Организационная позиция обеспечения конкурентоспособного производства

Решетов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Решетов В.В. Организационная позиция обеспечения конкурентоспособного производства // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 94-100.

Аннотация:
Для создания любой организационной структуры необходимо конкретизировать процессы и условия их взаимодействия, а также организационно построить всю последовательную цепь процедур и действий по обеспечению эффективности осуществления процессов. В теории организации производства существуют такие категории, как организационные отношения, организационная структура, организационный механизм. Однако интенсивность позитивных изменений в них будет зависеть от выбранного типа организационной позиции.

Ключевые слова: организационная структура, организационные отношения, организационный механизм, организационные связи, конкурентоспособное производство, цепочка ценностей, функции управления изменениями, организационная позиция

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Процесс организации конкурентоспособного производства имеет свою историю успеха и свой набор инструментов в виде экономических законов, закономерностей, научных подходов, принципов, современных методов и моделей.

Рыночная экономика предъявляет требования к поиску и разработке новых подходов к организационной позиции.

Сложность поиска заключается в том, что, с одной стороны, организационная позиция должна учитывать идею проявления экономических законов и законов организации, а с другой стороны – применение таких научных подходов, которые являются инструментами рыночных процессов (системный, инновационный, ситуационный, интеграционный, кластерный, логический, виртуальный, глобальный, эксклюзивный, процессный, поведенческий, деловой). Организационная структура, организационные отношения и организационная позиция представляют собой серьезные проблемы в связи с изменением содержания современной конкуренции и иным представлением о способах их построения.

Организационное начало и организация

Сущность организационной позиции состоит в определении тех приоритетных свойств, которые наиболее ценны с точки зрения достижения конечной цели конкурентоспособного производства.

К таким свойствам можно отнести:

– комплекс взаимосвязанных элементов;

– систему мероприятий по достижению цели;

– конфигурацию, интеграцию и координацию работ;

– единую организационную структуру как внутреннюю согласованность между элементами с помощью специально подобранной формы связи.

Необходимо уточнить, что характерные признаки организационной позиции проявляются при наличии:

– организационной структуры;

– целенаправленного взаимодействия элементов для функционирования организационных действий;

– устойчивой внутренней упорядоченности частей целого для выполнения организационных мероприятий;

– организационных отношений.

По композиционной сути организационное начало включает:

– организационную структуру;

– информационную систему;

– нормы, правила;

– распределение прав и ответственности;

– иерархию подчиненности;

– размещение и маршруты потоков ресурсов и коммуникационных процессов.

Смысл организационного начала сводится к тому, что в системе обеспечения конкурентоспособности должен функционировать организационный механизм, предназначенный для реализации ключевых позиций конкурентоспособного производства через управление процессами.

Можно согласиться с формулировкой основной идеи, что «организация представляет собой всегда направленный процесс; она является ведущей на восходящей стадии развития системы. …Организация сама – особая форма связи. …Орга ни зация есть процесс, движение» [1, с. 17]. Организация – это устойчивая система упорядоченного взаимодействия ее элементов как внутри предприятия, так и с внешней средой для достижения определенных целей и результатов.

Объект организации обеспечения конкурентоспособного производства в самом общем виде представляет систему. Функция системы состоит в преобразовании имеющихся в наличии ресурсов и профессиональных навыков в создаваемые ценности. При этом организация – это упорядоченность экономической системы. Она создается из совокупности функциональных элементов:

– типовых организационных форм производственного процесса;

– работников предприятия;

– средств и предметов труда;

– схемы потоков труда и технологической оснастки;

– рабочих мест;

– типовых линий, информации нормативных документов.

Организация производственного процесса представляет собой способ сочетания основных, вспомогательных и обслуживающих процессов и размещение их на предприятии. На вход системы поступают предметы труда, маршруты технологических процессов, операции, информация о производственной программе. Выход системы характеризуется планировкой производственных участков, составом оборудования, структурой рабочих мест, принятой формой организации производственного процесса, уровнем экономических показателей.

Функции управления изменениями

Между функциональными элементами возникают определенные связи и отношения. До начала процесса обеспечения конкурентоспособности, отмеченные элементы существуют как исходные условия. Для того чтобы организовать процесс обеспечения конкурентоспособности, необходимо осуществить:

– формирование и реализацию политики и целей в области конкурентоспособности;

– разработку, актуализацию и обращение всех видов документации;

– обеспечение производственной среды;

– поддержание компетенции персонала;

– определение и анализ требований потребителей и т.д.

Организация этих процессов как совокупности действий возможна при создании в целостной системе организационного механизма.

Этот механизм регулируется функциями управления, обеспечивающими его адаптацию к изменениям. В данном случае функция – это то, как и с какими параметрами (эффективностью, затратами, периодами, риском) должен измениться организационный механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку действия конкурентной среды меняются, то функции управления изменениями устраняют критическое рассогласование между желаемым состоянием и действительным. К функциям управления изменениями относятся:

– обозначение проблемы (изменения налоговой политики, государственного регулирования цен, деловых связей, экономических и политических тенденций на рынке, структуры потребителей, доли рынка, компетентности персонала и др., а также появление новаций, новых конкурентов);

– обоснование проблемы изменений (изучение и оценка информации и установление опасных для предприятия показателей на рынке);

– детализация проблемы изменений (определение адресности параметров и центров ответственности по оперативному и долгосрочному решению необходимости корректировок);

– оценка причинных факторов для разработки предложений и рекомендаций по организации изменений;

– принятие решений, свидетельствующее о реальности мероприятий по обоснованной программе;

– реализация бизнес-программы по приемлемым изменениям, предусматривающая зачастую образование либо преобразование структуры центров ответственности;

– результирующий контроль по организации изменений для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Несомненно, выполнение данных функций, определяющих оптимальное функционирование организационного механизма, возможно при соблюдении следующих принципов:

– целевой совместимости всей совокупности элементов механизма;

– планомерности;

– пропорциональности;

– объективности и обоснованности оценки каждого элемента механизма;

– непрерывного изменения позиций элементов для их совершенствования и улучшения;

– максимального достижения стратегии и целей конкурентоспособности.

Организационная позиция и цепочка ценностей

Назначение организационной позиции обеспечения конкурентоспособного производства заключается в том системном наборе принципов и методов, которые в наилучшей мере способны определить организационный потенциал предприятия и задать необходимый конкурентный ритм для обеспечения конкурентоспособности.

Организационная позиция, в отличие от экономической категории «организация», которая воспринимается как внутренняя упорядоченность частей целого, выстраивается в соответствии с разработанной стратегией для удовлетворения потребностей. В этом случае стратегия – это построение выгодной позиции, предусматривающей организацию видов деятельности путем попадания в цепочку ценностей.

Цепочка ценностей компании представляет собой систему взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют взаимосвязи [2, с. 99].

Цепочка ценностей – это определенная совокупность производственных и коммерческих действий, работ и услуг по производству продукции и ее реализации на рынке продаж. Организационная позиция представляет собой внутреннюю упорядоченность, согласованность видов деятельности по совместимости, усилению взаимосвязи, взаимодействия и оптимизации для обеспечения и развития конкурентных преимуществ.

Организационная позиция позволяет в соответствии с целью увязать виды деятельности по цепочке ценностей и организовать конкурентоспособное производство за счет реализации следующих условий:

– системной адаптации производства к изменениям внешней среды;

– непрерывного улучшения и развития организационной культуры производства;

– создания ценности как основы для формирования потребительских предпочтений и конкурентных преимуществ;

– постоянного улучшения процессов по обеспечению качества продукции;

– эффективного ценообразования в конкурентном обмене.

Организационная позиция и управление изменениями

Организация производства, организационный механизм, организационная структура, организационный потенциал – все эти категории имеют статический характер. А динамическое проявление их результатов происходит под влиянием организационной позиции, которая формируется на основе конкурентной стратегии и определяет состояние, расстановку и развитие всех составляющих организационного поведения.

Отсутствие организационной позиции останавливает процесс изменения организации в направлении обеспечения конкурентоспособного производства. Эффективно сформированный организационный механизм не будет выполнять свое основное предназначение без параллельно задаваемой организационной позиции, так как только данной позицией могут быть заложены функции управления изменениями. Содержание изменений организационной позиции зависит от выбранного типа конкурентного поведения и целей обеспечения конкурентоспособного производства.

Организационная позиция в экономике обозначает направление действий с ее внутренним устройством, связями и отношениями. Организационная позиция обеспечения конкурентоспособного производства – это совокупность согласованного набора организационных форм и методов, посредством которых осуществляется влияние на изменение организации и экономически целесообразной деятельности объекта для создания и развития конкурентных преимуществ. Парадокс в том, что чем длительнее процесс разворота организационных действий, тем больше вероятность потери конкурентных преимуществ и восстановление их возможно только с большими усилиями и затратами.


Источники:

1. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. – М.: Мысль, 1974. – 70 c.
2. Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2010. – 592 c.

Страница обновлена: 18.04.2024 в 03:46:34