Инвестиционная политика в Республике Татарстан

Никитин Д.С., Разаков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Никитин Д.С., Разаков А.А. Инвестиционная политика в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 10-13.

Аннотация:
Целью инвестиционной политики в Республике Татарстан является обеспечение устойчивых темпов экономического роста и повышение благосостояния населения на основе модернизации экономики. Основные задачи: создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики,коренная структурная перестройка производства, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов, минимизация рисков для инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, Республика Татарстан, экономика региона



Целью инвестиционной политики в Республике Татарстан является обеспечение устойчивых темпов экономического роста и повышение благосостояния населения на основе модернизации экономики. Основные задачи: создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, коренная структурная перестройка производства, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов, минимизация рисков для инвесторов.

В настоящее время в республике за счет различных источников финансирования реализуются более 100 крупных и средних инвестиционных проектов. По оценочным данным, среднегодовая потребность экономики Татарстана в инвестициях оценивается в сумме около 100 миллиардов рублей. Дефицит инвестиционных ресурсов по республике составляет 30-35 млрд. рублей в год [1].

На сегодня для большинства предприятий региона главным источником инвестиций в основной капитал остаются собственные средства – амортизационные отчисления и прибыль. Следует также отметить, что среди привлеченных ресурсов наиболее крупным источником инвестиций в экономику республики являются бюджетные средства всех уровней.

Строительство, реконструкция и техническое перевооружение важнейших объектов (включая строительство метрополитена) финансируется за счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), в рамках которой привлечено более 2,8 млрд. рублей.

Общий кредитный портфель банковской системы республики превысил 70 млрд. рублей, причем основная его часть (почти 55 млрд. рублей) – это кредиты в реальный сектор экономики. Кредитные ресурсы, направляемые на развитие промышленности, в общем объеме кредитов составляют около 4,5 млрд. рублей. При этом необходимо отметить осторожность в деятельности республиканских банков по кредитованию инвестиционных проектов производственной направленности и ограниченный перечень технологий кредитования предприятий.

Это объясняется наличием тех рисков, с которыми они сталкиваются. Прежде всего, здесь следует отметить недостаточное число проектов, обеспечивающих прибыльность инвестиций, а также отсутствие системы страхования рисков.

Важным источником инвестиционных ресурсов Республики Татарстан являются иностранные инвестиции. На начало года в экономике региона накопленный иностранный капитал составил 1 млрд. 300 млн. долл. США, из которых на прямые инвестиции приходится 193,8 млн. долл. США или 14,7% от общего объема. Наибольший объем иностранных инвестиций накоплен в топливной промышленности – 807,9 млн. долл. США или 61,2% от общей суммы, в пищевой отрасли – 14%, в машиностроении и металлообработке – 13,7%, химической и нефтехимической промышленности – 6,9%.

Активно работают с иностранными инвесторами акционерные общества «Татнефть», «КамАЗ», «Нижнекамскнефтехим» и ряд совместных предприятий. С участием иностранного капитала в Татарстане ведут работы по добыче нефти такие совместные предприятия как «Татойлпетро» (совместно с Францией), «Татойлгаз» (с Германией), «Татех» (с США), «Иделойл» (с Великобританией).

Анализируя инвестиционный риск как составляющую инвестиционного рейтинга, необходимо отметить, что в Приволжском федеральном округе Республика Татарстан является наиболее «безопасным» регионом для иностранных инвесторов.

В настоящее время в Республике Татарстан при инвестировании недостаточно используются лизинговые схемы. Пользуясь лизингом, предприятие освобождается от необходимости накапливать значительные средства на приобретение оборудования и имеет возможность получить в свое распоряжение новейшее оборудование. В целом, использование лизинга дает экономию в 10-15% по сравнению с покупкой в кредит, т.к. лизинговая компания легально избавляет от налога на прибыль и налога на имущество, а комиссионные за услуги составляют лишь 3-5%. В дополнение к этому, лизинговая компания проверяет надежность сторон сделки, согласно мировой практике получает максимальные скидки на приобретаемое имущество, грамотно оформляет контракт, оплачивает без риска поставку, страхует доставку.

Несмотря на принимаемые в республике меры по поддержке и развитию малого предпринимательства, они не дают ожидаемого эффекта. Если в сфере услуг и торговле малый бизнес как-то развивается, то в промышленном секторе его доля остается крайне низкой. Усиление предпринимательской активности является решающим фактором при осуществлении структурной, инвестиционной, инновационной политики.

Проведенное исследование выявило, что основным фактором, ограничивающим инвестиционную деятельность предприятий, является недостаток собственных финансовых средств, на что указали 62% руководителей предприятий. Среди других проблем были отмечены:

‑ инвестиционные риски – 27%;

‑ высокая стоимость коммерческого кредита – 22%;

‑ недостаточный спрос на продукцию и неопределенность экономической ситуации – 16%;

‑ сложный механизм получения кредита для реализации инвестиционных проектов и несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая осуществление инвестиционных проектов – по 9% соответственно.

Таким образом, государство остается одним из основных инвесторов, однако, государственные инвестиции не могут в полной мере удовлетворить потребности республики, обладающей значительным производственным потенциалом [2].

Привлечение иностранных инвестиций показывает, что значительная их доля направляется в прибыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью: торговлю, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий, пищевую промышленность, финансовые услуги. Кардинальное увеличение прямых иностранных инвестиций и улучшение их структуры возможно лишь с массовым приходом среднего и мелкого бизнеса, привлекаемого высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов.


Источники:

1. Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы».
2. Исабекова О. Инвестиционная политика и ее составляющие. // Экономика строительства. 2006. ‑ №9. – С. 25-31.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:13