Развитие рынка услуг обработки данных в США в 70-80-е годы XX-века

Долгушев Д.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Долгушев Д.С. Развитие рынка услуг обработки данных в США в 70-80-е годы XX-века // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 84-90.

Аннотация:
В статье произведен анализ состояния рынка услуг обработки информации в США в 70–80-е годы XX в. Дана оценка уровню затрат на машинную обработку информации субъектов, оказывающих данные услуги, доходу на одного занятого в сфере обработки информации, а также охарактеризована динамика цены на услуги.

Ключевые слова: информационные технологии, рынок услуг, обработка информации, затраты на машинную обработку

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Развитие рынка услуг обработки информации в США в 70–80-е гг. XX . предвосхищает некоторые черты общего рынка информационных технологий (ИТ), которые оформились к настоящему времени. Во-первых, для рынка ИТ характерна очень тесная связь между его сегментами, без развития одного не возможно развитие другого, что не всегда свойственно для рынков других товаров. Во-вторых, услуги или товары, первоначально дополняющие продукт (услугу) основных сегментов рынка ИТ, со временем сами становятся важными частями этого рынка.

Таким образом, актуальность изучения и понимания механизма функционирования и организации как целого рынка ИТ, так и его отдельных элементов, обладающих своими особенностями и характером функционирования, обуславливается развитием и интенсивным распространением информационных технологий и образованием на этой базе новых сегментов данного рынка.

Оценка затрат на машинную обработку информации и услуги

Услуги по обработке информации, как правило, оказывают специализированные организации и вычислительные центры (ВЦ). Они включают:

– обработку данных в пакетном режиме;

– обработку данных в диалоговом режиме.

В начале 80-х годов в режиме диалога решалось лишь около 15% всех задач, а в пакетном режиме – около 85% [8].

Первоначально основными поставщиками данных услуг на рынке были компании –производители вычислительной техники. В 1973 г. в рамках антитрестовского законодательства компании IBM, которая успела к этому времени завоевать на данном рынке основные позиции, был запрещен сбыт услуг обработки данных [8]. Однако с 1982 г., после того как администрация президента Р. Рейгана эти ограничения отменила, компания IBM объявила о возобновлении деятельности на рынке услуг.

В 80-х гг. на долю фирм, специализирующихся на предоставлении услуг обработки информации и использующих преимущественно собственное вычислительное оборудование, приходилось приблизительно 60% продаж на рынке ИТ [8]. В США, по данным [12], насчитывалось около 6 тыс. специализированных фирм среднего размера, оказывающих эти услуги, а по данным [17], в 1987 г. таких фирм было около 20 тысяч.

В таблице представлены данные о затратах на машинную обработку информации и услуги в этой области. Следует отметить, что в статистике США и некоторых других стран данные о продажах вычислительных услуг не выделяются из данных о продажах услуг, связанных с использованием ЭВМ.

Таблица

Затраты на машинную обработку информации и услуги в этой области

Страна
Годы
Источник информации
1970
1975
1980
1982
1983
1985
1987
Затраты на машинную обработку информации, млрд долл.
В мире
30
60
80




2
В США
20
40
120




2
Доля затрат в ВНП, %
В мире
1,0
1,5
2,0




2
Затраты на услуги, млрд долл.
Мир



40



11
США
0,8
2,5
4,4-18,1



10,8-47,7
14



8,5-17,8
21,1-26,4
12,7


11




16,5



8




15,6
16,8
12,9
25,2
5
Япония


1,6-2,55
2,4-3,95



11
Западная Европа


5,7
6-8,1
11,5


10



8,5




8






15,2

1

Из данных таблицы видно, что затраты на машинную обработку информации за период 1970–1980 г. выросли в 4 раза. Доля данных затрат в ВНП увеличилась за тот же период в два раза (с 1,0 до 2,0%).

Данные по затратам на услуги обработки информации существенно меняются в значениях в зависимости от источника. Таким образом, используя для анализа данные за 1982 г., можно отметить, что на США, Японию и Западную Европу приходилось 38,45 млрд долл. (96%) мирового рынка услуг по обработке данных, на оставшиеся капиталистические страны – всего 4%. Также неравномерно выглядит распределение затрат внутри указанной тройки лидеров, учитывая, что Западная Европа включает десятки стран. Таким образом, в 1982 г. рынок услуг обработки данных внутри тройки лидеров распределялся следующим образом: на США приходилось 68,67%, на Японию – 10,27%, на Западную Европу – 21,06%. На мировом рынке услуг обработки данных США занимали 66%.

Характеристика основных параметров рынка обработки информации

При анализе характеристик рынка услуг, связанных с использованием ЭВМ, в анализируемом в статье периоде следует учитывать, что помимо собственно услуг обработки данных они включают услуги подготовки заказного программного обеспечения (custom programming) и проектирования информационных систем (system integration), которые к настоящему времени выделяют как элементы рынка ИТ-услуг.

Экспортная активность услуг обработки данных в режиме диалога прямо связана с размерами внутреннего рынка 11]. Экспорт вычислительных услуг из США в 1980 г. оценивался в 5 млрд долл. [7]. К настоящему времени ситуация изменилась, и этот параметр зависимости не является единственно существенным. Данная зависимость проявляется в настоящий момент в большей степени через уровень развития компьютеризации и информатизации в обществе.

В сфере обработки данных средний доход в расчете на одного занятого в 1982 г. составлял [16]:

– для интегральных информационных систем (включая услуги в области предоставления ПО) – 134,5 тыс. долл.;

– для систем по обработки данных – 80,2 тыс. долл.

Доля заработной платы в этих доходах составляла [16]:

– для интегральных информационных систем – 53,5%;

– для систем, обработки данных в диалоговом режиме – 37,5%;

– для систем пакетной обработки данных – 39,5%.

Считается, что в США стоимость и цена услуг обработки данных в середине 80-х гг. была ниже, чем в Западной Европе [4]. В качестве примера цен на услуги обработки данных на ЭВМ в режиме удаленного доступа в США можно привести стоимость услуг электронной службы Hotline фирмы E.F. Hutton в 1982 г.:

– 25 долл. при подключении;

– 17 долл. в месяц при объеме использования до 2 часов в месяц;

– 7,5 долл. за час подключения в ЭВМ [15].

В 1982 г. оплата услуг хранения данных в СУБД HISAM была снижена фирмой General Electric с 0,14 долл. до 0,08 и 0,04 долл. за 1 кбайт в месяц в случаях использования подписки на 500 и 4000 долл. в месяц соответственно [13].

В 80-х гг. информационные центры научно-технической информации предоставляли услугу по конвертированию баз данных из коммуникативного формата во внутренний формат информационно поисковых систем, цена которой составляла 2500 долл. плюс плата, пропорциональная объему баз данных и услуг перевода библиографических карточек в машиночитаемую форму с использованием оптического читающего устройства [9].

В США годовые затраты фирм средних размеров в 1986 г. на обработку данных оценивались в 1,65 млн долл.; крупных компаний, входящих в число первой тысячи – в 3,15 млн долл. Рост затрат на обработку информации в середине 80-х гг. составлял 4,2%, в предыдущие годы – 7,4%. В 1986 г. фирмы США тратили на поддержание систем обработки данных 3–5% своего бюджета, причем 58% организаций применяли экономические принципы при обслуживании внутренних потребителей, предусматривающие такие механизмы, как оплата услуг за счет бюджета или реальные расчеты между подразделениями организации и отделом обработки данных.

Проведенное исследование показало, что эффективно функционирующей можно считать такую систему, в которой выполняются следующие условия:

– пользователь понимает причину различий стоимости услуг системы;

– пользователь видит связь между объемом использования услуг, их качеством и величиной;

– пользователь может активно участвовать в проектировании и развитии системы, предлагать и реализовывать новые приложения;

– пользователь несет ответственность за результаты использования услуг системы [6].

Выводы

В начальный момент развития рынка услуг обработки информации основными поставщиками этих услуг выступали компании – производители вычислительной техники. Доля продаж организаций, преимущественно использующих собственное вычислительное оборудование для пакетной и диалоговой обработки, на этом рынке в США в начале 80-х гг. составляла около 60% [8]. В этот же период насчитывалось от 6 до 20 тыс. фирм [12, 17], оказывающих услуги обработки данных. Ведущее положение в мире на рынке услуг обработки данных принадлежало США (в 1982 г. процент от объема мирового рынка занимаемый США равнялся 66%).

Заработная плата на одного занятого в сфере обработки данных в 1982 г. составляла [8]: для интегральных информационных систем – 5996 долл. в месяц; для систем обработки данных в диалоговом режиме – 2506 долл. в месяц.

Рост годовых затрат на обработку информации в 70–80-е гг. подтолкнул компании в США к тому, что они стали применять экономические методы в обслуживании внутренних потребителей информации. Эти тенденции являются доказательством возрастания роли информации как экономического ресурса для компаний, а величина затрат на ее обработку становится настолько существенной в рыночных условиях, что ее нельзя игнорировать.


Источники:

1. Акулов А.Д. Тенденции развития капиталистического рынка программного обеспечения и услуг // БИКИ, 03.09.87.
2. Бутрименко А.В. Об экономических и правовых аспектах международных сетей ЭВМ. – М.: МЦНТИ, 1979. – № 4. – С. 3–10.
3. Долгушев Д.С. Формирование рынка поставщиков информационных услуг в развитых капиталистических странах во второй половине XX века // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 5 (34) – С. 571–580.
4. Кожевников Г. Различные пути доступа к ЭВМ, работающим в режиме диалога // ЭИ Информатика. – 1983. – № 35. – С. 9-11.
5. Лигская А.В. Индустрия переработки информации в 80-е годы // США. – 1988. – № 4. – С. 90–99.
6. Реферативный журнал «Информатика». – 1987. – №1. – С.56–58.
7. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1989. – 303 с.
8. Щербина Ю.Д., Савинов Ю.А. Средства математического обеспечения ЭВМ: проблемы развития // США. – 1983. – № 8. – С. 98–107.
9. ЭИ Информатика. – 1985. – № 47. – С. 6.
10. Электроника. – 1986. – №1. – С. 118.
11. Anderla G. The International Data Market – A Background Report. – OECD. – 1985. – p. 259–318.
12. ASLIB Proceedings. – 1982. – Vol. 34, № 3. – p. 158.
13. Datamation. – 1982. – July. – p. 123–125.
14. Hodges P. Three Decades by the Numbers // Datamantion. – 1987. – September 15. – p. 77– 87.
15. Information Hotline. – 1984. – April. – p. 3.
16. Information Hotline. – 1984. – January. – p. 3.
17. Online. – 1987. – № 5. – p. 14–120.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 09:21:45