Vzaimodeystvie teorii rynkov po Shtakelbergu i rossiyskogo farmatsevticheskogo rynka

Петров А.М.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-1 / May, 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Petrov A.M. Vzaimodeystvie teorii rynkov po Shtakelbergu i rossiyskogo farmatsevticheskogo rynka // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2008. – Tom 9. – № 5. – S. 94-99.



Фармацевтическая промышленность относится к химической индустрии, включает большое количество подотраслей и отличается очень высоким уровнем НИОКР, необходимых для развития отрасли. Продукция современной фармацевтической промышленности приобретает все большее значение для охраны здоровья населения.

Ключевой элемент фармацевтического рынка – лекарственный препарат. Сейчас на рынке торгуются около 39 000 наименований лекарственных средств (ЛС). Но, несмотря на огромное количество позиций, 80% объема коммерческого рынка ЛС приходится на 900 брендов. Но торговое наименование говорит всего лишь о наличии выбора между производителями ЛС, но не характеризует наличие на рынке самого лекарственного средства.

Лекарственное средство характеризуется формулой международного непатентованного наименования (МНН) [1]. Поэтому, одному МНН могут соответствовать различное число торговых наименований, каждое из которых может быть защищено товарным знаком. Ключевым моментом анализа конкурентной среды фармацевтического рынка является качество и количество препаратов, представленных в каждом конкретном МНН. Для анализа рынка в целом необходимо применять следующую классификацию:

‑ Лекарственные средства импортного и отечественного производства;

‑ Инновационные лекарственные средства, брендированные генерики, генерики;

‑ Препараты, продаваемые по рецепту и находящиеся в свободной продаже;

‑ Лекарственных средств больничного и аптечного отпуска.

Логика анализа инновационных ЛС, брендированных генериков, генериков напрямую относится к логике развития конкурентной борьбы в пределах МНН в рамках теории рынков по Штакельбергу [2].

Разберем критерий инновационности препарата с точки зрения теории рынка в экономической теории.

Типы строения товарных рынков по Штакельбергу – классификация товарных рынков по числу участников:

‑ двустронняя полиполия: много покупателей и много продавцов;

‑ олигопсония: несколько покупателей и много продавцов;

‑ монопсония: один покупатель и много продавцов;

‑ олигополия: много покупателей и несколько продавцов;

‑ двухстороння олигополия: несколько покупателей и несколько продавцов;

‑ монопсония, ограниченная олигополией: одни покупатель и несколько продавцов;

‑ монополия: много покупателей и один продавец;

‑ монополия, ограниченная олигопсонией: несколько покупателей и один продавец;

‑ двухстороння монополия: один покупатель и один продавец.

Фармацевтический рынок является жизненно важным и покупателем выступает все население страны, поэтому типы рынков с ограниченным числом покупателей не подходят, и для анализа остаются монополия, олигополия и двустронняя полиполия. Для них характерна своя технология ценообразования. На фармацевтическом рынке мерилом уникальности является МНН: его востребованность и количество товаров, входящих в группу конкретного МНН.

Монополистический рынок образуется, когда на рынок выводится уникальный препарат – содержит в себе новый, запатентованный МНН. В современном мире препарат может быть уникальным, только если он инновационный и находится под защитой законодательства (защищен патентом).

Инновационные ЛС или технологии — это новые препараты, лекарственные формы или средства доставки действующих веществ, находящиеся под защитой патента. Их создание и широкое внедрение в медицинскую практику позволяет улучшить или радикально изменить прогноз многих заболеваний, модифицировать их течение, снизить летальность, а также существенно сократить затраты государства на лечение и реабилитацию пациентов, продлить трудоспособный период.

После окончания срока действия патента на рынке появляются препараты-конкуренты, основанные на данном МНН (генерики), а инновационный препарат переходит в категорию «оригинальный». Таким образом, монополистический рынок инновационного препарата преобразуется сначала в олигополию, а затем в двустроннюю полиполию – возникает конкуренция.

Точка возникновения конкурентного рынка известна заранее (окончание срока действия патента) и порождает несколько процессов. Исследовательские компании стремятся опередить окончание патента и вывести на рынок новые оригинальные лекарства, которые смогут дать им монополию в определенных нишах (вернуть инновационный цикл к началу: инновационные препараты дают монопольный рынок, который позволяет получить сверхприбыли и окупить как вложения в этот препарат, так и создать новый).

Одновременно, в соответствии с «положением Болар» [2], производители генерических ЛС могут подавать заявку на регистрацию аналога препарата, который все еще защищен патентом. После окончания срока действия патента производитель генерика может сразу же приступить к производству лекарственного препарата, если его регистрация уже завершилась. Это позволит сократить время, которое необходимо для поступления на рынок генерических препаратов после окончания срока действия патента и, следовательно, усилит конкуренцию.

В момент окончания срока патента на рынок выходят генерические копии оригинального препарата, которым необходимо окупиться, а значит получить свою (как можно большую) долю на рынке. Конкуренция идет по двум ключевым моментам:

1. Бренд производителя (характеризует узнаваемость марки и качество ЛС) – неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция, особенно если создан инновационный генерик – препарат который не просто воспроизводит оригинальный, но обладает по сравнению с ним улучшенными свойствами и обеспечивает лучшие показатели эффективности и безопасности. Важнейший критерий отнесения генерика к категории "инновационного" - выход на рынок в кратчайшие сроки после окончания действия патента инновационного ЛС.

2. Цена упаковки ЛС. В соответствии с законами спроса и предложения на рынке возникает ценовая конкуренция, что ведет к снижению цены до минимального уровня. Это делает МНН доступным для всех слоев населения.

Таким образом, каждая группа имеет свои преимущества, недостатки и логику развития (табл. 1).

Таблица 1. Преимущества и недостатки инновационных препаратов:

Преимущества инновационных препаратов
Недостатки инновационных препаратов.
Решение остро стоящей проблемы в терапии;
Лечение редких болезней (orphan drugs);
Эксклюзивное ценовое позиционирование;
Лидирующая/доминирующая доля рынка на долгосрочном периоде;
Включение в государственные программы;
Создание новой категории препаратов (часто).
Низкая вероятность успеха доведения инновации до рынка.
Высокая стоимость разработки препарата.
Для рынка основным недостатком является монопольное ценообразование, в результате которого на лекарственное средство устанавливается очень высокая цена.
Преимущества и недостатки генериков:

Преимущества
Недостатки
Для фармрынка – инструмент развития конкуренции;
Для потребителя – возможность за значительно меньшую сумму купить качественное ЛС, не переплачивая за бренд производителя инновационного ЛС;
Для российского производителя – возможность выстоять в конкурентной борьбе с иностранными компаниями-лидерами рынка. Российская компания может выжить, только если будет производить качественные генерики, стоимость которых в несколько раз ниже стоимости оригиналов;
Для здравоохранения – экономия бюджета.
Часто, снижение качества по сравнению с оригинальным препаратом.
Генерики снижают сверхприбыли разработчиков инновационных лекарств, что косвенно отражается на количестве инновационных лекарственных средств выпускаемых этими предприятиями.

Развитие конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке происходит в строгом соответствии с теорией рынка, которая диктует как свои технологии ценообразования, так и развитие цикла жизни лекарственного средства в условиях конкуренции со своими преимуществами и недостатками для каждого этапа.


Страница обновлена: 13.05.2024 в 21:28:11