Инструменты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны

Дохолян С.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать:
Дохолян С.В. Инструменты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 227-232. – doi: 10.18334/ppib.3.4.37568.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29675806
Цитирований: 16 по состоянию на 19.12.2023

Аннотация:
Текущее состояние системы государственного регулирования само по себе становится ключевым фактором продовольственной безопасности. Важна необходимость усиления контроля со стороны государства за счет развития экспертной, проверяющей системы. У государства существует масса способов осуществлять подобное регулирование – начиная от прямых закупочных интервенций по приемлемым ценам и через льготное кредитование, налоговые преференции, льготные транспортные и прочие тарифы от государственных компаний и многое другое.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, производство, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, экономический механизм, эффективность, перспективы развития



Ситуация с продовольственной безопасностью в России хотя очень далека от идеальной, но вместе с тем внушает сдержанный оптимизм. Поводом для этого оптимизма является тот факт, что для решения основных проблем и дальнейшего развития существуют те или иные инструменты. И здесь важно отметить, что применение этих инструментов запускается и по большей части осуществляется через государственное регулирование.

Текущее состояние системы государственного регулирования само по себе становится ключевым фактором продовольственной безопасности. Соответственно, здесь также могут возникать угрозы (как следствие неадекватных и неправильных действий или бездействия).

Важна не только необходимость усиления контроля со стороны государства, причем за счет карательных мер, их уровень далеко не достаточный, а за счет развития экспертной, проверяющей системы, чтобы на стол гражданам не могли попасть продукты, отравленные запрещенными ядохимикатами, произведенными неизвестно где.

Для этого необходимы гораздо более масштабный охват контроля и не только серьезное усиление этой системы, но и усиление системы подготовки грамотных специалистов, поскольку первое без второго невозможно, и наоборот.

Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших, что связано прежде всего «с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства» [1] (Vartanova, 2014). Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором «обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни» [1] (Vartanova, 2014). Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится все более важной задачей [5] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Важнейшими текущими задачами государственного регулирования являются обеспечение продовольствием, его доступность, стабильность производства и снабжения. Действия в этой области и являются тем, что называют экономикой.

Соответственно, определенные риски могут нести и действия конкретных политиков, чиновников. Зачастую действия людей, которые определяют регулирование обеспечения продовольствием населения, далеко не адекватны, как вследствие недостатка знаний и образования, так и по другим персональным причинам, которые могут довести их самих и, главное, многочисленных граждан до плачевных последствий.

Надежность продовольственной безопасности государства обуславливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.

С ростом мировых цен в России был введен запрет на импорт зерна. Надо уточнить, что с начала 2000-х годов наша страна является одним из крупнейших экспортеров товара, продавая до 20 млн тонн в год, а иногда и более.

По мнению Вартановой М.Л., «произошедшее за годы реформирования масштабное снижение объёмов сельскохозяйственного производства, разрушение системы распределения продуктов питания привели региональные рынки продовольствия к разбалансированности и потере продовольственной безопасности [1] (Vartanova, 2014).

Другим важным фактором является влияние мировых цен на внутренние – в подавляющем большинстве случаев это влияние положительное, динамика мировых цен стала выше, мировые подтягивают внутренние. Проще говоря, высокие мировые цены дают заработать производителям зерна, к которым относится 99 % сельскохозяйственных производителей, а уж тем более тогда, когда эти цены резко повышаются.

Так, в своих трудах о продовольственной безопасности, Вартанова М.Л. отмечает, что «устойчивый рост национального агропродовольственного комплекса требует ускоренного роста производительности труда» [1] (Vartanova, 2014). Более того, автор отмечает, что «на протяжении последних десяти лет рост заработной платы в сельском хозяйстве происходил без соответствующего увеличения производительности труда, что создавало дополнительное давление на цены» [1] (Vartanova, 2014).

«Возможности кардинального улучшения сельского хозяйства обусловлены необходимостью модернизации отрасли, ускоренного развития технико-технологических условий ведения производства» [5] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Динамичное социально-экономическое развитие макрорегиона создаст, на наш взгляд, условия для развития смежных секторов экономики, формирования новых высокопроизводительных рабочих мест в конкурентоспособных отраслях, обеспечит «снижение безработицы и рост реальных денежных доходов населения; увеличит объём товаров собственного производства и объём инвестиций в основной капитал по Северо-Кавказскому федеральному округу, а также объём налоговых и неналоговых доходов, перечисляемых в бюджетную систему» [5] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Также следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия в подавляющем большинстве находятся в сложном финансовом положении, поскольку деньги надо тратить ежедневно, а продукцию растениеводства для реализации получают только раз в год.

Неизбежна также закредитованность, а печальные условия кредитования в России известны всем. И здесь был отличный шанс дать зернопроизводителям улучшить свое материальное положение, получить дополнительные средства на развитие производства или поддержку финансового состояния с закредитованностью, то есть, не затрачивая никаких государственных ресурсов, бюджетных средств, просто позволить работать. Но это не было позволено, а почему – не вполне понятно.

Для обеспечения продовольственной безопасности как части национальной безопасности страны важное значение имеет создание надлежащих социальных условий для сельского населения. Резкий спад и отставание социальной сферы от наиболее благополучных стран может стать причиной социальных конфликтов в обществе.

Современные тенденции развития мировой экономики формируют новые вызовы для национальных экономик, включая и российскую. Научное обоснование национальных программ продовольственного обеспечения населения требует адекватного ответа на формирующиеся вызовы и угрозы, разработки новых подходов к решению этих проблем с использованием возможностей современного информационного пространства для управления процессом.

В целом можно сделать вывод, что «прогнозы развития российского сельского хозяйства на современный период скорее позитивные, чем отрицательные и по наличию природного потенциала» [5] (Dokholyan, Vartanova, 2016), и по изменению (хоть и очень медленно) отношения государства в лучшую сторону, и по наличию интереса у инвесторов к вложениям в это производство.

С глобальной точки зрения сельское хозяйство в России не может не развиваться, потому что только оно на сегодня способно дать существенный прирост производства продовольствия. Не менее важна будет работа «над улучшением качества и безопасности выпускаемой продукции, улучшением рентабельности, прибыльности и других финансово-экономических показателей производства» [5] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

На наш взгляд, самое главное – нельзя перекладывать все возникшие трудности только на плечи зернопроизводителей, то есть хорошо, когда правительство пытается защитить население, конечных потребителей, а не только за счет землевладельцев. Даже если просто распределить финансовую нагрузку по всей цепочке участников рынка, она станет почти незаметной или хотя бы приемлемой для всех. Но для этого правительству нужно провести достаточно тщательную, подробную и масштабную работу по регулированию, что до сих пор не принято делать.

Основная задача регулирования – создать соответствующие условия буферирования закупочных цен, то есть обеспечить комплекс мер, не позволяющих им резко падать при неблагоприятных ситуациях на свободном рынке за счет, например, перепроизводства или мировой конъюнктуры.

И здесь у государства существует масса способов осуществлять подобное регулирование – начиная от прямых закупочных интервенций по приемлемым ценам и через льготное кредитование для зернопроизводителей, налоговые преференции, льготные транспортные и прочие тарифы от государственных компаний и многое другое.

Все эти вопросы можно решить на государственном уровне, но для этого нужны, прежде всего, желание решать и, что немаловажно, компетенция и желание работать.


Источники:

1. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 12(50). – С. 4-9.
2. Вартанова М.Л. Механизм взаимодействия и взаимозависимость приоритетов продовольственного обеспечения и стратегий развития агропромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 9.
3. Гришаева Л. Концептуальные основы аграрного рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2002. – № 1. – С. 22-23.
4. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. – 2016. – № 17. – С. 2153-2178. – doi: 10.18334/rp.17.17.36538.
5. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство. – 2016. – № 22.
Дохолян С.В., Фарманов Р.Ф. Ациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК. / Научная монография / Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН: Дохолян С.В., Фарманов Р.Ф. - Махачкала:,: Общество с ограниченной ответственностью , 2011. – 168 с.
Касьяненко В.А. Угрозы продовольственной безопасности. / Монография / Касьяненко В.А., 2016.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:59:43