В копилку теории предпринимательства… ( о сопряжении «волн» теории предпринимательства и концепций теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллера – И.М. Верткина)

Ахтямов М.К., Лихолетов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. В копилку теории предпринимательства… ( о сопряжении «волн» теории предпринимательства и концепций теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллера – И.М. Верткина) // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 136-141.

Аннотация:
Своеобразное «тело» теории предпринимательства ныне являет собой целый ансамбль концептуальных «волн», связанных с концентрацией внимания ученых на разных аспектах: 1) предпринимательском риске (Р. Кантильон, А. Смит, Й. Тюнен, Г. Мангольдт, Ф. Найт); 2) инновационности (Й. Шумпетер, А. Маршалл, Дж. Кларк, Г. Шмоллер); 3) личностных качествах предпринимателя и его способности реагировать на изменения экономической и общественной ситуации (Й. Шумпетер, И. Кирцнер, Л. Мизес, Ф. Хайек); 4) управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя (П. Друкер, А. Шапиро, В. Ренке, А. Гибб, Р. Хизрич). Возникнув, эти концептуальные волны теории отнюдь не спадают, а все теснее переплетаются друг с другом.

Ключевые слова: предпринимательство, творческая личность, предпринимательские риски, творчество, творчество в бизнесе

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Своеобразное «тело» теории предпринимательства ныне являет собой целый ансамбль концептуальных «волн», связанных с концентрацией внимания ученых на разных аспектах: 1) предпринимательском риске (Р. Кантильон, А. Смит, Й. Тюнен, Г. Мангольдт, Ф. Найт); 2) инновационности (Й. Шумпетер, А. Маршалл, Дж. Кларк, Г. Шмоллер); 3) личностных качествах предпринимателя и его способности реагировать на изменения экономической и общественной ситуации (Й. Шумпетер, И. Кирцнер, Л. Мизес, Ф. Хайек); 4) управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя (П. Друкер, А. Шапиро, В. Ренке, А. Гибб, Р. Хизрич). Возникнув, эти концептуальные волны теории отнюдь не спадают, а все теснее переплетаются друг с другом.

Высокий темп современной жизни заставляет искать адекватные времени содержательные контуры исходных понятий «предприниматель» и «предпринимательство», где можно обнаружить два подхода:

1) фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности в конкретных условиях внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора (это линейно-равновесный подход, исходящий из замкнутости контура «предприниматель-предприятие-среда его развития»);

2) акцентирующий взаимозависимость предпринимателя, предприятия и среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход).

Первый подход оправдан с точки зрения локальных «задач выживания» (например, оптимизации налогообложения в конкретных условиях правового регулирования). Но стоит перейти к «задачам развития», задавшись вопросом о том, почему в одних странах предпринимательство развивается динамично, а в других нет, самодостаточность подхода исчезает. Поэтому в ряде последних работ обнаруживается определение предпринимательства как «процесса самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляемого во взаимодействии с микро- и макросредой их функционирования. Его цель – максимизация возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей в рамках неравновесного динамического баланса противоречивых социально-экономических интересов участников (индивидуумов, предприятий и общества в целом)». Отсюда выводится и определение предпринимателя как «самоорганизованного человека, обладающего интуицией, энергией созидания, способностью быть новатором, патриота и мецената, приверженного принципам социальной ответственности» [3].

Вместе с тем, на наш взгляд, значительный потенциал раскрытия смысла данных понятий сокрыт в недрах нашего родного языка. Покажем, как можно «расшифровать» суть предпринимательства, используя таблицу морфосмыслов русского языка [4, С. 45–48].

Так, морф «ПРЕД» прочитаем как «заранее, до того, как…», «ПРИ» – «приложение к чему-то», «НИМА» (нема) – «недостаток, отсутствие чего-либо» (добавим: собственных ресурсов (денег), информации). Буква «А» – символ любого начала и желания начинать (ведь «анима» – оживление), а «ТЕЛЬ» расшифровывается как проявление активности – «дея-ТЕЛЬ-ность, реализация Дела» (в данном морфе даже буква «Л» в послеударной позиции означает «свершение»).

Интегрируя вышесказанное, «увидим» в слове «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» «активного человека, который, не имея собственных средств и используя заемные, заранее (здесь параллель с изречением Т. Карлейля: «Гений – это человек, который беспокоится раньше других») прикладывает свои усилия к какому-либо Делу, «оживляя» его». Эта трактовка неплохо «схватывает» все существенные черты предпринимательства [5, С. 24–26].

Из вышеизложенного следует, что анализ теоретического поля проблем предпринимательства неизбежно выводит на поле проблем формирования целостного творческого человека [6]. Можно лишь согласиться с утверждением М. Мамардашвили о том, что «человек не весь присутствует в человеке. Человеческое существо «рассыпано в тысячи «ваз», из которых самого по себе перехода из одной в другую нет – человеческое существо рассыпано по разным локализациям пространства-времени» [7, С. 272].

В процессе «собирания» предпринимателя как творческого человека могут эффективно, на наш взгляд, использоваться наработки по теории развития творческой личности (ТРТЛ), особенно по жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ) [8], сложившиеся в рамках разработки теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Попытки выявления достоверных общих черт «творцов» велись многими учеными и раньше, но в результате обычно выявлялась одна неопределенная характеристика – талант. Последний увязывался постфактум с итогами деятельности личности, являясь синонимом творчества. Методологические потуги этих работ заканчивались ничем, а составляющие таланта оставались тайной. В отличие от них в ТРТЛ сделан прорыв: обоснована целостная система качеств творческой личности (ТЛ), отвечающая требованиям необходимости и достаточности.

Она предполагает, прежде всего, наличие у человека значительной, новой и общественно полезной Достойной Цели (ДЦ). Здесь нетрудно провести параллель с предпринимательством, где ключевым моментом любого начинания является определение Идеи Дела, определяемой «магическими словами» М. Смолла: «Найди потребность и удовлетвори её».

Второе качество ТЛ, без чего не достичь ДЦ, – наличие программ и регулярный контроль выполнения планов. Актуальность этого пункта вечна, но особенно высока она сегодня, когда важна подготовка людей, способных не только предвидеть, но и «проектировать будущее».

Третий пункт качеств предъявляет ТЛ требование высокой работоспособности в выполнении планов. Чудес без труда не бывает, потому человеку важно преодоление собственной лени.

Четвертый пункт требует овладения техникой решения творческих задач по проблеме. Здесь добрую службу призван сослужить мощный технологический инструментарий ТРИЗ.

Пятое качество обращено на психофизиологию человека, оно требует развития способности отстаивать свои цели, «умения держать удары судьбы».

Шестое качество требует от ТЛ результативности деятельности, ведь даже малые и частичные результаты уже отражают продвижение к цели и психологически «согревают душу».

Г.С. Альтшуллеру и И.М. Верткину удалось четко сформулировать систему критериев ДЦ. Их спектр также комплементарен:

1–2) новизна – общественная полезность;

3–4) «еретичность» (опережение эпохи) – отсутствие конкуренции (ненужность для потребы дня);

5–6) значительность (масштаб «цены» – жизнь творческой личности) – практичность (продвижение дает частные конкретные результаты);

7–8) конкретность – недостижимость;

9–10) ресурсная независимость (личностный характер) – непосильность цели для личности (табл. 1).

Таблица 1

Критерии Достойной Цели творческой личности

Критерий
Комментарий
1. Новизна
Цель должна быть новой для общества или не достигнутой (новые средства достижения цели). Отсюда неосознанность цели обществом
2. Общественная полезность
ДЦ должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни
3. Еретичность
Новая ДЦ обычно опережает эпоху и воспринимается окружающими как еретичная. Еретичность – характеристика не самой цели, а типичного отношения окружающих к ней. Пройдет время и восприятие изменится
4. Отсутствие конкуренции
Оно обеспечивается предыдущим качеством и создает условия для доброкачественной работы без спешки и халтуры
5. Масштаб цели (значительность)
Характеризует «цену», в которую человек оценивает себя – ведь на достижение цели тратится время собственной жизни
6. Практичность
Без хотя бы малых практических результатов человек ощущает дискомфорт
7. Конкретность
Не благие намерения, а четкая задача, к решению которой можно приступать хоть сегодня
8. Недостижимость
Эта противоположность конкретности – свидетельство диалектичности. Каждая цель должна быть конкретна, но число надсистемных переходов бесконечно, последней цели нет. Идет выход на глобальные проблемы
9. Личностный характер (ресурсная независимость)
Все революционные цели сначала разрабатываются в одиночку, человеку приходится надеяться лишь на себя. ДЦ – это личная цель человека или небольшой команды. Большие коллективы появляются позже, когда определены основные направления поиска. Независимость от больших средств и сложного оборудования – отличный способ ведения разработок при любых обстоятельствах, способ снятия любых преград
10. Непосильность цели
Цель должна превышать возможности и способности человека, стремящегося к ее осуществлению. Это не значит, что цель останется недостигнутой: человеку доступно все. Достижение такой цели – спор человека с самим собой

Помимо критериального аппарата огромную важность разработок по ТРТЛ (с позиций предпринимательской теории) представляет также её технологическая часть – ЖСТЛ. Именно она дает ответ вызовам наступившего технологического века.

Всем нам памятно трансформистское изречение К. Маркса о том, что «философы лишь различным образом объясняли мир, тогда как дело состоит в том, чтобы изменить его».

Главная цель ЖСТЛ – оказать помощь ТЛ в «игре» с внешними и внутренними обстоятельствами.

Внешние обстоятельства – сопротивление окружающей среды: материальной субстанции самого человека (нужно зарабатывать на пропитание, это отнимает силы и время), ближнего (семья) и дальнего (общество) окружения и т.д.

Внутренние обстоятельства – сопротивление самой проблемы, например, возникновение необходимости в сборе и обработке большого массива статистики.

Для начинающих предпринимателей огромную роль играет образец эффективной деятельности предшественников. Не случайно в школах бизнеса большое значение имеет разбор учебных ситуаций (case-studies). Однако в литературе чаще встречается «россыпь» предпринимательского опыта [9], а попытки его сортировки носят характер эмпирического обобщения. Последнее необходимо и полезно для классификации имеющегося знания, но из него трудно вывести «будущее» знание. Это удел содержательного (теоретического) обобщения [10].

При разработке ЖСТЛ [8] использован ряд оригинальных научных подходов. Создан и упорядочен фонд биографий выдающихся людей, в том числе предпринимателей. Диалектически корректно проведен анализ наиболее сильных, а также слабых «ходов», сделанных этими людьми в их жизни. Выполнен анализ действий внешних и внутренних обстоятельств. В исследовании четко прослеживается диалектическая цепочка «единичное-особенное-всеобщее»: на базе результатов анализа составлен сводный алгоритм, обобщающий опыт «игры» творческих личностей, позволяющий избегать ошибок (т.е. учиться на ошибках других!).

При построении ЖСТЛ осуществлена известная идеализация человеческой жизни. Сама игра выстроена по аналогии с шахматной партией (дебют, миттельшпиль, эндшпиль): ходы внешних обстоятельств против человека, ответные ходы ТЛ. Помимо основных ходов есть вспомогательные – усиливающие и упреждающие.

Игра своеобразная ‑ внешние обстоятельства могут делать каждый раз сколько угодно усиливающих ходов, человек может делать (если догадается!) упреждающие ходы, которые пригодятся в дальнейшем. Этим в игре «схватываются» глубинные свойства человека, ставшие сегодня частично понятными благодаря исследованиям П.К. Анохина («опережающее отражение» живых существ на основе информационного метаболизма с внешней средой), П.В. Симонова, В.П. Алексеева [11] и др.

Приближение жизненной стратегии творческой личности к жизни, то есть разрешение противоречия «абстрактное-конкретное», выполнено в игре следующим образом. Сами ходы предельно обобщены, «очищены» от частностей, но имеют примеры по ним (иллюстративный материал по конкретным биографиям).


Источники:

1. Друкер П. От капитализма к обществу знания // http:/scd.centro.ru/rass.htm.
2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М: Академический Проект, 2001.
3. Чистякова М.К. Малый бизнес в системе общественного воспроизводства: автореферат диссертации кандидата экономических наук. – Орел: 2007.
4. Ганзен В.А., Толкачев В.К. Роскошь системного мышления. - СПб.: ЦПП «Эмпатия», 1995.
5. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып.1. - М.: Прогресс, 1992.
6. Лихолетов В.В. Будущее отечественного предпринимательства и проблема формирования целостного человека // Социально-экономические аспекты развития предпринимательства: история, современность, будущее: Тезисы докладов юбилейной межвузовской научно-практической конференции (9–10 марта 2006 г.). - Челябинск: ЧИ(Ф)РГТЭУ, 2006.
7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
8. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. - Минск: Беларусь, 1994.
9. Смолл М., Маккензи А. Как делать деньги (Как стать предприимчивым и богатым – из американских рецептов). - М.: Молодая гвардия, 1991.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.
11. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 1979; М., 1975; Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981; Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 16:52:52