Состояние инновационной и инвестиционной привлекательности экономики страны на примере Республики Татарстан

Фатыхова Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фатыхова Л.И. Состояние инновационной и инвестиционной привлекательности экономики страны на примере Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 159-163.

Аннотация:
Автором сформулированы направления институционального проектирования инновационных отношений в современной российской экономике.

Ключевые слова: инновации, инновационные отношения, региональная инновационная система



Ситуация неопределенности и противоречивость интересов субъектов инновационных отношений порождают оппортунистическое поведение, которое ориентировано на максимизацию дохода вне зависимости от возможного ущемления прав партнеров и нарушения принципов деловой этики, что предопределяет необходимость вступления в договорные отношения.

Источником инноваций выступают активы, которые являются объектом правомочий собственности участников договорных отношений и имеют денежную оценку. Активы могут иметь физическую форму (машины, оборудование), финансовую (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальную (авторские права, человеческий капитал). В составе активов выделяют:

– стандартные активы, для которых характерна равная оценка их ценности как для фирмы, так и для рынка, что не позволяет их рассматривать в качестве источника инноваций;

– специфические, которые для внутреннего использования оцениваются фирмой выше, чем на рынке;

– интерспецифические – они характеризуются уникальностью, могут взаимно дополняться только в рамках фирмы (вне фирмы рыночная оценка отсутствует).

Виды контрактных отношений

Инновационные отношения трактуются как совокупность контрактов между владельцами активов, для которых характерна различная степень устойчивости, неопределенности, гарантированности выполнения сторонами своих обязательств. В составе контрактных отношений выделяются:

1. Классические контракты (рыночное управление) между владельцами стандартных активов, для которых характерен разовый характер и письменная форма. При этом ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт, который предусматривает защиту прав участников судебной системой государства. Объектом классических контрактов выступают продуктовые инновации.

2. Неоклассические контракты (третейское управление) между владельцами общих и специфических активов, которые регулируют некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Они характеризуются регулярностью отношений между сторонами, меньшей степенью формализации, могут принимать устную и (или) письменную форму, предусматривают разрешение споров не только в суде, но и независимой стороной – третейским арбитром. Объектом неклассических контрактов выступают продуктовые и технологические инновации.

3. Отношенческий, или имплицитный, контракт между владельцами интерспецифических активов (двухстороннее управление) предполагает наличие долгосрочных и непрерывных отношений в условиях высокой неопределенности при наличии значительного объема неформальных договоренностей. Сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов представлена фирмой, в рамках которой реализуются процессные (управленческие и технологические) инновации.

Трансформация институциональной матрицы

Институциональная матрица инновационных отношений представляет собой совокупность формальных и неформальных ограничений контрактных отношений по поводу воспроизводства инноваций.

Трансформация институциональной матрицы включает следующие фазы:

фаза появления инновационного института (соответствует этапу генерации идеи инновационного процесса);

– фаза становления нового института и соответствующих механизмов регулирования (соответствует этапу разработки идеи инновационного процесса);

– фаза развития отношений, сформированных под влиянием данного института (соответствует этапу создания прототипов, производства продуктовой или процессной инновации);

– фаза возникновения и нарастания противоречий, связанных с дальнейшим функционированием данного института (соответствует этапу массового воспроизводства продуктовых или процессных инноваций);

– фаза отмирания института или перехода в новое качество (соответствует этапу генерации новой идеи).

Институциональное проектирование как процесс активного формирования институтов основан на принципах этапной полноты проекта, достаточного разнообразия стимулов, максимальной защищенности от оппортунистического поведения и представляет собой целенаправленную деятельность государства по упорядочению взаимоотношений государства, предпринимательского корпуса и общества, преодолению атомизированного состояния экономики, локализации ее неопределенности. Он обеспечивает компенсацию негативного эффекта неравновесности институционального рынка, проявляющегося в расширении сферы действия неформальной институционализации на начальных этапах рыночной трансформации, детерминировавшей персонализацию экономических отношений, дуализм норм, высокий уровень неопределенности, многообразие институциональных ловушек и др.

Воспроизводство инноваций: рыночный механизм и госрегулирование

Реализация роли государства как субъекта институционального проектирования инновационных отношений и одновременно одного из экономических агентов контрактов, заключаемых в целях воспроизводства инноваций, может стать источником устойчивых темпов роста экономики Российской Федерации.

В зависимости от комбинации в продуктовых инновациях характеристик частных и общественных благ решается вопрос о целесообразности поиска рыночного механизма воспроизводства инновационных отношений, уменьшении степени государственного участия в производстве инноваций, изменения его форм и способов.

Представляется целесообразным решение данной проблемы:

– во-первых, путем разграничения инноваций по глубине вносимых ими изменений и определения в зависимости от их уровня государственного или рыночного начала как регулятора инновационной деятельности (эффект двухслойности, или эффект Тобина);

– во-вторых, через инициирование государством конкуренции в сфере инновационных отношений;

– в-третьих, посредством оформления контрактных отношений государственных и негосударственных структур, а также использования потенциала некоммерческих организаций.

Любой вариант оппортунистического поведения субъектов инновационных отношений ведет к усилению инертности социальной сферы и торможению темпов экономического роста.

Факторы, обусловливающие необходимость инновационного развития Татарстана

Ведущая роль государства в определении и реализации приоритетных направлений национального инновационного развития основывается на значении государственных институтов прямого и косвенного стимулирования НИОКР в рыночной экономике; в частности, в финансировании и организации поисковых НИОКР в направлениях, отличающихся высокой неопределенностью практических приложений.

Государственное финансирование инновационной деятельности обусловлено рядом факторов:

– инновационная деятельность хозяйствующих субъектов связана с решением общенациональных задач – обеспечением устойчивых темпов экономического роста и национальной безопасности, повышением качества жизни и др.;

– инвестиционный эффект (эффект мультипликатора) проявляется в том, что увеличение государственных расходов на инновационную составляющую обеспечивает в конечном счете прирост ВВП и выступает одним из условий эффективности национальной экономической системы;

– антициклический эффект проявляется во влиянии объемов производства инноваций на совокупный спрос;

– социальный эффект выражается в развитии человеческого капитала, качественном улучшении окружающей среды, решении глобальных экологических проблем.

Основные факторы, обусловливающие необходимость и неизбежность инновационного характера развития Республики Татарстан:

– истощение нефтяных запасов вследствие снижения рентабельности добычи нефти, что, в свою очередь, может в перспективе привести к разрушению нефтехимического комплекса;

– дефицит энергоносителей для промышленности;

– обострение проблемы конкурентоспособности отечественных отраслей в связи с мировым экономическим кризисом.

Анализ конкурентных преимуществ и стратегических ресурсов позволил сделать вывод о возможности формирования региональной инновационной системы (РИС), чему способствуют высокий научный потенциал; наличие квалифицированных кадров; эффективная инфраструктура; наличие неиспользуемых мощностей в различных отраслях; выгодное географическое положение. Региональная инновационная система может быть определена как элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона, создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции.

Реализация предложенных мер, направленных на формирование эффективной национальной инновационной системы, позволит повысить общественное благосостояние и обеспечит поступательное развитие российской экономики.


Источники:

1. Гордеева А.А. Государственное управление наукой: направления реформирования // http://www.opec.ru.
2. Греф Г. Незаофшоренный подход // Российская газета, 5 сентября 2006 г.
3. Лиманский Г. Самарская область – лидер среди регионов Приволжского федерального округа по развитию инновационной деятельности // http://news.samaratoday.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:32:41