Интервью с главным редактором «Торгово-экономического журнала»

Панюкова В.В.
Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:

Панюкова В.В.1
1 Финансовый университет при Президенте Российской Федерации

 Скачать PDF

Аннотация:
Сегодня существует множество многопрофильных журналов, в которых регулярно публикуются статьи, посвященные торговле. Одновременно единого профильного журнала, в котором были бы представлены статьи, имеющую четкую торговую направленность, отсутствуют. 
Цитировать публикацию:
Панюкова В.В. Интервью с главным редактором «Торгово-экономического журнала» // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 241-246. – doi: 10.18334/np55192

Panyukova, V.V. Интервью с главным редактором «Торгово-экономического журнала». Scholarly Communication Review , 241-246. doi: 10.18334/np55192 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




1. Как появилось решение о создании нового журнала?

Сегодня существует много многопрофильных журналов, в которых регулярно публикуются статьи, посвященные торговле. Одновременно единого профильного журнала, в котором были представлены статьи, имеющую четкую торговую направленность отсутствуют.

Существует заблуждение, что «в торговле разбирается каждый», т.к. все ходят в магазины и совершают покупки. Такой подход губителен для торговли и создает препятствия для формирования цивилизованных отношений на потребительском рынке, не позволяет внедрять новые эффективные технологии, а в ряде случаев опасен как для торговых организаций, так и для потребителей.

В то же время торговая отрасль активно развивается, внедряются новые технологии, одновременно меняется отношение к торговле органов государственной власти, происходит трансформация отношений в цепочке «производитель – торговые организации - потребитель».

Для дальнейшего развития торговли и повышения ее социальной ориентированности необходимо формирование единого экспертного сообщества теоретиков и практиков. Такое сообщество не может сформироваться мгновенно.

На первом этапе формирования диалога необходимо создать информационную площадку, на которой могли бы публиковать узкоспециализированные научные и практикоориентированные статьи все заинтересованные в развитии внутренней торговли. Разговаривая с коллегами, я видела, что такие мысли возникают у большинства из нас, но чаще всего мы обсуждали эти проблемы, при этом публиковали статьи в многопрофильных журналах. Предложение издательства «Креативная экономика» о создании журнала, посвященного торговой политике и экономике торговли, поступило в тот момент, когда в научном сообществе как раз созрела идея о необходимости создания профильного «Торгово-экономического журнала». Надеюсь, что «Торгово- экономический журнал» позволит всем тем, кто заинтересован в дальнейшем развитии науки о торговле делиться результатами своих исследований, обсуждать и апробировать свои научные достижения.

2. Существуют ли в России журналы, которые вы могли бы назвать конкурентами «Торгово-экономического журнала»?

Сложный вопрос, на который, мне кажется, нет однозначного ответа. С одной стороны, в Вестниках научных и учебных заведений регулярно публикуются статьи, посвященные торговле. Также в специализированных изданиях в области логистики и маркетинга также поднимаются проблемы развития внутренней торговли. Но сказать, что она являются именно конкурентами «Торгово-экономического журнала» не могу, т.к. чаще всего статьи в этих журналах носят разрозненный, несистемный характер. Насколько мне известно, редакция этих журналов не ставят целью создание экспертного сообщества в сфере торговли. В этих журналах статьи, посвященные торговле, стоят в одном ряду с другими статьями по экономической и юридической тематике.

Нашей же задачей является публикация результатов научных исследований только по тематике развития внутренней торговли.

Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем наш журнал воспринимался теоретиками и практиками как известный в советский период профильный журнал «Советская торговля», который имел большой авторитет у специалистов торговли. В нем освещались актуальные проблемы экономики, организации и техники оптовой и розничной торговли, публиковались рецензии на книги и брошюры по вопросам торговли, приводились материалы и прежде всего результаты научных исследований о развитии торговли. Достаточно сказать, что тираж этого журнала достигал 124 тысячи экземпляров. После прекращения его выпуска в России журналов, имеющих репутацию экспертного центра в сфере торговли, просто не осталось. Именно эту проблему необходимо исправить.

3. Какие аналогичные по тематике журналы выпускаются в мире?

В странах дальнего зарубежья опыт выпуска узкоспециализированных журналов, посвященным проблемам развития торговли исчисляется десятками лет. Существует много положительных примеров. Особенно хотелось бы выделить следующие журналы: Journal of Retailing, Journal of Retailing and Consumer Services, International Journal of Retail & Distribution Management, The Journal of Business and Retail Management Research (JBRMR), Journal of Retail & Leisure Property, The Journal of Retail Marketing Management Research.

Анализ содержания статей этих журналов показывает, что основными вопросами, рассматриваемыми в этих журналах можно назвать: развитие системы распределения и продажи товаров, формирование сетевых организаций, организация продажи товаров и профессиональных услуг, развитие инновационных технологий в сфере торговли, публично - правовые проблемы развития торговых отношений.

Эти журналы ориентированы как на практиков в сфере торговли, так и популярны в научной сфере. Они применяются при профессиональной подготовке специалистов для торговой сферы. Значительное внимание в них уделяется тематическим исследованиям, также редакцией этих журналов осуществляются обзоры ключевых событий в сфере торговли, проводится анализ книг и программного обеспечения в сфере торговли.

4. В чем заключается цель работы вашего журнала (главного редактора и редакционной коллегии)?

Исходя из главной цели журнала – стать информационным и экспертным центром, цель работы главного редактора и редакционной коллегии как раз и заключается с одной стороны в том, чтобы привлекать статьи с результатами научных исследований, а с другой – поддерживать высокий уровень экспертной оценки поступающих материалов. Жаль, что институт экспертной оценки результатов исследований в России находится в таком состоянии, что порой приходится объяснять, зачем нужно было создавать журнал с узкой специализацией.

А для меня как главного редактора одной из целей работы в журнале является повышение репутации исследований в сфере торговли в научной среде, обоснование и доказательство необходимости повышения социальной ориентированности торговой отрасли, повышение цивилизованности отношений на потребительском рынке. И, конечно, организация коммуникации с коллегами по проблемам развития торговли. Надеюсь, что глубина исследований будет постоянно возрастать.

5. Российским гуманитарным журналам гораздо сложнее пробиться на международную арену по ряду причин. Как вы оцениваете шансы «Торгово-экономического журнала» в перспективе? Может ли он стать действительно международным?

Считаю, что у «Торгово-экономического журнала» есть реальная возможность стать международным. Развитие отношений в рамках Таможенного Союза ЕАЭС вызывает необходимость углубления научных исследований, в том числе в сфере торговли, поэтому результаты исследований в сфере торговли будут востребованы. В «Торгово-экономическом журнале» статьи по данной тематике представлены в сконцентрированном виде, именно поэтому, надеюсь, что Журнал будет востребован среди зарубежных коллег. Также наблюдается интерес зарубежных исследователей к изучению процессов в торговой деятельности на постсоветском пространстве. Базой для этих исследований могут стать статьи, опубликованные в «Торгово-экономическом журнале».

Естественно, для формирования имиджа «Торгово-экономического журнала» на международном рынке потребуется время, и, конечно, дальнейшее изучение функционирования зарубежных специализированных научных журналов, методики написания статей в этих журналах, внедрение лучших практик издания журнала в процесс подготовки и издания «Торгово-экономического журнала».

6. Для выпуска журнала вы предпочли сотрудничать с издательством или контролировать абсолютно все процессы самостоятельно? Почему?

Считаю, что наилучший вариант – это организация сотрудничества редколлегии и издательства. Для того, чтобы контролировать все процессы при издании журнала необходимо обладать знаниями и компетенциями в сфере издательского дела, посвящать время техническим аспектам издания журнала. Такой подход будет «съедать» время на научные исследования, а, главное, не позволит достичь максимального результата. Придерживаюсь мнения, что каждым делом должны заниматься профессионалы. При таком подходе возможно соединить знания и компетенции и достичь наилучший результат.

7. Сколько времени понадобилось на предварительную работу: создание редакционной коллегии, планирование номеров?

Предварительная работа проходила около полгода. Планирование номеров – это непрерывный процесс, что обусловлено тем, что ситуация на рынке сильно меняется, и чтобы успевать идти в ногу со временем необходимо постоянно адаптировать тематику номеров к происходящему. Исследования в торговле имеют междисциплинарный характер. Работа по формированию редакционной коллегии продолжается и будет продолжаться, т.к. мы заинтересованы в формировании экспертного сообщества, которое не может быть статичным.

8. Как вы работаете с авторами, чем привлекаете их?

Сейчас всех авторов можно разделить на две группы. Первая группа – это те, с кем знакомы по работе, по реализации проектов в сфере торговли, им достаточно рассказать о новом Журнале, описать цели и планы, и они тут же включаются в процесс подготовки статей для журнала. Часто рассказывают своим коллегам о нашем журнале, которые также представляют свои статьи.

Вторая категория авторов – это те, кто узнали о журнале из Интернета и заинтересованы в публикации статей в журнале РИНЦ, они сами присылают нам свои статьи. Стоит подчеркнуть, что статьи всех авторов в нашем журнале проходят процедуру обязательного рецензирования после проверки соответствия тематической области и проверки оригинальности статьи в системе Антиплагиат.

9. Как вы формируете состав редакционной коллегии?

Редакционная коллегия «Торгово-экономического журнала» формируется по принципу представительства авторитетных специалистов в сфере торговли и исследования потребительского рынка, из числа научно-педагогических работников ведущих вузов России, а также практиков, имеющих опыт исследовательской и экспертной деятельности. Также в состав редколлегии входят представители зарубежных вузов, надеюсь, в дальнейшем их число будет увеличиваться. Все члены редколлегии обладают значительным научно – прикладным опытом в сфере торговли. Редакционная коллегия формируется таким образом, чтобы знания и опыт ее членов дополняли друга, позволяли проводить независимую экспертную оценку, соединять теоретические и практические достижения, чтобы была «здоровая» дискуссия по проблемным вопросам.

10. Как вы планируете продвигать журнал, распространять материалы?

Особое значение будет, конечно, уделяться информационной поддержке профильных мероприятий (конференций, форумов). В дальнейшем возможна организация тематических встреч специалистов по актуальным вопросам торговли, что будет способствовать как достижению основной цели журнала, формированию информационной среды, обеспечивающей обсуждение и обмен мнениями между профессионалами в сфере торговли, формирование экспертного сообщества, так и дальнейшему продвижению журнала.

Значительное внимание будет уделено продвижению журнала в Интернете, в частности, представительство «Торгово-экономического журнала» в социальных сетях и на профессиональных форумах. К примеру, на форумах публикуются ссылки на отдельные статьи в журнале, анонсы новых номеров, информация о мероприятиях, проводимых журналом.

Конечно, значительную роль сыграет продвижение с помощью электронных библиотек.

Немаловажна и технология «сарафанного радио», когда авторы – преподаватели вузов рассказывают своим коллегам и студентам (будущим или действующим специалистам торговли) о журнале, которые в дальнейшем при подготовке своих работ изучают статьи нашего журнала.

И, главное, наличие качественных, высокопрофессиональных статей является лучшим средством формирования репутации на рынке.

11. В какие базы данных вы планируете включить журнал?

Сейчас журнал уже включен в РИНЦ, как мне кажется, это обязательное условие для любого рецензируемого журнала. А в дальнейшем нам стоит рассмотреть DOAJ и ERIH Plus.

Количество баз данных и каталогов поражает своим разнообразием, на сегодняшний день проблема даже не в том, чтобы включиться в одну из них, а в том, чтобы выбрать ту базу, которая будет соответствовать интересам наших авторов и читателей, чтобы эти данные были доступны как академической общественности, так и практикам. Также имеет значение и предметно-ориентированное направление – научная информационная база для исследований в сфере экономики и права. Особое значение, конечно, имеет репутация базы данных, чтобы ее организаторы не были замечены в осуществлении недобросовестной деятельности.

12. Международные базы данных все чаще отдают предпочтения узкоспециализированным журналам. В России же основную массу научной периодики составляют вузовские вестники. Как вы считаете, узкая специализация журнала в современных российских условиях – это преимущество или недостаток?

Я считаю, что узкая специализация позволит журналу выгодно отличаться и, главное, даст возможность сформировать именно ту целевую аудиторию, которая будет читать весь журнал целиком, так как все статьи в журнале соответствуют одной тематике, которая интересует именно нашего читателя.

Во-вторых, доверие к публикациям в журнале выше, так как читателями и авторами выступают не «случайные» люди, а эксперты из одной области, многие из которых знакомы, если не лично, то по публикациям и научным работам, чего совершенно невозможно достичь в журнале с широким тематическим охватом.

В-третьих, узкоспециализированные журналы формируют библиотеку исследователя, каждый новый том дополняет предыдущий. Можно через определенный период времени, читая новый номер журнала вернуться к предыдущему.

Также в такие журналы легче привлечь авторитетных авторов, которые не хотят печатать свои статьи в общей массе разнонаправленных статей, а хотят донести свое мнение, поделиться своими исследованиями с коллегами именно из своей области научных интересов.

Отдельно можно остановиться и на категории соискателей научных степеней, для которых публикации в узкоспециализированных журналах вариант апробации своих научных идей, а в ряде случае и получения обратной связи от ведущих специалистов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241