Analysis of the Legislative Mechanism to Create a Port Special Economic Zone at Vostochny Port

Задорожный А.В.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 15 / August, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Zadorozhnyy A.V. Analiz zakonodatelnogo mekhanizma sozdaniya portovoy osoboy ekonomicheskoy zony v portu «Vostochnyy» // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 15. – S. 109-115.

Abstract:
The paper analyzes the legislation that regulates establishment of a port special economic zone (PSEZ) at Vostochny Port, including the related tax and customs control on its territory. It studies the impact of the project on the budgets of all levels, identifies the budgets that carry the greatest burden when building the PSEZ and considers the project funding.

Keywords: primorsky region, port special economic zone, Vostochny Port, budget of Primorsky Region



В настоящее время на территории Приморского края реализуется сразу несколько крупных инвестиционных проектов, большинство из которых связано с подготовкой к проведению форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества − 2012 (АТЭС) в городе Владивостоке. Концепции участия России в форуме АТЭС была одобрена Президентом РФ В.В. Путиным еще в ноябре 2000 г.

Особый интерес представляет реализация проекта портовой особой экономической зоны в порту «Восточный». Конкурсные документы на создание данной ПОЭЗ были подготовлены администрацией Приморского края совместно с местными органами власти, концепция и технико-экономическое обоснование ее создания были подготовлены специалистами Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ОАО «ДНИИМФ») [15].

Порт предоставляет интерес для грузовладельцев и импортеров, ведь, например, сроки доставки по маршруту Юго-Восточная Азия – порт «Восточный» − города России в комбинированном варианте морской + железнодорожный транспорт гораздо меньше, чем при морской контейнерной перевозке через европейские и российские порты с последующей автодоставкой до пункта назначения. Однако популярности мешают трудности с таможенным оформлением, которые компании стараются решать командированием специалиста во Владивосток для постоянного контроля за движением и оформлением грузов, что, очевидно, могут позволить себе далеко не все организации.

Законодательная база , регулирующая создание ПОЭЗ порт «Восточный»

Согласно ч. 1.2. ст. 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ исходя из утвержденных им критериев создания особой экономической зоны [1]. Этим же федеральным законом управление ПОЭЗ порта «Восточный» возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

В настоящее время таким органом является департамент особых экономических зон и проектного финансирования министерства экономического развития Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению зоной могут быть переданы органу исполнительной власти субъекта федерации либо управляющей компании. Не исключено, что в нашем случае таким органом исполнительной власти может стать департамент экономики Приморского края, в данный момент несущий ответственность за контроль подготовки к саммиту АТЭС.

На роль управляющей компании, очевидно, подходит ОАО «Особые экономические зоны». Компания создана в 2006 году, ее единственным акционером является государство. С момента принятия Закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 ОАО «ОЭЗ» действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере [12].

Согласно Таможенному кодексу РФ и Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года, товары, размещенные и используемые в пределах территории ПОЭЗ порт «Восточный» будут освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов (то есть будут попадать под процедуру свободной таможенной зоны).

Некоторые особенности налогообложения

В связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ были внесены соответствующие изменения (Федеральный закон от 22.06.2005 № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Изменения и уточнения коснулись порядка налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в части уплаты НДС и акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога.

Федеральный бюджет

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета по Приморскому краю обеспечена поступлениями НДС (80,9%) [13]. Само по себе создание ПОЭЗ не подразумевает отмену или снижение поступлений ни по одной статье федеральных налогов, будь то налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами. И в то же время, очевидно, что целью реализации подобного проекта является кратное увеличение поступлений именно по таким статьям, как НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций.

Но при этом снизятся поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Региональный бюджет

Основная масса доходов краевого бюджета Приморского края обеспечена поступлениями НДФЛ (43,4%) и налога на прибыль (31,3%) [13]. В связи с реализацией проекта ПОЭЗ порт «Восточный» ставка налога на прибыль организаций не сможет превышать 13,5%, вместо 18%, установленных для уплаты в региональный бюджет в обычных случаях. Физические лица, занятые на территории СЭЗ, будут освобождены от необходимости уплаты НДФЛ. Резиденты ПОЭЗ порт «Восточный» будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение десяти лет. Кроме всего прочего, резиденты ОЭЗ на пять лет освобождаются от уплаты транспортного налога.

При этом стоит сделать несколько замечаний:

Во-первых, даже при наличии транспортного налога, его сборы с резидентов ПОЭЗ были бы крайне невелики так как львиная доля судов, принадлежащая резидентам порта «Восточный», зарегистрирована в Российском международном реестре судов, а значит признается транспортными средствами, освобождаемыми от налогообложения. Сборы же с автопарка порта, существенно не влияют на бюджет целого региона.

Во-вторых, при создании ПОЭЗ порт «Восточный» в бюджет Приморского края продолжит поступать 50% акцизных сборов с этилового спирта из пищевого сырья и спиртосодержащей продукции, при этом планируется увеличение экспорта и импорта подобных товаров.

Таким образом, основные потери краевой бюджет понесет по двум статьям: налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Местный бюджет

Основная масса доходов местного бюджета Приморского края обеспечена поступлениями НДФЛ (73,3%) [13]. В результате создания ПОЭЗ порт «Восточный» по крайней мере на пять лет снизятся поступления от налога на доходы физических лиц и земельного налога. То есть под влиянием льгот окажутся основные статьи налогов, наполняющие местные бюджеты.

Вопросы инвестирования

Проведенный анализ наглядно демонстрирует, на бюджеты какого уровня ляжет основная нагрузка по созданию ПОЭЗ порт «Восточный». Кроме этого возникает вопрос: кто должен инвестировать средства в строительство дорогостоящей инфраструктуры особой зоны на территории порта? В данном случае создание современной, правильно функционирующей ПОЭЗ во многом имиджевый проект страны к саммиту АТЭС. А, значит, необходимы дотации из федерального бюджета на создание части инфраструктуры.

Но так же очевидно, что все стимулы налогового и таможенного законодательства направлены на привлечение частных отечественных и зарубежных инвесторов, которые также инвестиции которых необходимы для строительства порта.

[1] Соответствующие критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны». – Прим. ред.


Страница обновлена: 03.05.2024 в 18:36:26