии с МСФО, ‑ это изучение источников получения необходимой информации, исследование путей трансформации и доставки информации для обеспечения ею всех подразделений.

Составление учетной политики предприятия в соответствии с требованиями МСФО осуществляется в следующей последовательности:

‑ описывается порядок начисления износа на основные средства;

‑ описывается ценовой диапазон основного средства, т.е. когда актив распознается как основное средство;

‑ определяется политика формирования фондов, бюджетов и т.д.

Выделяется ответственная группа сотрудников, которые занимаются составлением учетной политики, отвечающей принятой цели. Организуется работа группы, выбирается аудиторская компания, которая в дальнейшем будет формировать аудиторские заключения. Причем, на начальном этапе, лучше воспользоваться консультациями аудиторской компании.

Таким образом, исследование главной функции F1 подразумевает составление учетной политики предприятия, которая не противоречит МСФО и которой в дальнейшем будет необходимо придерживаться при ведении учета в соответствии с международными стандартами. Результатом аудиторских проверок будет заключение о соответствии учета принятой политике.

F2 ‑ Планирование формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами.

Это функция планирования процессов и необходимых затрат в назначенные руководителем промежутки времени. Необходимо сопоставить какие расходы потребуются для подготовки отчетности. Удобнее всего использовать сетевые графики. Это наиболее наглядный и удобный способ представления картины развития процесса.

Необходимо выделить объекты учета, или «центры ответственности». Управление затратами происходит через деятельность людей, которые должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Центр ответственности ‑ это структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов.

Методы и средства функции планирования включают в себя реализацию графиков, диаграмм в процессе достижения цели, постоянное обновление, отслеживание изменений на сетевых графиках и т.д.

Формирование отчетности возлагается на персонал, ответственный за предоставление информации о размере затрат для реализации поставленной цели и отвечающий за временное исполнение мероприятий.

При реализации функции планирования необходимо предусмотреть резервный фонд финансовых средств, который возможно потребуется в случае возникновения дополнительных, не предсказанных заранее специалистами службы планирования затрат.

F3 ‑ методы и средства трансформации финансовой отчетности.

Сначала необходимо проанализировать различные технологии, пригодные для подготовки финансовой отчетности. В данном случае наиболее важным является программное обеспечение, позволяющее трансформировать финансовую отчетность.

Современное программное обеспечение, представленное на рынке, по принципу работы можно разделить на несколько типов:

1. Непосредственная интерпретация каждой проводки.

2. Трансляция балансов за периоды.

3. Параллельное (независимое) ведение проводок.

Программное обеспечение, должно поддерживать мультивалютность, возможность консолидации, а также должный уровень безопасности.

В силу этих обстоятельств можно использовать большое количество программного обеспечения, выполняющего поставленные требования как отечественных, так и западных производителей. Из отечественных: «1C бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер», «Галактика» и др. Из иностранных: «Scala», «ConcordeXAL», «AXAPTA» и др.

Необходимо предусмотреть выполнение этой работы так, чтобы при работе существующей системы учета была возможна установка и отладка новой системы, а также обучение работе сотрудников отдела финансов. Для этого потребуются дополнительные технические мощности: помещение, компьютерное оборудование и т.д.

Специалисты системного (компьютерного) отдела на этом этапе должны решить следующие задачи:

‑ объединить существующую систему учета со вновь приобретенным программным продуктом;

‑ изучить особенности работы нового программного обеспечения.

‑ организовать посещение семинаров в компании-производителе программного обеспечения сотрудникам системного отдела.

При организации решения задач функции F3 необходимо предусмотреть, что в случае возникновения проблем при работе с новым программным обеспечением, возможны ситуации, которые смогут разрешить только специалисты компании-производителя программного продукта. Оплата таких услуг не входит в оплату сервисной поддержки.

F4 ‑ персонал, необходимый для подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Для реализации поставленной задачи необходимо максимально точно подготовить сводный лист по требуемому персоналу для реализации цели. Определить дополнительные функции персонала, составить новое штатное расписание и список исполнителей. Возможно, потребуются дополнительные сотрудники. Главными требованиями к персоналу, который будет формировать отчетность, являются: знание МСФО, знание РСБУ, хорошее знание сферы деятельности предприятия.

На начальных стадиях от персонала потребуется организация алгоритмической работы программного обеспечения, т.е. каким образом будут трансформироваться счета из РСБУ в МСФО. Выделить ответственных исполнителей, которые будут определять соответствие исполнителей необходимой квалификации. Организовать необходимые консультации для специалистов, которые будут заниматься подбором персонала (сюда входят консультации аудиторской компании, компании-производителя программного обеспечения).

Возможно учесть, что для реализации какого-либо вида работ могут потребоваться услуги сотрудников сторонних компаний (например, агентств по подбору кадров, что увеличивает затраты на поиск персонала).

F5 ‑ организация процесса достижения цели.

Для реализации этой Главной Функции необходимо:

‑ составить основные организационные положения и документы, относящиеся к подготовке финансовой отчетности по международному стандарту;

‑ разработать график работ по организации и обеспечению ТФО (график закупок оборудования, список сотрудников, задействованных в данных работах и т.д.),

‑ выбрать методы, которые будут применяться в процессе организации функционирования подразделений и рабочих мест предприятия (необходимо определить, что может, а что не может быть сделано собственными средствами);

‑ определить квалификацию специалистов и степень технического обеспечения рабочих мест, задействованных в ТФО.

Только теперь можно сказать, что организация работ по подготовке к процессу ТФО завершена.

Наибольший риск при реализации данной функции ‑ плохая мотивация труда сотрудников, занятых организационной работой. Это может сильно затормозить процесс достижения цели.

F6 ‑ риски, возможные в процессе достижения цели.

На этом этапе происходит управление процессом, заключающийся в контроле отклонений от графика внедрения мероприятий. На каждой стадии необходимо предусматривать запасной вариант (на случай, если что-либо не удается реализовать).

Руководителю необходимо:

‑ четко представлять, на каком этапе находятся работы по ТФО;

‑ координировать усилия подразделений в процессе ТФО по срокам мероприятиям и срокам исполнения;

‑ уточнять технологию в виде должностных инструкций на предмет воздействия на те или иные ситуации, мешающие определенным этапам достижения цели;

‑ выделить персонал, который будет осуществлять контроль за ходом выполнения работ, организовать его работу.

В случае успешной реализации всех вышеперечисленных этапов формирование финансовой отчетности в соответствии с МСФО будет гарантирован успех. Естественно, что в любой организации многие из перечисленных этапов реализованы, возможно, они потребуют некоторой адаптации для конкретной цели. Ими пренебрегать нельзя.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:26:17