Повышение эффективности и конкурентоспособности системы железнодорожного транспорта в условиях рынка

Золотарев М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Золотарев М.В. Повышение эффективности и конкурентоспособности системы железнодорожного транспорта в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 69-72.

Аннотация:
Транспорт является необходимым условием ведения хозяйства, а для России, с учетом ее географии, именно транспорт выступает стержневой инфраструктурной сферой деятельности. Поэтому формирование достоверной прогнозной информации о развитии производительных сил и на ее основе прогнозов перевозок имеет важнейшее фундаментальное значение для развития сети железных дорог как элемента транспортной системы. С другой стороны, очевидно, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие производительных сил и хозяйственное освоение новых территорий. При этом ясно, что создание эффективной транспортной сети стимулирует развитие экономики государства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, транспорт, железнодорожный транспорт, транспортная отрасль

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Транспорт является необходимым условием ведения хозяйства, а для России, с учетом ее географии, именно транспорт выступает стержневой инфраструктурной сферой деятельности. Поэтому формирование достоверной прогнозной информации о развитии производительных сил и на ее основе прогнозов перевозок имеет важнейшее фундаментальное значение для развития сети железных дорог как элемента транспортной системы. С другой стороны, очевидно, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие производительных сил и хозяйственное освоение новых территорий. При этом ясно, что создание эффективной транспортной сети стимулирует развитие экономики государства.

За последние несколько лет значительно изменилась ситуация в Кузбассе, который благодаря системному решению транспортных проблем, связанных с вывозом и реализацией продукции, получил успешный выход на мировые рынки, стабилизировал свое экономическое и социальное положение.

В настоящее время Байкало-Амурская магистраль может получить импульс к развитию в связи с формированием программы евразийского транспортного контейнерного моста. Именно поэтому необходима программа, которая позволит привлечь в российскую транспортную систему существенные объемы перевозок, ориентировочно 1 миллион контейнеров в год.

Следует отметить, что практически все основные направления железнодорож­ных магистралей получили сегодня дополнительное развитие, приведенное в соответствие с перспективными потребностями ускоренного роста экономики страны. На наш взгляд, прежде чем начинать глобальные конструктивные работы, следует консультироваться в Совете по изучению производительных сил (СОПС), чтобы детально проработать существующую грузовую базу, которая может стать источником товародвижения и использования российских железнодорожных линий. Так, например, на основании выявленных изменений мощностей в развитии железнодорожных направлений на черноморские порты на железной дороге проведена комплексная реконструкция [3].

В настоящее время осуществляется реконструкция в транспортной системе Северо-Западного региона, имеющая важное геополитическое значение: формируется железнодорожное направление из Центральной Сибири к Санкт-Петербургу, далее к портам Мурманска, которые имеют перспективы развития в связи с совершенно новыми задачами ускоренного роста российской экономики. К тому же большие перспективы имеет решение транспортных проблем Западной Сибири, Якутии и Дальнего Востока, что позволит задействовать сравнительно новые экономические районы и ресурсные базы. В ближайшее время с учетом формирования государственных инвестиционных фондов, государственной транспортной стратегии появляется возможность приступить к строительству так называемых капиллярных железнодорожных линий, которые соединят места расположения перспективных ресурсных месторождений с магистральными железнодорожными линиями Восточной Сибири и Дальнего Востока страны. Это продолжение строительства дорог к нефтегазовым месторождениям, строительство линии от Усть-Кута до Непро и Ленска, линии Карабула-Богучаны, которая поможет решить не только энергетические проблемы в этом регионе, но и создаст условия для развития нефтегазохимического района Богучанской ГЭС [1].

Очень интересным является предложение по развитию и строительству Северо-Сибирской магистрали и прилегающих к ней линий: железной дороги в Якутии от Хани до Олекминска, которая позволит задействовать новые месторождения цветных и полиметаллических руд, ресурсы лесопромышленных комплексов; дороги Хани-Куранах, которая позволит добраться до титаносодержащих ресурсов. Протяженность линий невелика, а возможности с точки зрения объема грузовых перевозок довольно существенные. Кроме того, необходимо уделить внимание и дополнительным линиям на Дальнем Востоке. Фактически это создание параллельного выхода на дальневосточные порты с Байкало-Амурской магистрали [2]. Строительство этих и других инновационных пионерных линий может быть осуществлено на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств государственного бюджета, недропользователей, осуществляющих проекты добычи полезных ископаемых, потенциальных иностранных потребителей добываемых ресурсов и международных финансовых институтов.

На наш взгляд, основными конкурентными преимуществами любой транспортной системы в долгосрочной перспективе является эффективно реализуемая стратегия роста, увеличение парка техники и дальнейшее развитие бренда, успешные бизнес-проекты, слияния и альянсы, программы реструктуризации. При этом можно выделить соответствующие конкурентные преимущества системы железнодорожного транспорта. Так, текущими конкурентными преимуществами можно считать:

- универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

- круглогодичность эксплуата­ции независимо от времени года, времени суток и погоды;

- независимость регулярности перевозок от климатических условий, времени года и суток, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95% путей сообщения работают без сбоя при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях);

- массовость перевозок и высокая провозная и пропускная способность железных дорог (до 80-90 миллионов тонн грузов по двухпутной или 20-30 млн. т по однопутной линии в год). Двухпутная дорога с автоматической блокировкой пропускает 150-200 пар поездов в сутки; однопутная - 60 пар поездов в сутки;

- возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок. В настоящее время все крупные предприятия имеют железнодорожные подъездные пути, связываю­щие их с магистральными железными дорогами и подъездными путями потребителей продукции. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;

- более короткий путь перевозки грузов (в среднем на 20%) по сравнению с водным транспортом.

Безусловно, развитие конкурентоспособной системы железнодорожного транспорта должно помочь решить две главные задачи: овладение новыми экономическими базами и социально-экономическое развитие территорий. Для этого необходимо организовать систему железнодорожного транспорта прак­тически внутри каждого экономического района, когда любая транспортная единица соединяется, с общетранспортной сетью легким экономным способом. И эта задача в ближайшие годы становится важнейшим социальным заказом и приоритетным элементом развития российской экономики. Задача создания единой системы железнодорожного транспорта требует, чтобы на базе районирования страны для каждого экономического района были образованы гармоничные транспортные системы из всех видов транспорта. При этом определены пункты зарождения транспортных потоков, сеть крупных опорных станций, которая должна быть равномерно распределена с учетом намеченных ориентиров социального и экономического развития потенциала регионов РФ. Затем эти опорные пункты должны соединяться мощными транспортными коридорами в единую сеть.

Таким образом, транспортная сеть с учетом активизации процессов развития железнодорожного транспорта должна быть увязана с размещением и технологией производства и жизнедеятельностью человека. Развитие производительных сил и транспортной системы страны будет осуществляться как комплексная задача, чтобы обеспечить долгосрочный баланс производства и перевозок, полное удовлетворение транспортной потребности экономики и эффективное использование пропускных способностей магистральных линий.


Источники:

1. Аброскин А. Транспортные услуги и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа) // Вопросы статистики. – 2007. - №10.
2. Афанасьев П. Развитие транспортной инфраструктуры в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 2006. - №3.
3. Березин В.Ф. Информационное обеспечение транспортного комплекса // Бюллетень транспортной информации. – 2006. - №3.

Страница обновлена: 20.02.2024 в 09:44:28