Инновация как экономическая категория и как инструмент предпринимательской деятельности

Рудакова О.В., Харитонова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рудакова О.В., Харитонова Е.В. Инновация как экономическая категория и как инструмент предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 4-8.

Аннотация:
Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает определенной уникальностью. И поэтому существует значительное число классификаций, определений и точек зрения на то, что считать инновацией и, соответственно, субъектом инновационной деятельности. Рассмотрим основные из них.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, предпринимательская деятельность, инновационная деятельность



Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает определенной уникальностью. И поэтому существует значительное число классификаций, определений и точек зрения на то, что считать инновацией и, соответственно, субъектом инновационной деятельности. Рассмотрим основные из них.

Зарубежные ученые трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [4]. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно – технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [3].

И. Шумпетер трактовал инновацию как научно–организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским доходом. Позднее, он уточнил понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [5].

В международной литературе инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Среди российских ученых, изучающих вопросы цикличности и инноваций и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю.В. Яковца. Он выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно – технических революций. Инновации Ю.В. Яковец рассматривает с точки зрения цикличного развития техники:

− крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

− крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

− средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

− мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования [6].

П.Н. Завлин, А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели определяют инновацию как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно – технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [1].

По определению, данному в Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы, инновация (конечный результат инновационной деятельности) - новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [2].

Инновация возникает в результате использования итогов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Таким образом, можно предположить, что в самом общем виде инновации – это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники и технологии.

С нашей точки зрения, все выше приведенные определения описывают инновации, в первую очередь, как инструмент предпринимательской деятельности, направленной на создание новых видов продукции. Нам представляется, что данные трактовки характеризуют в основном технико–экономическую составляющую инноваций и слабо выражают социально–экономическую составляющую, то есть не рассматривается сущность инновации как экономической категории (за исключением трактовок Б. Твисса, Б. Санто). При всей важности данного подхода к анализу инноваций, по нашему мнению, он совершенно недостаточен, и существует объективная необходимость определить инновацию как экономическую категорию, попытаться рассмотреть инновацию с экономико-философской точки зрения, то есть выделить ее сущность и содержание, проявления и формы.

С точки зрения диалектики, под сущностью какого-либо явления понимается внутренняя, глубинная, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики, то есть сущность выражает лишь главное, основное в предметах и явлениях. Таким образом, сущность, как внутренняя, относительно устойчивая сторона объективной действительности, может быть обнаружена в явлениях как нечто общее, присущее им всем. Поэтому с категорией «сущность» тесно связана категория «общее». И с этих позиций сущность инновации - это внутренняя сторона инноваций, а именно отношения, возникающие между людьми по поводу внедрения новых разработок и достижений, которые направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и фирм.

В свою очередь, когда мы воспринимаем какой–либо объект, то выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешнюю форму, внешний облик. С этой точки зрения – это явление, то есть внешние, наблюдаемые, конкретные, обычно более подвижные характеристики предмета. Под содержанием же понимаются те свойственные вещи внутренние процессы, которые имеют непосредственное отношение к сущности вещи, но не только. И если категории «сущность» и «содержание» соотнести друг с другом, то мы увидим, что понятие сущности и содержания родственны друг другу, но не тождественны.

Категория «содержание» шире по своему объему, чем категория «сущность». Содержание включает в себя общую сущность и ее конкретные формы и проявления в каждом отдельном случае. Теперь мы можем предположить, что применительно к предмету нашего исследования содержание инновации будет включать в себя ее сущностные характеристики, а также внешнюю сторону, а именно: формы, типы, виды вложений в производственные, научные, финансовые проекты с целью получения прибыли или для решения социальных и экономических проблем.

Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод, что инновацию в качестве экономической категории следует определять как экономические отношения, возникающие между гражданами, фирмами, банками и государством по поводу создания и внедрения новых технологий и новой продукции в условиях быстроменяющейся экономической среды за счет привлечения как собственных, так и заемных средств.


Источники:

1.Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина,
А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - изд. 2-е, переработ. и доп. - М. : ЦИСН, 1998. – 568 с.
2.Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы. / / Инновации. - 2002. - №4 (51). - С. 3-9.
3.Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М. : Прогресс, 1990. -296 с.
4.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М. : Экономика, 1989. -272 с.
5.Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. / под общ. ред. А.Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1982. – 431 с.
6.Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. - М. : Экономика, 1988. – 285 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:48