The Main Factors and Properties of the Innovation Environment

Семенов А.В.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 18 / September, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Semenov A.V. Osnovnye faktory i svoystva innovatsionnoy sredy // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 18. – S. 54-59.

Abstract:
The paper analyzes the major factors and features of the innovation environment and highlights the objective and subjective factors. Particular attention is paid to the analysis of the factors of innovation receptivity. It gives the idea that the modernization of the Russian economy is possible only if a favorable innovation environment is formed.

Keywords: innovation activity, innovation environment, innovation receptivity, factors of development



Активность инновационных отношений в экономической системе зависит от объективных и субъективных, а также внешних и внутренних факторов, влияющих на них. Объективную природу имеют факторы, обусловленные долговременными тенденциями, не связанные с волевыми решениями конкретного субъекта, а субъективную – факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений. При этом побудительные мотивы – объективные и субъективные – координируются, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии каждого отдельного хозяйствующего субъекта, а в совокупности влияют в определенном направлении (позитивном или негативном) на инновационную среду.

Для эффективного управления инновационными процессами и инновационной средой необходимо четко идентифицировать факторы по различным классификационным признакам и отнести их к конкретной группе. Важность такой идентификации объясняется разными возможностями управления этими факторами со стороны конкретного субъекта управления, а также необходимостью применения различных инструментов управления по отношению к каждой группе факторов.

Кроме того, важным направлением анализа текущего состояния и перспектив развития инновационной среды является определение ее ключевых свойств, на которые эти факторы оказывают наибольшее влияние.

Исследование показало, что к основным свойствам инновационной среды, определяющим степень ее соответствия задачам инновационного развития на современном этапе и уровень ее развития, следует отнести:

1) открытость;

2) аутопойезис (самосозидание, самодостраивание) [1];

3) синергизм [2];

4) восприимчивость.

Первые три свойства являются в значительной степени общесистемными, поэтому их подробный анализ мы проводить в настоящей статье не будем.

Четвертое из выделенных свойств – восприимчивость − является достаточно специфическим, и именно оно в значительной степени определяет потенциал и динамику саморазвития инновационной деятельности субъекта. Дело в том, что потенциальные возможности создания инноваций не всегда соответствуют реальным потребностям в их внедрении, а также желаниям людей их реализовать (см. рис.).

Рис. Цепочка взаимосвязи перехода потенциальной возможности инноваций в инновационную деятельность

Image 1

Восприимчивость общества к инновациям

Для того чтобы потенциальные возможности осуществления инноваций (наличие научных и технических открытий, подготовленных в определенных областях науки исследователей и ученых, и т.д.) превратились в практическую инновационную деятельность необходимо:

1) чтобы существовала реальная потребность в инновации (новшество, открытие может быть просто никому не нужно);

2) у людей было желание внедрить это новшество (применить в жизни, быту и т.д.), чтобы они не боялись изменению привычного способа труда и жизни, изменений в своей деятельности, не боялись рискнуть привычным.

Только при наличии этих двух условий можно ожидать, что инновация осуществится. Однако по своему смысловому содержанию и первое и второе условие означают восприимчивость общества к инновациям (рынка (потребителей) и бизнеса в первом случае, инноваторов, инвесторов и других субъектов – во втором).

Теперь выделим основные факторы, влияющие на состояние инновационной среды.

Сегодня не вызывает возражений тезис о том, что первоисточником всех изменений является человек, действующий в соответствии со своими духовными принципами и экономическими интересами. В свою очередь создаваемые людьми новые технологии и связанные с ними инновации затрагивают все сферы повседневной жизни людей. Ключевое воздействие на распространение инноваций в экономике и обществе оказывает готовность людей воспринимать новые инновационные решения и, напротив, слабая ориентация на будущее, недостаточная открытость общества для новых технологий является важнейшей причиной низкой результативности инновационной деятельности. Именно отсутствие в бизнесе и обществе восприимчивости к инновациям, правил и норм поведения, соответствующих инновационному мышлению и поведению тормозят реализацию инновационной составляющей отечественных программ экономической и технологической модернизации [3].

Факторы инновационной восприимчивости

Готовность людей воспринимать и реализовывать новые инновационные решения (степень восприимчивости инноваций) во многом определяется следующими факторами:

− образовательный уровень создателей потребителей и инноваций;

− уровень получаемых ими доходов.

При этом показатели дифференциации доходов в зависимости от уровня образования являются важным индикатором и фактором инновационной восприимчивости. Именно наличие серьезных диспропорций в этом соотношении, выразившихся в высоких доходах профессиональных категорий с низкими квалификационными требованиями и, напротив, низких доходах значительной части высококвалифицированных и высокообразованных специалистов (в первую очередь ученых и исследователей в естественных науках, в инженерных специальностях, а именно они и составляют значительную часть инноваторов в области техники), спровоцировало медленные темпы развития инновационной деятельности в нашей стране и до сих пор продолжает сдерживать инновационную активность.

Как показали различные исследования инновационной среды, важное влияние на восприимчивость к инновациям оказывают социально-психологические факторы [4]:

− наличие у людей внутренней заинтересованности состоянием дел в организации, регионе, стране;

− сложившееся в обществе и отдельной группе отношение к переменам (восприятие или противление), на основе которого и происходят любые инновации; в том числе степень распространенности в обществе и у отдельного человека стремления к радикальным новшествам (стимул к постоянным и кардинальным нововведениям), либо стремление к стабилизации достигнутого (отказ от инноваций, отказ от риска);

− сложившееся в обществе понимание сущности и необходимости инноваций конкретного вида, а также понимание конкретным человеком своей роли в их творческом исполнении;

− сложившийся в обществе уровень готовности к риску, а также уровень уклонения от риска;

− время внедрения конкретного нововведения (в значительной степени зависит от наличия «проволочек» при реализации инновационного проекта, от бюрократических преград и т.д.);

− общее число нововведений, освоенных (или принятых к освоению) в данной инновационной среде (данным субъектом) к определенному моменту времени;

− ориентация на прошлый опыт или творческое отношение к будущему.

Объективные факторы развития инновационной среды

Следует отметить, что хотя психологические факторы восприятия инноваций являются весьма важными для самостимулирования инновационной деятельности, однако, реальное поведение человека в обществе, в группе или в организации определяется также господствующими производственными отношениями, нормами и процедурами, вытекающими из сложившейся организационной структуры [5]. Поэтому структурные переменные, являются не менее важными, а в ряде случаев и более значимыми, для формирования инновационной восприимчивости.

Среди объективных факторов развития инновационной среды следует выделить степень активности рынка инновационной продукции и формы технологического обмена, а также такие факторы как:

− природно-географические условия;

− часть экономической и финансовой сферы (например, система налогов, система государственных льгот и дотаций, инвестиционный климат страны и т.д.);

− политико-правовая сфера;

− рынок трудовых ресурсов;

− институциональная структура общества;

− сфера образования и т.д.

Совокупность этих факторов, различных институциональных рыночных структур, содействующих развитию инновационной экономики страны, представляет собой национальную инновационную систему и которая, с одной стороны, является частью инновационной среды, а, с другой – внешним по отношению к ней фактором.

Вывод

Поскольку само восприятие является субъективным процессом, постольку важность субъективных факторов в процессе развития инновационной среды является преобладающей. С другой стороны, субъективные факторы более легко поддаются управлению, ими можно и нужно управлять. В отношении объективных нужно разработать и применить комплекс мер и механизмов воздействия, предупреждающих возникновение отрицательных последствий от действия негативных факторов, или же стимулирующих действие благоприятных факторов и усиливающих их положительный эффект.


Страница обновлена: 03.05.2024 в 15:43:50