Подготовка персонала для розничной торговли как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия отрасли

Зверева А.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зверева А.О. Подготовка персонала для розничной торговли как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятия отрасли // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 102-106.

Аннотация:
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что розничная торговля выступает одной из самых динамично развивающихся отраслей и определенно сохранит за собой такой приоритет в обозримой перспективе. Хотя в целом ситуация для развития отрасли оптимистична, каждое из предприятий обязано заблаговременно заботиться о перспективах своего дальнейшего развития и путях повышения собственной конкурентоспособности. Для этого необходимо обеспечивать рациональное и эффективное использование всех ресурсов (материальных, финансовых, товарных, трудовых).

Ключевые слова: управление персоналом, розничная торговля, подготовка персонала, конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности



Сегодня можно с уверенностью констатировать, что розничная торговля выступает одной из самых динамично развивающихся отраслей и определенно сохранит за собой такой приоритет в обозримой перспективе. Хотя в целом ситуация для развития отрасли оптимистична, каждое из предприятий обязано заблаговременно заботиться о перспективах своего дальнейшего развития и путях повышения собственной конкурентоспособности. Для этого необходимо обеспечивать рациональное и эффективное использование всех ресурсов (материальных, финансовых, товарных, трудовых).

Под трудовыми ресурсами торгового предприятия понимается совокупность занятых на нем работников независимо от характера выполняемой ими работы. Очевидно, что для выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей с надлежащим качеством требуется наличие определенных теоретических знаний и умение применять их практически в конкретных ситуациях.

Совершенствование торгово-технологических процессов, постоянно обновляемое оборудование, рост объемов реализации товаров во многом определяют требуемый уровень подготовки персонала. С каждым годом возрастают объемы и диапазоны требований к профессиональным навыкам работника. Это является одной из причин, которая вынуждает руководство предприятия любого формата (начиная от бутика и заканчивая торговым комплексом) заниматься подготовкой и повышением квалификации персонала организации.

Как было отмечено в докладе руководителя департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы В.И. Малышкова на конференции «Розничная торговля в России и странах СНГ» 19-20 марта 2003 года, «…перемены в организации и технологии торговли определили новые требования к профессиональному уровню работников предприятий. Более того, появились новые профессии, которых раньше не было, ‑ маркетолог, мерчандайзер и другие. Поэтому вопросы подготовки кадров для отрасли и повышения их квалификации приобрели особую значимость в нашей работе...».

Структурные изменения, происходящие в отрасли, в первую очередь увеличение числа розничных торговых сетей, также вносят определенную специфику в требования, предъявляемые к специалистам. Сегодня то предприятие получает конкурентное преимущество, чьи работники могут оперативно решать задачи, стоящие перед компанией и принимать решения в условиях жесткого лимита времени. Поэтому во многих организациях успешно развивается внутренняя система обучения.

Так, например, в ряде ведущих компаний существуют свои центры по обучению сотрудников: «Перекресток», «Седьмой континент», «Пятерочка», «М-Видео» и др. И не случайно руководство многих торговых сетей в обучении и повышении квалификации своих сотрудников видит залог успешной реализации стратегии развития компании.

Для достижения поставленных целей применяются различные типы обучения персонала:

‑ наставничество (повышение уровня под руководством более квалифицированного работника);

‑ использование рабочих инструкций в качестве варианта самостоятельной подготовки;

‑ использование стендов и тренажеров, имитирующих различные ситуации;

‑ командировка в другие организации (филиалы и другие структурные подразделения).

Обучение с отрывом от производства предполагает прохождение различных курсов повышения квалификации, участие в специализированных тренингах. При этом широкий тематический диапазон должен позволить получить как функциональные знания и умения, так и психологические навыки работы.

Каждый из предлагаемых способов обладает своими преимуществами и недостатками.

Организация подготовки персонала в собственном учебном центре компании имеет следующие несомненные преимущества:

‑ подготовка специалиста строго определенной направленности с расстановкой акцентов на самых актуальных для компании задачах;

‑ оптимальный выбор соотношения теории и практических занятий;

‑ сокращение финансовых затрат на подготовку персонала;

‑ сокращение периода подготовки, возможность организации обучения «без отрыва от производства» или с частичным отрывом.

Недостатками внутрикорпоративной подготовки являются замкнутость и отсутствие контакта с коллегами из других организаций, «конкурентной разведки» и возможности обобщения опыта их деятельности, необходимость подбора компетентного обучающего персонала и формирования специализированных учебных площадей. Это особенно важно при практической подготовке сотрудников, деятельность которых связана с использованием специальных технических устройств или программного обеспечения (кассиров, администраторов баз данных, экспертов по приемке товара, товароведов-операторов).

При обучении в различных учебных заведениях с целью повышения квалификации становится возможным диалог и обмен опытом с коллегами. Однако это требует определенных временных затрат и сужает возможность выбора дифференцированного подхода к обучению в плане комплектации однородных групп.

Редко какое образовательное учреждение формирует учебные группы по направлениям узкой специализации. А ведь крайне важной является специфика работы в конкретной хозяйственной ситуации. В этой связи необходимо исследование различных вопросов и приобретение практических навыков в зависимости от формата торгового предприятия, от складывающейся конъюнктуры, от особенностей технологии и т.п.

В таких случаях существуют возможности подготовки персонала «на заказ», когда компания обращается в некое учебное заведение или консалтинговую фирму с целью разработки определенной программы обучения, охватывающей именно спектр первостепенных для компании вопросов. Как правило, эта услуга является достаточно дорогостоящей, однако в этом случае возможна максимальная отдача от подготовки специалиста.

Другой стороной вопроса подготовки персонала розничного торгового предприятия является, конечно, заинтересованность сотрудников. Профессиональное обучение служит серьезной мотивационной и репутационной составляющей. Помимо этого, оно выступает необходимым элементом формирования корпоративной культуры компании.

Обучение персонала повышает имидж компании в глазах сотрудников. Поэтому вложение средств в обучение, повышение квалификации и подготовку работников розничного торгового предприятия является долгосрочным инвестиционным вложением, которое обеспечивает во временном интервале свою окупаемость за счет эффективной деятельности предприятия.


Источники:

1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев : Эльга; Ника-Центр, 2006. – 780 с.

2. Организация и управление торговым предприятием : учебник / под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М. : Инфра-М, 2005. – 303 с.

3. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М. : Омега-Л, 2008.

4. Персонал розничных торговых сетей – тенденции года // Sales business/Продажи. – 2006. ‑ №2.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. http://www.retail.ru/

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:27:30