Тенденции и проблемы развития сферы оптовой торговли Украины

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Неотъемлемой и очень важной рыночной структурой является оптовая торговля, которой принадлежит ведущая роль в осуществлении хозяйственных связей между производителями и потребителями продукции, согласовании их экономических интересов, удовлетворении разнообразных требований к ассортименту, сокращении разрыва между временем (местом) производства товаров и временем (местом) их потребления или использования.

Ключевые слова:

оптовая торговля, Украина, объем реализации
Цитировать публикацию:
Тенденции и проблемы развития сферы оптовой торговли Украины – С. 227-228.

Tendentsii i problemy razvitiya sfery optovoy torgovli Ukrainy. , 227-228. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Неотъемлемой и очень важной рыночной структурой является оптовая торговля, которой принадлежит ведущая роль в осуществлении хозяйственных связей между производителями и потребителями продукции, согласовании их экономических интересов, удовлетворении разнообразных требований к ассортименту, сокращении разрыва между временем (местом) производства товаров и временем (местом) их потребления или использования.

За годы реформирования экономики Украины в сфере оптовой торговли произошли кардинальные изменения, направленные на формирование оптового рынка. Однако эта перестройка не привела до ожидаемых результатов. Роль оптового звена, как организатора системы товародвижения, в силу разных субъективных и объективных причин существенно снизилась, что крайне негативно повлияло на процесс согласования совокупного спроса и предложения, деятельность отечественных товаропроизводителей, уровень торгового обслуживания населения и привело к другим негативным последствиям. Невозможно не согласиться с мнением ведущих отечественных ученых, которые аргументировано доказывают, что утрата украинскими товаропроизводителями существенной доли внутреннего рынка – это в значительной мере результат разрушения системы оптовой торговли, и что устойчивое экономическое развитие страны невозможно без создания высокоразвитого оптового звена торговой отрасли.

В целом по Украине по состоянию на 01. 01. 2003 г. насчитывалось 68969 предприятий, основным видом деятельности которых была оптовая торговля, или на 8096 больше, чем в прошлом году, и на 22682 больше, чем в 2000 году. Общий оборот этих предприятий в 2002 году составил 317,1 млрд. грн., что на 27,9 млрд. грн. больше, чем в минувшем, и на 135,7 млрд. грн. больше, чем в 2000 году.

На первый взгляд наблюдаются довольно высокие темпы роста оптовой торговли. В 2002 году количество оптовых предприятий увеличилось на 13,3%, а общий оборот возрос на 9,6%. В 2001 году эти показатели были еще выше и составляли соответственно 31,5% и 59,4%. Но более глубокий анализ выявил наличие существенных проблем в ее развитии.

Возрастание общего оборота оптовых предприятий было осуществлено в первую очередь за счет их диверсификации и увеличения более высокими темпами розничного товарооборота, оборота посреднической и других видов деятельности, которую они стали осуществлять, приспосабливаясь к рыночным условиям. Темп роста оптового товарооборота был меньше темпа роста количества оптовых предприятий, что привело к его уменьшению в среднем на одно предприятие. Прирост товарооборота в значительной мере был обусловлен увеличением объемов продажи другим оптовым предприятиям (196,7 млрд. грн. или 68%, тогда как в 2001 году – 66%, а в 2000 – 56%).

Большая часть предприятий имеют крайне невысокий объем товарооборота. Так на 73% учтенных предприятий приходилось только 3% оптового товарооборота Украины (в их числе около 18% предприятий вообще не осуществляли никакой деятельности). В расчете на одно предприятие среднегодовой оптовый товарооборот составлял всего 4206,4 тис. грн., среднесписочная численность работающих – 8,2 человек.

Одна из наиболее острых проблем развития оптовой торговли Украины заключается в низком уровне ее складского хозяйства. Товарными складами располагают всего 9% оптовых предприятий, и их доля имеет негативную тенденцию к уменьшению. Из 17 млн. кв. м. складской площади закрытые склады составляют 60%.

Множество проблем связано с несовершенной структурно-территориальной организацией оптовой торговли: отсутствием эффективных типов оптовых предприятий с устоявшейся специализацией, невыполнением ряда важных функций, присущих оптовой торговле, неопределенностью товарного ассортимента, неравномерным размещением предприятий по регионам.

В настоящее время наибольшие объемы реализации приходятся на продукцию производственно-технического назначения – 71,4%. Потребительские товары занимают всего лишь 28,6%, что, хотя и несколько больше, чем в предыдущем году, однако не соответствует мировым тенденциям. Практически во всех областях Украины (за исключением Киева) в оптовом товарообороте потребительских товаров преобладают продовольственные товары.

Таким образом, анализ показателей деятельности оптовой торговли Украины за 2001 – 2002 гг. говорит об экстенсивном пути ее развития. Увеличение численности оптовых предприятий не сопровождается позитивными качественными изменениями в этой сфере, которые бы свидетельствовали о возрастании ее роли и места.

Для того, чтобы оптовая торговля действительно стала фактором сбалансирования и возрастания внутреннего рынка, необходима разработка и реализация стратегических мероприятий по ее структурной и функциональной переориентации. В первую очередь следует определить наиболее эффективные с точки зрения выполнения ими своих функций типы оптовых предприятий и способствовать их развитию (включая государственное инвестирование и поддержку), обеспечить расширение выполняемых функций действующих оптовых предприятий вплоть до осуществления ими полного цикла обслуживания, ликвидировать нерациональную перепродажу товаров другим оптовым предприятиям и, соответственно, недобросовестных посредников.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Селюков В. К., Гончаров С. Г. Управление рисками. Ипотечная сфера. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
2. Уотшем Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
3. Левин Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники. – М.: Советское радио, 1968.
4. Теоретические основы радиолокации./ Под ред. Я. Д. Ширмана. – М.: Советское радио, 1970.