Теоретические и методические основы экономической оценки трудового потенциала

Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М. Теоретические и методические основы экономической оценки трудового потенциала // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 68-73.

Аннотация:
Окончание. Начало в № 5 2004. На конечный результат использования трудового потенциала влияет большое количество трудно прогнозируемых на длительный период факторов, в частности, темпы развития технического прогресса, уровень интеграции и разделения общественного труда, уровень цен и инфляции, структурные изменения и т.д. Нами же предлагается рассмотреть возможность применения на практике такого подхода экономической оценки трудового потенциала, основанием для которого служат элементы «затратного» и «результатного» методов оценки.

Ключевые слова: трудовой потенциал, оценка трудового потенциала



Окончание. Начало в № 5/2004

На конечный результат использования трудового потенциала влияет большое количество трудно прогнозируемых на длительный период факторов, в частности, темпы развития технического прогресса, уровень интеграции и разделения общественного труда, уровень цен и инфляции, структурные изменения и т.д. Нами же предлагается рассмотреть возможность применения на практике такого подхода экономической оценки трудового потенциала, основанием для которого служат элементы «затратного» и «результатного» методов оценки.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 03-02-00242а/с «Научно-методологические проблемы оценки и управления экономическим потенциалом региона»)

В соответствии с современной экономической теорией совокупный доход, получаемый обществом от производственной деятельности, можно представить как сумму доходов, относящихся к различным факторам производства. Одним из таких доходов является доход от труда. В этом случае под экономической оценкой совокупного трудового потенциала территории нами понимается общая величина доходов, которые могут быть получены от приложения совокупной массы труда в течение определенного периода в условиях, обеспечивающих наиболее эффективное их использование.

С другой стороны, величина совокупного дохода, полученного работником за свой труд, суммарно должна обеспечить возможность расширенного воспроизводства его рабочей силы на протяжении всего периода ее функционирования. Следовательно, доход от труда, как одного из факторов производства, можно приравнять к сумме расходов, которые будут иметь место в процессе воспроизводства рабочей силы. Это равенство доходов от приложения труда и расходов на воспроизводство совокупной способности к труду подтверждается выводом, сделанным А. Маршаллом в работе «Принципы экономической науки» [1], где он отмечает, что «...люди получают в общем такой заработок, который вполне соответствует издержкам на их воспроизводство и обучение с учетом удовлетворения насущных жизненных средств. В общем случае доход, полученный работником, должен возместить ему помимо расходов, возмещаемых обычной заработной платой за простой труд, все расходы по обучению, по меньшей мере, с обычной прибылью на капитал, равный сумме указанных расходов». Таким образом, доход, который должен иметь работник, можно представить как сумму расходов:

‑ на поддержание текущей жизнедеятельности человека и его способности к труду;

‑ связанных с предупреждением и частичным устранением физического износа работника в процессе его трудовой деятельности;

‑ на устранение морального износа рабочей силы;

‑ по возмещению затрат на производство рабочей силы, воплощенной в данном поколении работников, и на расширенное ее производство в работниках последующего поколения;

‑ связанных с формированием резерва средств на расходы будущих периодов.

Так, расходы на поддержание текущей жизнедеятельности связаны с удовлетворением насущных жизненных потребностей индивида и обеспечивают поддержание его способности к труду в соответствующих социально-экономических условиях. В процессе жизнедеятельности и, в частности, трудовой деятельности происходит физический износ человека. Для его частичного предупреждения и устранения расходуются средства на охрану здоровья и оздоровительные меры. В связи с научно-техническим прогрессом возникает моральный износ трудового потенциала человека в двух формах: а) обусловленной кардинальным изменением способа труда; б) совершенствованием существующего способа труда. Первый вид морального износа устраняется переподготовкой, второй ‑ повышением квалификации работника.

Расходы по возмещению затрат на производство рабочей силы данного поколения работников можно определить как амортизацию авансированного человеческого капитала.

Учитывая, что за счет доходов от труда работников данного поколения формируется рабочая сила последующего поколения, затраты на ее подготовку превышают величину авансированного капитала в создании трудового потенциала работников предшествующего поколения. Это превышение обусловлено изменением структуры потребностей нового поколения и уровнем цен на предметы потребительской «корзины».

Кроме перечисленных расходов, доходы, получаемые работником в рабочем периоде, должны создавать резервный фонд средств для финансирования расходов за пределами рабочего периода, т.е. в пенсионном возрасте. Следует отметить, что все перечисленные расходы связаны не только с конкретным работником, но и с членами его семьи.

При реализации предлагаемого метода на практике нет необходимости разделения всей совокупности потребительских расходов на данные группы, достаточно выделить те расходы, которые непосредственно связаны с воспроизводством трудового потенциала индивида, и определить продолжительность периода их осуществления. При этом необходимо учитывать, что доходы, требуемые работнику для финансирования рассмотренных выше расходов, не равны получаемой им номинальной заработной плате. Заработная плата составляет только часть этих доходов.

Стоимостная оценка единицы трудовых ресурсов определяется путем суммирования всех расходов, приходящихся на одного жителя, по всем годам периода их осуществления. Все расходы фиксируются в действующих ценах, поэтому приведение их в сопоставимый вид осуществляется через индекс инфляции или индекс потребительских цен на соответствующие виды товаров и услуг.

Формула для оценки стоимости создания единицы трудового потенциала принимает вид:

2004_06_doroshenko_p_equ.gif, (1)

где Сit‑ расходы i-го вида в среднем на одного человека, произведенные в t-м году;

JiT/t– индекс потребительских цен на товары и услуги i-го вида в t-ом году по сравнению с T-м годом;

T ‑ год, по отношению к которому производится оценка трудового потенциала, или период осуществления затрат i-го вида;

t ‑ год осуществления затрат i-го вида;

m ‑ число видов расходов, учитываемых при оценке трудового потенциала индивида.

Учитывая, что определяющим фактором при экономической оценке трудового потенциала является образование, все расходы привязываются к возможным схемам получения образования.

В связи с разнообразием природных, экологических, социальных характеристик отдельных территорий формируются различные условия, влияющие на размер и структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Этим предопределяется существенная дифференциация стоимости жизни, неравномерность потребления населением различных районов отдельных видов товаров и услуг. Поэтому при оценке стоимости трудового потенциала необходим учет следующих групп факторов:

‑ природно-климатических;

‑ демографических (половозрастной состав населения, размер и структура семей, плотность населения);

‑ особенностей образа жизни в городской и сельской местностях;

‑ особенностей расселения;

‑ уровня экономического развития территории;

‑ показателей общей культуры населения.

Особенности природно-климатических условий оказывают значительное влияние на формирование потребностей в продуктах питания, наборе непродовольственных товаров, на структуру услуг и т.д. В то же время в рамках территории области влияние природно-климатических факторов для населения незначительно.

У взрослых значительно большие затраты на питание и приобретение промышленных товаров. Потребление подростков отличается от потребления детей младшего возраста. Например, расходы на одежду и обувь для взрослого человека в 1,8 раза больше, чем для подростка.

Существенны также различия в стоимости потребительных благ для людей разного пола. Затраты на питание для мужчин выше, чем для женщин, однако предметы гардероба женщин дороже, чем у мужчин.

С увеличением размера семьи сокращается душевая потребность по ряду материальных благ, в частности на предметы длительного пользования, уменьшается потребность в обновлении гардероба, но существенно возрастают расходы на различные услуги.

Особенности образа жизни в городской и сельской местностях также определяют различия в потреблении благ и услуг. Это связано с повышенными расходами горожан на внутригородской транспорт, жилищно-коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, рекреации и т.д. Влияние расселения на формирование потребностей связано с разнообразием услуг и товаров при продвижении по цепочке: сельское население ‑ районный центр ‑ областной центр. Предоставление услуг на одного человека в сельской местности по совокупности значительно меньше, чем в городах, и еще меньше, чем в областном центре. Эта же тенденция проявляется в расходах на медицинское обслуживание и особенно на образование.

Выделенные факторы являются основными при учете дифференциации среднедушевых расходов и могут оказать значительное влияние на суммарные расходы на создание трудового потенциала региона.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом экономической оценки трудовых ресурсов территории является сбор и обработка исходной информации. Для проведения расчетов по экономической оценке трудового потенциала в соответствии с принятой методикой используются следующие виды информации: демографическая, экономическая, социальная.

К демографическим данным, используемым в расчетах, относятся:

1. Численность постоянного населения области.

2. Численность городского и сельского населения.

3. Численность населения трудоспособного возраста, дифференцированного по городам областного подчинения и районам области.

4. Баланс трудовых ресурсов с выделением:

‑ всех трудовых ресурсов в их совокупности;

‑ трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

‑ лиц старших возрастов, занятых в экономике;

‑ подростков, занятых в экономике;

‑ всех занятых в экономике людей;

‑ учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства;

‑ трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, занятого в личном подсобном и домашнем хозяйстве;

‑ среднегодовой численности безработных;

‑ численности экономически активного населения;

‑ распределения занятого населения по отраслям народного хозяйства.

5. Распределение трудовых ресурсов по городам и районам области.

6. Распределение трудовых ресурсов по уровню образования: высшее; незаконченное высшее; среднее специальное; среднее общее, в том числе профессионально-техническое; неполное среднее, в том числе профессионально-техническое; начальное; без образования.

7. Сальдо миграции населения.

8. Распределение миграции населения по уровню образования.

Экономическая информация представлена следующими показателями:

1. Потребительскими расходами в среднем на одного жителя по годам исследуемого периода, представленными в ценах соответствующих лет и финансируемыми из средств бюджета семьи. Источником этой информации являются данные обследования бюджетов семей.

2. Данными об исполнении бюджета территории по годам периода по социальным направлениям.

3. Расходами на образование в учебных заведениях в среднем на одного обучающегося в год. Источниками данной информации являются сведения областного управления образования, результаты выборочного обследования деятельности вузов, техникумов и училищ области.

4. Индексами потребительских цен на товары и услуги на территории конкретной области. Источником этой информации являются данные областного комитета государственной статистики.

Социальная информация представлена в основном данными о структуре обучающихся в различных учебных заведениях, сроках обучения, а также уровне жизни населения региона.


Источники:

1. Маршал Л. А. Принципы экономической науки: В 2-х т. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. Т.2. – 416 с.
2. Becker G.S. The Human Capital. – Chicago: University of Chicago Press, 1964. – p. 153.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:34:45