Самосовершенствование как условие развития творческого потенциала современной конурентоспособной личности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье проанализировано значение процесса самосовершенствования личности на ее профессиональную деятельность, конкурентоспособность, обоснована важность данного процесса для современного общества. Доказывается необходимость процесса самосовершенствования независимо от уровня образования. Предлагаются условия, которые нужно обеспечить учебным заведениям для самосовершенствования личности.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, самосовершенствование, самостоятельная работа студента
Цитировать публикацию:
Самосовершенствование как условие развития творческого потенциала современной конурентоспособной личности – С. 92-95.

Samosovershenstvovanie kak uslovie razvitiya tvorcheskogo potentsiala sovremennoy konurentosposobnoy lichnosti. , 92-95. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Постановка проблемы. Главная цель высшей школы – формирование конкурентоспособной, творческой и самостоятельной личности способной к дальнейшему образованию и самообразованию. Образование является необходимым, но не достаточным условием для обеспечения устойчивого экономического и социального развития каждой страны. Сегодня конкурентоспособный специалист должен не только обладать широкими разносторонними знаниями, но также быстро овладевать новыми навыками в разных отраслях. Исходя из этого, необходимо интенсифицировать учебно-воспитательный процесс и создать эффективные технологий образования, которые будут способствовать потребности в самообразовании.

Анализ публикаций и исследований, в которых рассматривается данная проблема. Процесс самосовершенствования личности рассматривался многими прогрессивными учеными прошлого и современности, в частности, такими как С. Б. Елканов, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Лобейко, С. О. Сысоева и др. Вместе с тем – необоснованна проблема актуальности самосовершенствования личности в современном социокультурном обществе.

Формулирование целей статьи. Главная цель этой статьи – проанализировать и обосновать значение самосовершенствования современной личности для формирования ее творческого и профессионального потенциала.

Изложение основного материала. Профессиональная карьера современного специалиста зависит от умения показать инициативу, разрешить нестандартное задание, от способностей к планированию и прогнозированию результатов своих действий. Высшие учебные заведения должны принять новую стратегию развития на основании знаний и высокоэффективных технологий, которые создадут условия для развития и самореализации каждой личности, способной к обучению на протяжении жизни, и подготовить ее к полноценной, активной жизни в информационном обществе. Образовательный процесс нужно направить на формирование методологической культуры студента, воспитание личности способной к самообразованию и саморазвитию, творческого применения приобретенных знаний и постоянном обновлении их на протяжении последующей жизни. Одним из главных средств достижения этой цели состоит в усовершенствовании организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студента – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста. Задание высших учебных заведений – подготовить творческую личность, которой необходимы дополнительные знания и понимания необходимости непрерывного самосовершенствования. Ни одно высшее учебное заведение не в состоянии научить своих выпускников на все случаи жизни. Важны не знания, а понимание, умение заниматься самообразованием и развитием собственной личности. Информационная перегрузка – одна с граней проблемы образования. Человек не может освоить весь спектр знаний. Кроме того, наука – динамическая система, и знания, если не забудутся, то устареют. Знания постоянно меняются, обновляются. Поэтому необходимы не умения заучивать информацию, а умения учиться на протяжении всей жизни, самосовершенствоваться, переносить знания на новые проблемные ситуации. В современном социуме нужно быть готовым к тому, что полученного образования будет недостаточно и возникнет необходимость улучшить свой профессиональный уровень. Это обусловливает от современного специалиста профессиональной мобильности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Общество нуждается в творческих, инициативных, высокопрофессиональных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов, которые способны оперативно и качественно работать с информацией, использовать инновационные средства и методы, самостоятельно принимать решения в ситуациях сложного выбора, способны к сотрудничеству, которые б отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, способны оперативно воспринимать и творчески работать с информацией, что постоянно обновляется. Переход от индустриального к информационному обществу создает для человека новые условия жизни, нуждаясь в постоянном самосовершенствовании и обновлении знаний, постоянного роста самосознания и чувства ответственности. Профессиональное становление личности состоит из формирования ее направленности, компетентности, социально значимых и важных качеств, а также их интеграцию, готовности к постоянному профессиональному росту.

Человек как личность формируется и развивается постоянно и непрерывно от рождения и на протяжении жизни. Это обусловливает потребность непрерывного образования и воспитания человека. Умение самостоятельно пополнять свои знания, творчески подбирать и систематизировать факты, распознавать рациональное и перспективное – являются важной частью достижения успеха в профессии. Чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности современному специалисту нужно обладать умениями критически мыслить, обрабатывать большие объемы новой информации, оперативно решать проблемные ситуации, проявлять инициативу, продуцировать собственные идеи, быть способным к эффективному межличностному взаимодействию в коллективе. Человек становится настоящим человеком только тогда, когда способен внимательно всматриваться не только во внешний мир, но и в самого себя, когда стремится познать не только вещи и явления возле себя, но и свой внутренний мир, когда все силы сосредоточены на свое совершенствование. Важно научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований к профессии. Настоящий интеллигентный человек, всесторонне и универсально образованный, профессионал, не только знает, но и понимает, поскольку ему свойственно не фрагментарное восприятие действительности, а целостное, для него значимыми являются ценности совершенствования своих знаний и саморазвитие.

На современном этапе развития образования, главной задачей высших учебных заведений является обеспечение условий, при которых будущие специалисты могли бы достичь такого результата образовательной деятельности, который позволил бы постоянно овладевать новыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Необходимо подготовить специалистов новой формации с накопленным инновационным потенциалом в контексте постоянного ускорения процесса старения знаний и увеличение темпов информатизации [1]. Это бы способствовало творческому решению проблем современности, умению взаимодействовать и кооперировать свои действия с действиями других, таким образом, разрешило быть социально-мобильными специалистами. Поэтому нужно изменить роль преподавателя в совместной учебной деятельности: от «транслятора» знаний к организатору и «вдохновителю» самостоятельной познавательной и творческой деятельности студента [2]. Сегодня главным критерием подготовки современного специалиста является не только овладение знаниями с учебных дисциплин, но и выработка самостоятельного мышления, что способствует не только доказывать, обосновывать, но и предусматривать.

Проблема ценности процесса самосовершенствования всегда актуальна и особенно обостряется во время кризисных периодов и ситуаций нестабильности, когда от человека требуется высокая мобильность, способность быстро адаптироваться к изменениям, достигая при этом жизненного успеха, самореализации. Это способствует формированию самодостаточной личности, которая в меру самостоятельна, инициативна и ответственна, а также способна эффективно решать социальные, производственные и экономические задания. Поэтому на смену традиционной информационно-репродуктивной технологии обучения должна быть технология развивающего обучения. Развивающее обучение – эффективный вид обучения в высшем учебном заведении, который мотивирует студента к деятельности и способствует пониманию необходимости и важности профессионального самосовершенствования. В связи с этим важно перейти от диалектической системы учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель выступает в качестве главного и единственного источника знаний, к индивидуализированному обучению студента, когда основной упор делается на привитии навык самостоятельной работы. Самостоятельная работа играет решающую роль для формирования личности будущего специалиста, поскольку обеспечивает необходимые условия для его творческой деятельности. Именно самостоятельная работа способствует активности студента, формирует их стремление к самостоятельному поиску знаний важных для будущей профессиональной деятельности, каким образом способствует самообразованию личности студента. Самостоятельную работу можно рассматривать как высший уровень учебной деятельности, поскольку ее организация требует мотивации, организованности и направленности, без чего невозможно развить у студентов умения работать с численными потоками информации.

Таким образом, самосовершенствование – целостный непрерывный процесс становления современной конкурентоспособной личности, важное условие самореализации в профессии.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Сова М.О. Інноваційний розвиток вищої освіти України у контексті соціоекономічних трансформацій / М.О. Сова // Освітологія – науковий напрям інтегрованого пізнання освіти: матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції, 15 грудня 2010 р. К.: вид-во Київського ун-ту імені Б. Грінченка, 2010. С.26-29.
2. Сисоєва С.О. Педагогічні технології у неперервній освіті: монографія / С.О. Сисоєва, А.М. Алексюк, П.М. Воловик, О.І. Кульчицька, Л.Є. Сігаєва, Я.В. Цехмістер. К.: ВІПОЛ, 2001.