Проблемы использования и выбора методов генерации идей

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Творческая активность сегодня является одним из важнейших качеств работника, которое позволяет заявить о себе, выделиться, и в то же время повысить эффективность работы. Сегодня существует достаточно много тестов, которые оценивают креативность работников[3], но более важное значение будет иметь обучение персонала методам управления творчеством (синектика, теория решения изобретательских задач), что позволяет наращивать творческий потенциал и добиваться лучших результатов. В то же время креативность персонала в ходе реализации функциональных обязанностей превращается в интеллектуальный капитал организации, и в настоящее время он является одним из определяющих факторов развития во всем мире, влияя на развитие «новой экономики».

Ключевые слова:

креативность, творческое мышление, творчество в бизнесе, генерация идей
Цитировать публикацию:
Проблемы использования и выбора методов генерации идей – С. 334-337.

Problemy ispolzovaniya i vybora metodov generatsii idey. , 334-337. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Творческая активность сегодня является одним из важнейших качеств работника, которое позволяет заявить о себе, выделиться, и в то же время повысить эффективность работы. Сегодня существует достаточно много тестов, которые оценивают креативность работников [3], но более важное значение будет иметь обучение персонала методам управления творчеством (синектика, теория решения изобретательских задач), что позволяет наращивать творческий потенциал и добиваться лучших результатов. В то же время креативность персонала в ходе реализации функциональных обязанностей превращается в интеллектуальный капитал организации, и в настоящее время он является одним из определяющих факторов развития во всем мире, влияя на развитие «новой экономики». Соответственно, игнорирование творчества и креативности персонала фактически означает игнорирование важного фактора конкурентоспособности, свидетельствует о неэффективности построения управленческих отношений, отказе от использования собственных источников развития, недостаточной подготовки менеджеров, неправильно организованных отношениях между участниками трудовых отношений. Творчество и креативность стали рассматриваться как способ расширения возможностей человека, элемент развития, воспитания, способность создавать новые понятия и формировать новые навыки. Можно выделить три направления: развитие креативности персонала, диагностика креативности, разработка систем мотивации, нацеленных на достижение результата. Каждое их этих направлений позволяет достичь своих целей: 1)Развитие креативности персонала — возможность генерации новых идей, улучшение общения, кооперации персонала при решении общих проблем. 2)Диагностика креативности — разработка методов, выявляющих креативные свойства личности, оценка психологических качеств. 3)Разработка систем мотивации — разработка приемов, как стимулировать качества творческой личности, использовать внутриорганизационный маркетинг, чтобы стимулировать персонал проявлять творчество. Методы генерации идей и принципы их использования основываются на рациональном (основанном на накопленном опыте) и идеалистическом (основанном на идеях, появившихся спонтанно) подходах. Кроме этого, классифицировать методы можно следующим образом [1]: 1. Методы, в которых ведущая роль принадлежит коллективным формам творческой работы. Эти методы основаны на предпосылках о том, что коллективное мышление, организованное по определенным правилам, в условиях благоприятного психологического климата оказывается значительно эффективнее, чем сумма индивидуальных мышлений. Указанное свойство используется в методах мозгового штурма, конференции идей, коллективного блокнота, синектики. 2. Методы, основанные на системном анализе комплексных решений, упорядочении признаков частных решений. К таким методам относятся модификации морфологического анализа и синтеза, методы упорядоченных признаков и десятичных матриц поиска. 3. Методы, в которых главное место отводится ассоциативному мышлению, использованию аналогий, метафор и семантических свойств понятий. Это методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций. 4. Методы, в которых подсказывается способ разрешения противоречий с помощью эвристических приемов: алгоритм решения изобретательских задач и библиотека эвристических приемов [1]. В использовании методов генерации идей можно отметить ряд этапов: постепенно увеличиваются масштабы их применения — от использования отдельными личностями до наращивания интеллектуального капитала организации с помощью регулярных треннингов. Сегодня прослеживается постепенное наращивание сложности задач, модификация методов под конкретные задачи, активно используются психотехники, направленные на синтез необычных решений, создаются программы для ЭВМ, позволяющие комбинировать приемы. В настоящее время существуют определенные противоречия между двумя направлениями: сторонники инсайта уверенны в том, что их подход обеспечивает «большую» оригинальность и эффективность, которую не смогут обеспечить методы, основанные на логике, поскольку в ней заложены своеобразные шаблоны мышления, а сторонники алгоритмизированного подхода настаивают на том, что при инсайте фактически отсутствует управление мышлением, нет устойчивой вероятности нахождения решения, а проверить правильность решения можно только на практике. Сегодня происходит активная коммерциализация этой сферы, поскольку существует определенный спрос на обучение, литературу, тренинги, при этом наблюдается ряд негативных свойств: обещание скорого и легкого результата, кажущаяся универсальность методов, навязчивая реклама. Наибольшей проблемой становится реализация креативности в рамках компетенций персонала и их внедрение в бизнес-процессы, что представляется гораздо более трудным, чем организация процедуры генерации идей. В данном случае креативность сотрудников сталкивается с рутинными процессами, что тормозит их стремление реализовать себя и в тоже время приводит к проверке на прочность предлагаемых идей. Применяемые методы генерации идей должны быть постепенно интегрированы в деятельность организации с помощью реализации ряда мероприятий: стимулирование самовыражения сотрудников, проведение тренингов и деловых игр, анализ кейсов (проблемных ситуаций), использование списка контрольных вопросов, разработки сценариев развития. Кроме того, методы должны соответствовать таким критериям, как возможность самостоятельного применения персоналом (на разных уровнях иерархии), применимость к конкретной задаче, использование их как рабочего приема, создание креативного климата в организации.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.– М.: Московский рабочий, 1973.–296 с.
2. Андрейчиков А.В. Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике.–М.: Финансы и статистика, 2000.–С.310.
3. Дубина И.Н. Организационный климат для творчества и инноваций//Инновации.–№7.– 2007. С. 31-35.