«Торжество Разума» - как предпосылка кризиса Бытия

Косых П.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Косых П.Г. «Торжество Разума» - как предпосылка кризиса Бытия // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 2. – С. 9-11.

Аннотация:
Тот факт, что благодаря деятельности «создателя», к которому современные естественные науки отнесли человека, назвав его «человеком-разумным», жизнь на Земле поставлена на грань катастрофы, что вызывает сомнение в правильности присвоения ему такого звания. Более подходит – прилагательное «безумный». И эта особенность несоответствия величия человека результатам его деятельности на вершину древа обеспечения его существования ставится проблема Бытия. Спускаясь с его вершины, нельзя не согласиться с тем, что личные устремления любого нормального человека направлены на достижение своего благополучия. Но суммарный эффект подобных устремлений и в наше время, и в исторической перспективе свидетельствует об обратном. Личные усилия при интеграции в общие потоки превращаются в свою противоположность. Такую особенность Бытия логично рассматривать как уровень перспективных проблем, которые предстоит решать Цивилизации.

Ключевые слова: творчество, социоэкономика, экономическое развитие



«Уже немного Мне говорить с вами,ибо идет князь мира сего, и во мне не имеет ничего».(Иоанн, 14-30).

Тот факт, что благодаря деятельности «создателя», к которому современные естественные науки отнесли человека, назвав его «человеком-разумным», жизнь на Земле поставлена на грань катастрофы, что вызывает сомнение в правильности присвоения ему такого звания. Более подходит – прилагательное «безумный». И эта особенность несоответствия величия человека результатам его деятельности на вершину древа обеспечения его существования ставится проблема Бытия. Спускаясь с его вершины, нельзя не согласиться с тем, что личные устремления любого нормального человека направлены на достижение своего благополучия. Но суммарный эффект подобных устремлений и в наше время, и в исторической перспективе свидетельствует об обратном. Личные усилия при интеграции в общие потоки превращаются в свою противоположность. Такую особенность Бытия логично рассматривать как уровень перспективных проблем, которые предстоит решать Цивилизации.

Интеграция и координация любых личных устремлений осуществляется через социальные механизмы Бытия. К сожалению, сегодня они разворачиваются на разрушение или нейтрализуют созидательные устремления. Современное состояние Мирового Сообщества позволяет выделить три главнейших следствия такого ущербного функционирования:

1. Военно-промышленная, или разрушающая природа научно-технического прогресса.

2. Отрыв урбанизированного Человека от своей жизнеобеспечивающей колыбели – от Земли.

3. Потребительская философия жизнедеятельности.

Названные особенности Цивилизации свидетельствуют о глубинном нарушении баланса прав и обязанностей Человека на Земле. Ориентация на идею «Человек – царь Природы» привела к доминанте доктрины прав, а не обязанностей, и как следствие этого, к процветанию насилия. Ограниченность же природных ресурсов и агрессивная природа человека ставят на первое место именно его обязанности, а не права.

Первый, кто начал забывать о своих обязанностях, по-видимому, был Адам. Вместо того, чтобы «поставить Еву на свое место», он согласился съесть знаменитое яблоко. Этот дьявольский эффект «Адама и Евы», в том или ином виде, отражает все последующие социальные механизмы Бытия. Архитектурный каркас этих механизмов ‑ Наука, Культура Право. На этих структурах лежит и самая большая ответственность за катастрофу.

Такое печальное положение следует уверенно назвать следствием игнорирования «человеком-разумным» предупреждения, исходящего от всех религий, суть которых: «Человек без Бога в сердце подобен безумцу». Постичь Истину во всей ее полноте Человеку не дано. И он оказался во тьме самонадеянности. Такое положение логично рассматривать как основу, на которой выстроилась вся пирамида проблем. Укрепившаяся философия «Торжества Разума» лишила человека животворной нити, связывающей его со всем Мирозданием.

«Падение» человека, утеря им целостности в восприятии среды обитания отчетливо просматриваются во всех, дошедших до нас исторических свидетельствах.

Вначале произошло разделение Бытия на религиозную и социальную сферы. Затем просматривается цепная реакция:

‑ многочисленные расколы самих религий;

‑ дробление и противостояния государственных формирований;

‑ обособление наук и профессий;

‑ доминирование материального над духовным, частного над общим.

Процессы дробления целого на частности, их обособление и противопоставление приняли лавинообразный характер и достигли таких масштабов, что современный «человек-разумный» перестал видеть «за листьями деревья, а за деревьями лес».

Двадцать пять столетий назад, когда процесс «Торжества Разума», только набирал силу. Конфуций, Пифагор, Сократ предупреждали ближних об опасности ложного развития и угрозе стать рабом своих же творений. Но пять столетий спустя, Система, построенная человеческим Разумом, уже распинала руками своих рабов и Иисуса Христа и всех, устремленных к Истине. Самопожертвование Христа отражает инерцию набравшего обороты маховика заблуждений и ложного самосознания людей.

Философия «Торжества Разума» как доктрина Бытия привела к тому, что естественная жизнь человека на Земле закончилась. По оценкам Шекспира она превратилась в театр. Продолжая эту мысль, следует признать, что сегодня человеческий театр превратился в цирк. И роль дрессировщиков в нем выполняют созданные Разумом формы Бытия.

Первое место в них занимают не естественные нужды и обязанности человека, а требования выстроенного им архитектурного каркаса системы. Этот цирк человек не только создал, но и продолжает формировать его, опираясь на свое искаженное самосознание, в лучшем случае, оправдываясь ироническим – «такова жизнь».

Изменить ход событий можно, лишь радикально изменив понимание себя и своей роли на Земле.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:44