К вопросу об оценке конкурентного потенциала интегрированной бизнес группы

Лопаткина Н.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лопаткина Н.Ю. К вопросу об оценке конкурентного потенциала интегрированной бизнес группы // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 78-83.

Аннотация:
Статья посвящена вопросам оценки конкурентного потенциала интегрированной бизнес-группы. Существующие методики диагностики и оценки конкурентного потенциала не учитывают специфику интегрированных бизнес-групп (ИБГ), так как направлены на изучение потенциала отдельного предприятия. Автором предлагается применить теорию реальных опционов для оценки конкурентного потенциала ИБГ.

Ключевые слова: реальный опцион, конкурентный потенциал, интегрированная бизнес-группа, оценка конкурентного потенциала



Вопросы оценки конкурентного потенциала интегрированных бизнес-групп (ИБГ) являются новой научной задачей. Большинство исследований посвящены изучению конкурентного потенциала конкретного предприятия. Рассмотрим существующие подходы и определим целесообразность их использования для решения нашей задачи.

Подходы к оценке конкурентного потенциала

Деятельность экономического субъекта (предприятия) представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще – на повышение своего конкурентного потенциала. Проблема анализа конкурентного потенциала предприятия является крайне актуальной, поскольку для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления стратегических и тактических планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития конкурентного потенциала предприятия.

В современной экономической литературе существует достаточно много разработок в области диагностики и оценки конкурентного потенциала, которые можно выделить в следующие подходы.

Ресурсный подход предполагает анализ только ресурсной составляющей конкурентного потенциала. В данном случае конкурентный потенциал рассматривается как совокупность используемых в производстве продукции ресурсов, средств и предметов производства. Ресурсы являются основой развития конкурентного потенциала любого предприятия. Оценка сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень использования определяется отношением полученного эффекта к объему примененных для этого ресурсов.

Результативный подход определяет конкурентный потенциал как способность предприятия осваивать, перерабатывать имеющиеся ресурсы для удовлетворения общественных потребностей. Результат деятельности предприятия определяется наличием у него любого вида потенциала и его умелым использованием. Как только организация начинает поддерживать имеющийся конкурентный потенциал в устойчивом состоянии и, возможно, развивать его, она получает «устойчивое конкурентное» преимущество. Анализ в данном случае сводится к тому, что анализируется и оценивается максимальное количество благ, которое предприятие может произвести и реализовать на рынке при данном количестве и качестве, строении ресурсов.

Резервный подход предполагает рассмотрение конкурентного потенциала предприятия с точки зрения резервов улучшения производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Резервы, в данном случае, – это нереализованные возможности повышения эффективности бизнеса, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности производства, и устранения отрицательного влияния негативных факторов.

Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа потенциала предприятия [2].

Оценка конкурентного потенциала предприятия

Среди задач оценки конкурентного потенциала предприятия наиболее важными являются:

– оценка степени предпринимательской активности предприятия;

– оценка финансовой устойчивости;

– оценка инновационной деятельности предприятия;

– оценка эффективности использования маркетинговых ресурсов фирмы;

– оценка уровня компетенций персонала;

– оценка креативного потенциала;

– изучение рыночной конъюнктуры.

Основные функции анализа конкурентного потенциала:

– объективная оценка ресурсных составляющих конкурентного потенциала, а также финансовых результатов, деловой активности объекта анализа, то есть факторов, определяющих увеличение конкурентного потенциала;

– выявление факторов и причин, влияющих на уровень полученных результатов;

– подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

– выявление и активизация резервов улучшения и увеличения конкурентного потенциала.

С точки зрения методических подходов к оценке конкурентного потенциала, большинство из них сводятся к анализу основных структурных компонентов конкурентного потенциала и определение на их основе интегрированной оценки конкурентного потенциала.

Оценить конкурентный потенциал ИБГ, исходя из классических подходов, представляется нецелесообразным, так как конкурентный потенциал компаний, входящих в ИБГ, следует оценивать с учетом синергии, возникающей за счет развития тесных связей между предприятиями.

Конкурентный потенциал предприятий, входящих в объединение

Изучая конкурентный потенциал ИБГ, следует говорить не о потенциале всей группы, а о конкурентном потенциале предприятий в нее входящих.

Связано это с тем, что в ИБГ входят предприятия, ориентированные на разные рынки и группы потребителей, очень часто осуществляющие абсолютно разные виды деятельности. Поэтому и конкурентные преимущества у предприятий, входящих в ИБГ будут различные. В связи с этим компании, стремящиеся к объединению в ИБГ, будут ориентированы на получение тех ресурсов, которые позволят им повысить конкурентоспособность и выиграть в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентный потенциал ИБГ представляет собой совокупность конкурентных потенциалов предприятий, входящих в объединение.

Компании, попадая в ИБГ, уже имеют определенный конкурентный потенциал. В результате взаимодействия с другими предприятиями группы, происходит прирост их конкурентного потенциала, который можно назвать интегрированным конкурентным потенциалом предприятия ИБГ. В связи с этим актуальной задачей становится выделение интегрированного конкурентного потенциала, возникшего за счет вхождения в ИБГ, из общего потенциала предприятия и его оценка.

Таким образом, общий конкурентный потенциал ИБГ будет складываться из конкурентных потенциалов, созданных в результате вхождения компаний в ИБГ. Следовательно, конкурентный потенциал ИБГ (КПИБГ) можно представить как сумму интегрированных конкурентных потенциалов предприятий ИБГ:

,

где

Кi – интегрированный конкурентный потенциал предприятия ИБГ.

В связи с этим возникает вопрос оценки конкурентного потенциала ИБГ. Попытаемся рассмотреть конкурентный потенциал ИБГ в качестве реального опциона.

Конкурентный потенциал как реальный опцион

Реальный опцион – это возможность или право принять некоторое управленческое решение в будущем [1].

Объединение компаний в ИБГ отчасти продиктовано стремлением увеличить свой конкурентный потенциал. Действительно, вступая в ИБГ, компания получает дополнительные преимущества, выражающиеся в возможности приобрести или предоставить ресурсы на более выгодных (в сравнении с рыночными) условиях. Другими словами, в ходе взаимодействия между компаниями группы складывается два типа взаимоотношений:

1. Компания располагает определенными активами, которые может предложить другим участникам ИБГ. Компания получает возможность реализовать свои активы, другие предприятия группы – получить необходимые ресурсы или возможности для ведения бизнеса. Другими словами, компания продает право купить у нее ресурсы или определенные условия ведения бизнеса, то есть продает колл-опцион. Колл-опцион – это контракт, предоставляющий покупателю опциона право купить базовый актив1 по фиксированной цене или отказаться от сделки. Продавец опциона получает премию (цена опционного контракта) и от сделки отказаться не вправе.

2. У компании есть возможность получить ресурсы у других компаний ИБГ на более выгодных условиях (по сравнению с рыночными), то есть, компания продает пут-опцион. Пут-опцион – это контракт, предоставляющий покупателю опциона право продать базовый актив по фиксированной цене или отказаться от сделки.

Продавец опциона получает премию и от выполнения своих обязательств по договору не может. Премия, которую получает продавец опциона, представляет собой экономические выгоды, возникшие за счет расширения сбыта (при реализации активов) и выгоды, возникшие за счет разницы между ценами на ресурсы внутри ИБГ и рыночными ценами. То есть, премия по опциону – те возможный экономические выгоды, которые компания может получить в ходе своей деятельности в рамках ИБГ. Возможные экономические выгоды можно рассматривать как конкурентные преимущества, которые компания может получить в результате вхождения в ИБГ. Тогда премия по опциону будет представлять собой интегрированный конкурентный потенциал предприятия ИБГ.

В связи с этим можно воспользоваться теорией реальных опционов для диагностики конкурентного потенциала компаний, входящих в ИБГ.


Источники:

1. Бляхман Л.С. Корпорации и их роль в российской экономике. − Проблемы современной экономики. – 2007. − № 2(22).
2. А.В. Бухва лов. Реальны – и реальные опционы // Российский журнал менеджмента. – 2006. − Том 4. − № 3. − С.77−84.
3. Дэвис С. Конкурентный потенциал − как его выявить? // Competia Online Magazine. – 2003.
4. Ерохин Д.В., Галушко Д.В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2006. − № 4 (12).
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:42