Оценка эффективности функционирования логистических систем

Линёва О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Линёва О.Н. Оценка эффективности функционирования логистических систем // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 21-23.

Аннотация:
Эффективная работа предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды возможна только на основе управления его материальными, информационными, финансовыми и иными потоками. Разработка и реализация нового подхода к построению системы управления возможны на основе логистической концепции.

Ключевые слова: логистика, логистическая система, логистическая концепция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Эффективная работа предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды возможна только на основе управления его материальными, информационными, финансовыми и иными потоками. Разработка и реализация нового подхода к построению системы управления возможны на основе логистической концепции.

При формировании системы управления предприятием с использованием логистического подхода открываются возможности повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, что позволяет существенно сократить интервал времени между приобретением сырья, материалов и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю, способствуя значительному уменьшению материальных запасов. Применение данного подхода ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Отмечено, что у предприятий, построивших свою стратегию на основе логистической концепции, наблюдается значительное увеличение показателя, выражающего отношение прибыли, полученной от продаж товаров или услуг, к инвестированному капиталу. Результатом логистического подхода к построению системы управления является уменьшение издержек и увеличение доли компании на рынке.

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую логистическую систему (ЛС), прежде всего, стремится оценить её фактическую или потенциальную эффективность.

Основные показатели эффективности функционирования логистических систем. Первым таким показателем является прибыль, в которой отражаются результаты всей логистической деятельности, объём логистических услуг, производительность логистической системы, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.

Логистические затраты являются качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Уровень качества логистического сервиса напрямую связан с минимизацией потерь при обслуживании заказов потребителей.

Также важен интегральный критерий оптимальности или критерий минимума общих затрат системы. Таким образом, обобщающий показатель можно представить в следующем виде:

,

где:Qijk – объём логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З – логистические затраты.

Если перейти к удельным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна:

,

где:Эijk – эффект от выполнения логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа.

Данный расчёт не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребителей. Если в систему оценки эффективности функционирования логистической системы ввести оценку обслуживания заказов по качеству (сервисного обслуживания), то она примет вид:

где Эk – эффективность функционирования логистической системы от обслуживания к-го заказа; Зk– затраты на качество обслуживания k-го заказа.

Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функционирования логистических систем, расчёт различных вариантов обслуживания заказов потребителей позволяет определить максимальную эффективность.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем результативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше общие затраты логистики. Ключом к созданию эффективной системы логистики на предприятии служит умение поддерживать равновесие между уровнем логистического сервиса и величиной общих затрат.

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.

Логистические затраты выступают как инструмент управления предприятием. Определение состава логистических затрат способствует принятию экономически обоснованных управленческих решений. Анализ таких затрат может позволить руководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию заказов потребителей. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышает финансовые возможности хозяйствующего субъекта.


Источники:

1. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. - М.Финансы и статистика,2003. – 256 с.

2. Захаров М.Н. Контроль и минимизация затрат предприятия в системе логистики. - М.: Экзамен, 2006. – 158 с.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/ Под общей и научной редакцией профессора В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 976 с.

4. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика. - М.:КНОРУС,2004. – 224 с.

Страница обновлена: 06.04.2024 в 03:10:32