Внутрифирменная подготовка кадров

Заварзин В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Заварзин В.И. Внутрифирменная подготовка кадров // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 46-51.

Аннотация:
Опыт ряда стран, достигших существенного экономического подъема, а вместе с ним и социального благополучия, свидетельствует о том, что решающую роль в этом процессе играет и будет играть приоритетное внимание к проблемам повышения общего образовательного уровня населения, и подготовки специалистов, понимающих суть экономических и социальных реформ и способных реализовывать их в жизнь через новые механизмы хозяйствования, через создание новых прогрессивных технологий. В связи с этим, соперничество стран мира все более переходит из военной и экономической областей в область соревнования национальных систем образования.

Ключевые слова: обучение персонала, внутрифирменное обучение



Опыт ряда стран, достигших существенного экономического подъема, а вместе с ним и социального благополучия, свидетельствует о том, что решающую роль в этом процессе играет и будет играть приоритетное внимание к проблемам повышения общего образовательного уровня населения, и подготовки специалистов, понимающих суть экономических и социальных реформ и способных реализовывать их в жизнь через новые механизмы хозяйствования, через создание новых прогрессивных технологий. В связи с этим, соперничество стран мира все более переходит из военной и экономической областей в область соревнования национальных систем образования [1].

За последние годы стало понятно, насколько велик груз нерешенных проблем в отечественной высшей технической школе. Но одновременно возникла и поддерживается иллюзия, будто для их решения достаточно ввести новые образовательные стандарты, найти и осуществить мудрые структурные преобразования, адекватные экономические модели и получить ресурсы. Подобный подход представляется глубоко неверным. Главная, ключевая проблема вузовской действительности ‑ это отчуждение преподавателей и студентов от проблем современного производства. Теоретические положения в учебных курсах не иллюстрируются и не подтверждаются примерами из окружающей действительности, а потому весь учебный процесс остается оторванным от реальности догмами, упражнением ума, а потому качество результатов обучения остается невостребованным .

Основа решения этих проблем ‑ участие в подготовке высококвалифицированных специалистов крупных и передовых научно-производственных фирм [2].

Переходный характер сегодняшнего этапа общественного развития, его узкие временные рамки обуславливают его ключевое значение для будущего страны. Именно теперь закладываются основы и подготавливаются кадры специалистов, которые во многом определят экономическую динамику и тенденции развития России на длительную перспективу. Отсюда следует, что нынешний период – это время стратегического выбора.

Сейчас проблема состоит уже не столько в переходе от спада производства к его стабилизации с последующим ростом, сколько в создании необходимых условий и заделов для преодоления инерции депрессии и прорыва в качественно иную воспроизводственную ситуацию.

Повышающаяся значимость образования в наши дни высвечивает ряд проблем, требующих первоочередного решения:

‑ усложнение педагогического процесса в техническом вузе в условиях интеграции специальных дисциплин, а также необходимость интеграции вуза с производством и наукой;

‑ усиливающееся отставание материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования вузов от технической оснащенности производства;

‑ преодоление кризиса в совершенствовании качества выпускников, подготовки технической интеллигенции нового типа, способной найти свое место в условиях конкуренции;

‑ расширение предметного мира специалиста, ведущее к увеличению объема учебного материала и необходимости его обобщения;

‑ расширение сфер инженерной деятельности, ведущее к необходимости решать разнообразные профессиональные задачи в условиях рынка;

‑ включение в учебный процесс новых форм и методов обучения, новейших технических средств;

‑ постоянная адаптация образовательной траектории будущего специалиста к изменяющемуся уровню науки и производства.

Решение этих проблем приводит к необходимости разработки новой интенсивной технологии обучения.

В настоящее время речь идет о построении и совершенствовании технологии, которая должна обеспечить не только первоначальную, предшествующую самостоятельному труду, подготовку работников. Она должна служить постоянно действующим механизмом, обеспечивающим соответствие знаний и навыков каждого занятого в народном хозяйстве на протяжении всей его трудовой деятельности быстро меняющимся требованиям техники и технологии. Усложнение требований современной экономики к качеству рабочей силы приводит к тому, что подготовка кадров в рамках традиционных учебных заведений (школа ‑ среднее специальное учебное заведение ‑ вуз) оказывается недостаточной и дополняется рядом новых форм. Главная из них ‑ обучение непосредственно в сфере производства.

В основу внутрифирменной подготовки положена идея обучения студентов в едином профессиональном образовательном пространстве вуза и базового предприятия. В учебном процессе, наряду с вузом, на договорной основе участвует и базовое предприятие. Необходимость подготовки высококвалифицированных инженерных кадров привела к интеграции вуза и крупной, передовой в своей отрасли фирмы. Учебный процесс организован таким образом, что профессиональное становление будущего специалиста осуществляется в условиях постоянной взаимосвязи фундаментального и теоретического обучения в вузе с практическим обучением по специальности на фирме.

Связующим звеном здесь выступает непрерывная научно-производственная практика (ННПП), проводимая один-два дня в неделю на протяжении всего периода обучения. Учебный процесс, ННПП обеспечивают постепенную адаптацию будущего специалиста в производственном коллективе. Постепенность заложена в гибком единении учебного процесса и практики. В процессе практического обучения студенты последовательно знакомятся с профессиями станочника, осваивают сборочное производство, а начиная с четвертого курса, работают на инженерно-технических должностях. Система выстроена таким образом, что учитывает индивидуальные черты, которые проявляются в условиях “осознанной необходимости”.

Подход к разработке интенсивной внутрифирменной технологии обучения осуществляется исходя из определенных принципов, позволяющих четко разграничивать функции управления учебным процессом и усилия всех участников технологического процесса обучения, исходя из целей и задач конкретного курса. При этом предусматриваются следующие положения:

1. Технология разрабатывается исходя из представления о студенте не как объекте обучения, а как субъекте обучения. Главной фигурой процесса обучения становится студент.

2. Интеграция учебного процесса и процесса научно-профессиональной подготовки специалиста с реальными задачами научно-производственного подразделения базового предприятия.

3. Технология должна обладать единством целей, содержания и методики на весь период обучения.

4. Как единая система технология внутрифирменного обучения должна быть направлена на усиление реализации основных требований современной высшей школы по фундаментализации и профессионализации подготовки специалистов.

5. Внутрифирменная технология обучения должна иметь четкую структуру построения как на уровне одного курса обучения (развитие технологии по горизонтали), так и от курса к курсу (развитие технологии по вертикали с междисциплинарными связями) с выполнением признаков управляемой системы.

6. Интенсивная технология требует новой организации работы и иного мышления как профессорско-преподавательского состава, управления учебным процессом, так и работников предприятий и фирм.

Основными причинами, вызывающими усложнение и интенсификацию технологии обучения инженерно-технических кадров следует считать, во-первых, более высокий уровень необходимой специальной квалификации и, во-вторых, быстрое устаревание знаний и умений, делающее особо важным качеством специалиста умение постоянно пополнять свои знания, продолжая обучение в течение всей профессиональной деятельности.

Отличительной чертой квалификации специалистов, подготовленных в рамках внутрифирменной технологии обучения, можно считать ее комплексный характер, то есть сочетание широкого фундаментального общего профессионального образования и ярко выраженной глубокой и узкой специализации. Решить обе эти задачи только в рамках системы образования (внутри учебного заведения) невозможно.

Более чем 10-летний опыт реализации технологии внутрифирменной подготовки совместно МГТУ им. Н.Э.Баумана и ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева" в рамках факультета "Оптико-электронное приборостроение" позволяет сделать следующие выводы:

1. Внутрифирменная технология обучения целесообразна и полезна со стороны всех участников процесса:

Общество получает высококвалифицированный инженерно-технический персонал и стабильно работающую фирму;

Фирма – опережающую подготовку кадров и преемственность в развитии персонала;

Специалисты фирмы – реализацию личностных возможностей по передаче порой уникальных знаний молодым специалистам и возможности дополнительного заработка;

Преподаватели вуза – знакомство и участие в пионерских разработках передовых фирм, расширение кругозора и возможность дополнительного заработка;

Студенты получают целевую индивидуальную подготовку на основе интеграции образования, науки и производства и участия в реальных передовых разработках.

2. Внутрифирменная подготовка осуществляется на основе интеграции образования, науки и производства. Интеграция предусматривает целевую и индивидуальную подготовку, опирающуюся на активное участие студентов в производственном процессе, в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах. Повышается эффективность подготовки и использования специалистов. Не требуется время на знакомство и адаптацию в первые годы после окончания вуза на фирме.

3. Технология внутрифирменного обучения способствует преемственности и обновлению кадров, закреплению молодых специалистов на предприятии, снижает текучесть инженерного персонала.

4. Наличие единой программы обучения и труда и единого координационного центра по управлению процессом подготовки позволяет учитывать индивидуальные черты студента и постоянно уточнять образовательную траекторию.

5. Индивидуальная непрерывная научно-производственная практика позволяет ускорить процесс обучения, углубляет и расширяет образование. В рамках непрерывной научно-производственной практики происходит немедленное закрепление полученных знаний. В свою очередь труд в среде специалистов по профилю приобретаемой специальности дает толчок к приобретению новых знаний. Этим самым создаются условия уже на студенческой скамье для проявления творческой способности личности.

6. На каждом этапе обучения сложность работы должна соответствовать уровню полученных на данный момент знаний.

7. Снижаются бюджетные затраты на подготовку молодых специалистов за счет участия предприятия в реализации внутрифирменной технологии обучения и постоянном участии студентов в производственном процессе создания материальных ценностей.

8. Неуклонное проведение в жизнь принципа единства обучения и воспитания. С этой целью обеспечивается постоянное участие студентов в решении актуальных задач развития вуза и фирмы.


Источники:

1. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование : Мировые тенденции : (Социальный и философский аспекты). – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. – 368 с.
2. Направленная подготовка специалистов в МГТУ им. Н.Э.Баумана на отраслевых факультетах при крупных НПО. / Симоньянц Р.П., Герди В.Н., Заварзин В.И. и др. // Всероссийская науно-методическая конференция “Стратегия развития университетского образования в России”. Москва, 4-6 февраля 1998 г. : Тезисы докладов. М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998, с. 23.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:49