Формирование механизма управления организационными отношениями промышленного предприятия

Саликов Ю.А., Зенин А.А., Шепилов С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Саликов Ю.А., Зенин А.А., Шепилов С.А. Формирование механизма управления организационными отношениями промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 44-49.

Аннотация:
В статье рассказывается о механизме управления организационными отношениями, позволяющем управлять взаимодействиями промышленного предприятия, грамотно формировать и реализовывать отношения на принципах экономической целесообразности и эффективности функционирования.

Ключевые слова: промышленное предприятие, механизм управления, организационные отношения, соподчиненные взаимодействия, диагностика отношений, корректирующие воздействия, институциональные отношения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные условия хозяйствования отличаются динамическими изменениями уровня и качества бизнес-деятельности, ориентацией на постоянное совершенствование технологии производства, ростом требований потребителей к качеству производимой продукции, необходимостью постоянного развития, усилением конкуренции, снижением устойчивости функционирования. Все это обусловливает формирование новых направлений системы менеджмента промышленной организации.

В настоящее время общепризнанным является мнение, что важной составляющей управленческого процесса являются организационные отношения, создаваемые и реализуемые предприятием. Тем не менее, в настоящее время теоретические разработки в данной области не выделены в определенное научное направление.

Механизм отношений и балльная оценка

В нашем понимании организационные отношения промышленного предприятия представляют некую подсистему, результатом функционирования которой является определенная степень удовлетворенности потребностей организации посредством сопряжения ее интересов и интересов различных субъектов (отдельных личностей, других организаций). Входными переменными в данную систему являются интересы различных субъектов (других организаций, акционеров, руководства, отдельного работника и т.п.). А выход, то есть результат функционирования системы, определяется как достижение определенного баланса интересов [3]. Данная трактовка учитывает системный подход к предмету исследования и обусловливает необходимость формирования механизма управления организационными отношениями.

Понятие «механизм отношений» является сложной экономической и социальной категорией. Для раскрытия его содержания и отличительных особенностей произведен терминологический анализ понятий «механизм», «хозяйственный механизм», «организационный механизм», «экономический механизм» по методике Ю.А. Саликова [2], так как данные категории потенциально содержат в себе базовые признаки исследуемого механизма (если придерживаться логики от общего к частному). Его результаты позволили выявить ряд обобщенных факторов, используемых различными авторами для характеристики понятия «механизм».

Для идентификации базовых компонентов, которые могут быть взяты за основу для определения содержания механизма организационно-экономических отношений, выявленные факторы были систематизированы по следующим критериальным признакам:

1) критерий А – характеризует идентифицирующий признак;

2) критерий В – развивающий признак;

3) критерий С – конкретизирующий признак;

4) критерий D – дополняющий признак.

На основе систематизации выявленных трактовок по критериальным признакам проведена балльная оценка на их соответствие определенному критерию:

– критерий А - 5 баллов;

– критерий B – 3 балла;

– критерий С – 2 балла;

– критерий D – 1 балл.

Таблица

Оценка ключевых факторов анализируемых определений

Основные результаты оценки представлены в таблице (см. выше) .

Результаты проведенного терминологического исследования позволили сделать вывод о том, что механизм управления организационными отношениями должен представлять собой систему соподчиненных взаимодействий (совокупность определенных их видов) и связей разного уровня, основанную на инструментах управления и направленную на достижение установленных целей (получение определенного результата).

Графическая интерпретация механизма управления организационными отношениями промышленного предприятия представлена на рис. (см. на с. 47).

Рис. Механизм управления организационными отношениямипромышленного предприятия

Функционирование механизма

Функционирование механизма неразрывно связано с управленческой деятельностью, является одним из ее направлений, и включает в себя следующие элементы:

– цели функционирования организации в области осуществляемых взаимодействий;

– применяемые инструменты управления при формировании и реализации отношений;

– систему организационных отношений по преобразованию входных данных в конечный результат; диагностику отношений;

– оценку эффективности применяемых инструментов управления в отношении организационных взаимодействий.

Цель является основополагающей частью данного механизма, должна иметь иерархический порядок от общего к частному и выражаться в виде дерева целей. Достижение поставленной цели должно осуществляться с помощью воздействия управляющей системы (субъектов управления) на управляемую (систему организационных отношений в лице объектов управления) с помощью определенной совокупности управленческих инструментов.

К наиболее приоритетным инструментам управления отношениями следует отнести:

– политику организации;

– методы и принципы управления;

–стиль управления;

– организационную культуру и структуру предприятия.

Заключение

Система организационных отношений, реализуемых интеграционным подразделением, должна основываться на его интересах и интересах всех лиц, и направлена на такое сопряжение, при котором достигался бы полный баланс интересов. Аналитический блок механизма представляет собой процедуры оценки рентабельности осуществляемых взаимодействий и исследования эффективности применяемого управленческого инструментария и позволяет идентифицировать основные проблемы и узкие места в деятельности предприятия с целью избежания ошибок и отклонения от целей.

Таким образом, в современных экономических и политических реалиях организациям необходимы новые направления повышения эффективности хозяйствования, одним из которых являются организационные отношения. В целях эффективного управления ими разработан механизм, применение которого позволит менеджерам:

– формировать наиболее выгодные взаимодействия с организационным окружением;

– осуществлять их на принципиально новом качественном уровне;

– достигать поставленных целей, обеспечивая устойчивые позиции на рынке.


Источники:

1. Лафта Дж. Эффективность менеджмента организаций: Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература, 1999. – 320 с.
2. Саликов Ю.А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария: Монография. – Воронеж: Научная книга, 2008 – 240 с.
3. Хорев А.И, Саликов Ю.А., Зенин А.А. Управление организационными отношениями промышленного предприятия на основе его потребностей: Монография. – Воронеж: ВГТА, 2008. – 152 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:27