Повышение конкурентоспособности агрокоопераций на основе адаптивной модели

Борзёнкова В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Борзёнкова В.С. Повышение конкурентоспособности агрокоопераций на основе адаптивной модели // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 110-118.

Аннотация:
В статье предложены основные направления по повышению конкурентоспособности в агрокооперациях. Обоснована необходимость разработки стратегии на основе применения адаптивной модели в соответствии с комплексной системой критериев адаптивности.

Ключевые слова: повышение конкурентоспособности, разработка стратегии, агрокооперация, реализация направлений стратегии, условия применения, критерии адаптивности



На сегодняшний день одним из направлений преодоления кризисных явлений в большинстве регионов страны, устранения технологической и экономической несбалансированности товаропроизводителей является развитие деятельности агрокоопераций. Эти многоотраслевые системы представляют собой вертикально интегрированные структуры, объединяющие сельскохозяйственное производство с перерабатывающими предприятиями, а также поставляющими ресурсы, обслуживающими, финансовыми, торговыми и др.

Анализ исследований, посвященных практике выработки стратегий повышения конкурентоспособности для различного типа кооперативных форм АПК, показывает весьма незначительную роль применения адаптивных подходов при подготовке и принятии стратегических решений. В частности, это относится к методам моделирования, за исключением выполнения таких подэтапов разработки стратегии, как прогнозирование характеристик предприятия или распределение ресурсов при выполнении работ на конечных стадиях проектирования, что вполне оправдано и эффективно. Такое состояние дел можно объяснить группой причин, представленных на рис. 1 (см. на с. 112–113).

Система критериев адаптивности разработки стратегии

Под адаптивной моделью понимается, прежде всего, возможность эффективного реагирования предприятия на непредвиденные воздействия и возникновение нестандартных ситуаций. Адаптивная модель при разработке стратегии предназначена для системного видения стратегических перспектив организаций с различной степенью экономической самостоятельности.

В данном случае адаптивная модель будет предполагать максимально возможный учет и вариантность форм и содержания хозяйственных расчетных отношений к рыночным условиям, их применимость с учетом разницы ресурсных резервов территорий и потенциала государственной поддержки регионов.

Стратегия повышения конкурентоспособности должна соответствовать ряду критериев, по которым проводится анализ адаптивности организаций агропромышленного кооперативного сектора и оценка эффективности их деятельности.

Первая группа критериев (базовых) наиболее общая и необходима для обеспечения рационального поведения участников агрокоопераций.

Полученные данные отражают степень заинтересованности в применении стратегии.

Вторая группа показателей (учетно-методических) должна обосновать экономическую оценку эффективности разрабатываемой стратегии и принимаемых на ее основе решений. Третья группа факторов (операционных принципов) облегчит и упростит процедуру реализации данной стратегии [2]. Комплексная система критериев адаптивности разработки стратегии представлена на рис. 2 (см. на с. 114).

После соблюдения всех условий адаптивности агрокооперациям следует наметить основные направления реализации стратегии повышения конкурентоспособности, которые для структуризации целей организаций можно подразделить на две группы:

– обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности товаров;

– процессы по повышению качества товаров и сервиса их потребителей.

Действия по повышению конкурентоспособности товаров

Рассмотрим реализацию данных мероприятий более подробно с описанием содержания работ по каждому направлению. Среди обеспечивающих процессов по повышению конкурентоспособности товаров целесообразно выполнение следующих действий.

1. Повышение качества управления на основе применен я инструментов новой экономики, что предполагает:

– переход экономической, управленческой и инженерной подготовки и переподготовки кадров на систему МЭТУК (методика – экономика + техника + управление – конкурентоспособность);

– изучение механизмов действия экономических законов, законов организации;

– соблюдение требований научных подходов и принципов;

– применение при принятии решений (особенно стратегических) современных методов и моделей управления.

2. Совершенствование связей с внешней средой: мониторинг основных параметров макро-, мезо- и микросреды организации, их комплексная диагностика и обеспечение пропорциональности и оперативности информации об окружающей среде, повышение адаптируемости к ней организации.

3. Внедрение стратегического маркетинга «выхода» и «входа» организации:

– исследование динамики потребностей и ценностей;

– макро- и микросегментация рынков;

– прогнозирование изменения параметров рынка;

– разработка нормативов стратегической конкурентоспособности товаров и организации;

– разработка предложений по формированию различных стратегий организации.

4. Совершенствование организации инновационной деятельности:

– ревизия патентного фонда;

– разработка организационной структуры инновационной организации, ориентированной на конкурентоспособность;

– включение в структуру должностей главного менеджера, заместителей руководителя по маркетингу, логистике, сервису потребителей.

– анализ эффективности инновационной деятельности [4].

5. Внедрение новых информационных технологий: разработка и внедрение интегрированной системы CALS, охватывающей все стадии жизненного цикла продукции, технологии управления качеством, ресурсосбережением;

6. Внедрение новых финансовых и учетных технологий:

– международных стандартов по финансовой и бухгалтерской отчетности;

– финансовых технологий по прогнозированию рентабельности организации на основе прогнозов прибыльности каждого наименования товара на каждом рынке (синтез, затем анализ).

7. Анализ ресурсоемкости каждого товара по стадиям его жизненного цикла, внедрение ресурсосберегающих технологий:

– разработка и внедрение в каждой организации методики комплексного анализа ресурсоемкости товаров по стадиям жизненного цикла;

– анализ технических, организационных и социально-экономических факторов ресурсоемкости товаров;

– разработка стратегий и технологий ресурсосбережения, обеспечивающих оптимизацию использования ресурсов в стране.

8. Повышение организационно-технического уровня производства:

– обеспечение требуемого обновления основных фондов, роста прогрессивных технологий;

– ориентация на непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии с использованием экстремальных условий в замкнутых безотходных циклах автоматизированного производства.

9. Развитие логистики и тактического маркетинга:

– разграничение функций закупочной и сбытовой логистики, взаимосвязей функций логистики, ее информационного и финансового обеспечения;

– нормирование потребностей в ресурсах;

– автоматизация процессов;

– разграничение функции стратегического и тактического маркетинга;

– уточнение функции тактической макро- и микросегментации и стимулирование ускорения сбытовых процессов;

– исследование поведения покупателей.

Действия по повышению качества товаров и сервиса

В целях повышения качества товаров (по каждому наименованию) необходимо проанализировать и сравнить показатели качества товаров организации и ее конкурентов, в том числе характеризующие их назначение, надежность, экологичность, эргономичность, соответствие стандартам, дизайн, патентоспособность, безопасность применения. Для повышения качества сервиса, предоставляемого потребителям товаров, следует проанализировать собственные показатели организации и сравнить их с данными конкурентов, в том числе:

– качество рекламы;

– гарантийный срок;

– качество маркировки и упаковки товара;

– качество сопроводительной документации;

– имидж торговой марки и торгового центра;

– качество обслуживании покупателя;

– качество доставки и монтажа;

– качество послепродажного обслуживания покупателя;

– качество утилизации товара и др. [3].

Затем необходимо:

– спрогнозировать показатели качества сервиса потребителей товаров на конкретных рынках;

– разработать и реализовать инновационные проекты по повышению качества товаров и качества сервиса их потребителей;

– спрогнозировать показатели качества товаров по конкретным рынкам.

Заключение

Разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности агрокоопераций на основе применения адаптивной модели представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов. Ее целесообразно использовать для обобщения и внедрения передового опыта работы, выявления факторов и резервов роста, что позволит повысить эффективность всей деятельности.

Реализация указанных направлений повышения конкурентоспособности будет способствовать:

– росту производительных сил;

– улучшению продовольственного обеспечения регионов;

– увеличению вклада аграрного сектора в экономику;

– повышению уровня жизни сельского населения;

– укреплению сельского образа жизни.

Применение вышеизложенных предложений позволит агрокооперациям эффективно функционировать в условиях рынка. Это, в свою очередь, приведет к комплексному и динамичному становлению конкурентоспособных систем, что будет положительно воздействовать на кризисную ситуацию в АПК в целом.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:55:07