Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста (опыт Финляндии)

Ефимушкин С.Н., Овсянникова А.Б., Кокуева Ж.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (54), Июнь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ефимушкин С.Н., Овсянникова А.Б., Кокуева Ж.М. Совершенствование национальной инновационной системы как основы экономического роста (опыт Финляндии) // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 20-26.

Аннотация:
Окончание. Начало в № 5 2004. О том, как осуществляется и на каких принципах построена инновационная система Финляндии, рассказывается в предлагаемой вниманию читателей журнала публикации. Авторы рассматривают финскую инновационную структуру и экстраполируют отдельные ее элементы на российскую экономику в контексте переноса положительного опыта. Исследование, безусловно, привлечет внимание читателей журнала актуальностью рассматриваемых вопросов и конкретными практическими рекомендациями относительно повышения эффективности инновационной политики.

Ключевые слова: экономический рост, инновационная система, экономика Финляндии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 5/2004

Основной задачей инновационной системы является рост общественного благосостояния за счет производства знаний, использующихся для модернизации технологических процессов и обновления производственных мощностей, а также совершенствованием выпускаемых товаров и услуг. Инновационная система 2 это одна из подсистем экономики. Она тесно связанна с другими подсистемами: финансовой, научной, образовательной, а также с рынком труда.

При анализе показателей инновационных систем необходимо опираться на концепцию сбалансированного развития, включающую в себя экологический, социальный и экономический аспекты. Необходимо учитывать также и то, что затраты и преимущества, связанные с инновациями, могут неравномерно распределяться между членами общества, что негативно влияет на развитие его инновационной способности в целом.

Фундаментальные технологические нововведения можно реализовывать только в совокупности с организационными и институциональными изменениями. Фундаментальные инновации требуют развития новых способов управления, новых организационных форм, дополнительных навыков у рабочей силы, новых вкусов и привычек. Институциональные изменения могут вызвать необходимость разработки новых стандартов, патентов, услуг, новой инфраструктуры, изменения правительственной политики и работы общественных организаций.

Если незначительные инновации легко принимаются обществом, у радикальных инноваций могут возникнуть трудности, поскольку они несут в себе значительный элемент креативного разрушения.

Политика создания инновационных сетей.

Традиционная инновационная политика основное внимание уделяет созданию новых научных знаний путем финансовой поддержки научно-исследовательских работ в выбранных областях науки. Согласно такому подходу вмешательство правительства в инновационный процесс оправдано на ранних стадиях, далеких от момента выхода на рынок. Тем не менее, существуют исключительные обстоятельства, в которых правительство оказывает влияние даже на более поздних стадиях инновационного процесса. В частности, это может касаться прикладных разработок в оборонной промышленности.

С целью избежания технологической зависимости традиционная политика фокусирует свое внимание на поддержке ключевых технологий. Ее можно охарактеризовать как прямой правительственный контроль над динамикой технологического развития через специально создаваемые бюрократические структуры. Она отводит государству решающую роль в определении путей технологического развития общества.

В современном мире быстро меняющихся приоритетов невозможно определить технологию, гарантирующую наилучшие экономические результаты. Процесс технологических изменений все более усложняется, поэтому разработчикам инновационной политики необходимо рассматривать функционирование инновационной системы в целом, определяя ее слабые стороны как потенциальную сферу государственного воздействия, и акцентировать внимание на создании среды, стимулирующей инновации.

Важной функцией научной и технологической политики является укрепление существующих инновационных сетей и построение новых в тех областях, где они необходимы. Усиление системообразующей функции государства в современной инновационной политике не означает более активного государственного вмешательства в экономику. Применение сетевого подхода в инновационной политике требует пересмотра роли государства и глубокого понимания механизмов сетевой политики.

В Финляндии целостный подход к формированию инновационных сетей интегрирует активное участие Министерства труда, Национального технологического бюро (ТЕКЕС), Академии наук и ряда других правительственных организаций и бизнес-ассоциаций. Уникальным для Европы является тесное сотрудничество между Академией наук Финляндии и Национальным технологическим бюро. Это сотрудничество основывается на концепции создания научных и технологических знаний в сетях кооперации университетов и промышленности.

2004_06_efimushkin_innovsysfinl1_small.gif

Рис. 1. Инновационная система Финляндии.

На рис. 1 представлена организационная схема инновационной системы Финляндии, которая разделена на шесть уровней деятельности – от общенациональной политики до производителей товаров и услуг. На каждом уровне к работе привлечены соответствующие специалисты. Функции некоторых из них могут охватывать несколько уровней.

Парламент, кабинет министров и совет по научно-технической политике являются основными органами, определяющими общую политику системы. Министерства же частично участвуют в разработке общей политики, однако, их основными функциями являются координация, распределение средств и контроль за деятельностью системы. Уровнем ниже располагаются Академия наук Финляндии и Национальное технологическое бюро, которые в основном призваны финансировать научно-исследовательскую деятельность. Помимо прочего они регулируют, координируют и поддерживают функционирование системы. Органами финансирования и поддержки инновационной деятельности являются также фонды венчурного капитала, а также региональные центры занятости и экономического развития, которые инициируют региональные инновационные программы и сами участвуют в них. Исследовательские центры имеют связи со всеми звеньями инновационной системы. Технологические и научные парки, региональные центры экспертизы могут рассматриваться как организации для передачи знаний, хотя они и сами принимают участие в исследовательской деятельности. Как видно из схемы, научные парки и бизнес-инкубаторы, создающие условия для деятельности начинающих компаний, специально встроены между производителями товаров и услуг и организациями по передаче знаний.

Министерство труда Финляндии с 1996 года занимается созданием межфирменных и межорганизационных сетей в рамках Национальной программы развития рабочих мест. Цель программы – увеличить производительность и улучшить условия труда путем поддержки и развития инноваций на рабочих местах. Программа в первую очередь поддерживает проекты, направленные на реформу организации труда, улучшение профессиональных навыков, условий труда и оздоровление обстановки на рабочих местах. Программа поддерживает проекты как частных компаний, так и общественных организаций.

Программы Национального технического бюро (ТЕКЕС) охватывают весь спектр инновационной деятельности – от научных исследований до маркетинга. ТЕКЕС выполняет связующую функцию между общественными и частными исследовательскими организациями и промышленностью, особенно между университетами и малыми и средними предприятиями. С точки зрения производственных компаний программы ТЕКЕСа привлекательны тем, что обеспечивают доступ к существующим знаниям, а исследовательские институты имеют возможность продавать результаты своих исследований коммерческим организациям.

ТЕКЕС постоянно прилагает усилия для поддержания и развития международной кооперации. Поскольку Финляндия добилась значительных успехов в этой области, в настоящее время программы ТЕКЕСа направлены на то, чтобы финские институты и фирмы становились координаторами и лидерами международных проектов. Для Финляндии международное сотрудничество имеет большую ценность, так как многие знания, необходимые для создания инноваций, производятся за рубежом.

ТЕКЕС предоставляет новые технологические возможности или предлагает новые сферы внедрения инновационных проектов, периодически обновляя состав их участников, что способствует постоянному расширению инновационных сетей. Это особенно важно для развития исследований, так как многие идеи появляются на стыке нескольких дисциплин.

В настоящее время ТЕКЕС осуществляет программы продолжительностью от 3 до 5 лет. Затем запускаются новые проекты, к которым привлекаются и участники предыдущих программ. С помощью подобной стратегии ТЕКЕС добивается углубления кооперации и обновления исследовательских сетей. Основная цель сетевых проектов – способствовать системным трансформациям фирм и других организаций в образовательные сети.

Политика экономического развития Финляндии охватывает широкий спектр направлений, каждое из которых нацелено на увеличение наукоемкой составляющей экономической базы страны, включая:

- меры по стимулированию развития частного сектора, повышению эффективности и конкурентоспособности традиционных отраслей экономики, таких как обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, а также по стимулированию развития новых высокотехнологичных предприятий;

- программы по созданию систем образования, направленных на обучение учащихся навыкам познания и техническим навыкам, которые требуются для достижения благополучия и высокого уровня жизни в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях;

- меры по коммерциализации результатов деятельности национальных научно-исследовательских структур.

Опыт Финляндии в формировании национальной инновационной системы заслуживает тщательного изучения и осмысления применительно к проблеме разработки инновационной политики и построения в нашей стране современной наукоемкой экономики. При этом необходимо учитывать имеющиеся различия.

Финляндия начинала формирование своей инновационной политики в условиях относительно слабого развития как промышленного сектора, так и научно-технической базы. В России же экономическая основа, характеризующаяся значительным по размеру, но быстро устаревающим промышленным капиталом, сочетается с высокоразвитой научно-технической инфраструктурой, т.е. наличием опыта проведения научных исследований, прикладных научно-технических институтов, а также технически грамотной рабочей силы. Поэтому и сегодня она во многих областях могла бы занимать лидирующее положение в мире.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:51