Формирование российской инвестиционно-сберегательной системы в посткризисный период

Каврук Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каврук Е.С. Формирование российской инвестиционно-сберегательной системы в посткризисный период // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 114-118.

Аннотация:
В развитых странах сбережения населения являются важным инвестиционным ресурсом. Однако в России в силу ряда объективных причин инвестиционный вариант использования накапливаемых населением средств пока еще не получил должного развития. Это обуславливает необходимость разработки инвестиционно-сберегательной модели, отражающей реальные потребности частных инвесторов и возможности финансовых институтов по их удовлетворению.

Ключевые слова: инвестиции, финансовая политика, финансовые институты, сбережения, население, рынок сбережений, инвестиционно-сберегательная модель



Мировой опыт показывает, что сбережения населения в механизме инвестирования занимают центральное место и напрямую влияют на экономический потенциал государства. Как показал современный финансовый кризис, инвестиционная стратегия финансовых институтов существенным образом зависит от качества механизмов привлечения частных сбережений.

Именно поэтому основным направлением развития кредитно-денежной и инвестиционной политики государства должен стать поиск эффективных путей формирования сберегательных и инвестиционных программ для населения.

В России процесс сбережения отличается определенной спецификой.

Она состоит, прежде всего, в том, что, вследствие значительного расслоения населения по доходам и практического отсутствия так называемого «среднего» класса (который во всем мире формирует основную часть сбережений), доля сберегамых средств в структуре доходов населения относительно невелика. Кроме того, количество форм сбережений ограничено вследствие слабой развитости российских финансовых рынков. Поэтому сбережения населения нацелены преимущественно на краткосрочное потребление, и инвестиционный вариант использования накапливаемых средств не получил должного развития. Помимо отсутствия необходимых навыков к инвестиционному сбережению у населения, сдерживающим фактором выступает социально–экономическая ситуация в стране, которая периодически подвержена влиянию финансовых и экономических кризисов, что не способствует достижению долгосрочного равновесия у людей, стимулирующего рост сбережений.

Банки и вкладчики

Практика работы финансовых структур в России показывает, что в стране отсутствует единый подход к работе с частной клиентурой. Подавляющее большинство банков, а также других структур, работающих со средствами населения, не ориентированы на требования вкладчиков к качеству получаемых услуг, не используют разнообразные каналы распространения финансовых продуктов, рекламу, методы и способы устойчивого закрепления потенциальных и реальных клиентов. Население, не получающее требуемого уровня услуг, вынуждено выводить свои ресурсы из денежного оборота, что лишает экономику больших объемов инвестиционных ресурсов.

Указанные проблемы в значительной мере могут быть решены путем использования рыночных инструментов, представляющих собой универсальные продукты, разработанные с максимальным учетом потребностей потребителей, использование которых предполагает максимальный учет потребностей на основе мониторинга состояния и динамики состава и качества потенциальных вкладчиков, а также состояния сберегательной среды. Это позволит создать четкую систему поиска и обработки информации для соответствующей ориентации работы каждого финансового института и расширит возможности для предотвращения и минимизации инвестиционных рисков.

Таким образом, существует необходимость разработки на государственном уровне инвестиционно-сберегательной модели, позволяющей оперативно и полно отвечать на потребности населения, что является необходимым условием успешной работы финансовых институтов на рынке услуг для физических лиц. Выработка такой модели, состоящей из системы механизмов по работе с населением, открывает возможности не только удовлетворения уже существующих потребностей населения, но и позволяет предугадывать их будущие запросы. Это позволит проводить работу в финансовых институтах по формированию постоянных клиентов и выстраиванию взаимоотношений с физическими лицами на долгосрочной основе.

Инвестиционно-сберегательная модель

Формирование инвестиционно-сберегательной модели возможно на основе следующих положений [2].

1. Сберегательное поведение населения дифференцировано и определяется принадлежностью индивида к определенному социально-демографическому типу.

2. Современные частные инвесторы – это немногочисленный, но наиболее преуспевающий слой общества, по уровню жизни и социальному положению преобладающий над основной частью общества.

3. Основным мотивом взаимодействия частного клиента с финансовым институтом является сохранение и приумножение сбережений.

4. Главная проблема частных сберегательных программ в современных экономических условиях – это низкий уровень доверия к финансовой системе со стороны населения.

5. Важнейшим требованием, предъявляемым в настоящее время частными инвесторами к финансовым институтам, является уровень их надежности.

6. Население будет готово вкладывать свои сбережения в финансовый сектор при создании соответствующих условий, гарантирующих их надежность.

Данные положения отражают мотивы и предпочтения потенциальных клиентов финансовых институтов, планирующих при определенных условиях вложить свои денежные средства в различные инвестиционные инструменты. При этом необходимо учитывать, что каждый вкладчик при реализации своего намерения о вложении средств имеет цель – удовлетворение определенных потребностей, которые можно просчитывать, опираясь на данные сберегательного мониторинга, проводимого применительно к сложившейся экономической ситуации и по определенным характеристикам групп потенциальных вкладчиков.

Мониторинг должен быть направлен на выявление конкретных запросов потенциальных клиентов финансовых институтов. Разработка и применение данной модели, основанной на мониторинге, может способствовать снижению количества выхода на рынок неудачных финансовых продуктов, а с дугой стороны – расширить контингент вкладчиков за счет правильной информационной политики.

Мониторинг населения и стратегия деятельности финансового института

В связи с наличием в обществе различий по социальным, экономическим и демографическим характеристикам, а также мотивации, потребностей и особенностей принятия решения, необходимо использовать сегментирование рынка физических лиц. Это позволит проводить моделирование и разработку специальных программ, ориентированных по каждой конкретной группе участников рынка сбережений, что, в конечном счете, повысит эффективность привлечения потенциальных вкладчиков за счет сегментированных предложений по вложению сбережений.

Мониторинг, основанный на применении сегментирования социально-демографических групп, требует проведения оценки предпочтений населения и способности реагировать со стороны финансовых институтов с помощью стандартизированных методик измерения. Они основаны на видимых вариациях поведения, таких, как демографические, социальные переменные, и невидимые, к которым относятся мотивы и предпочтения клиентов [3]. Так, например, способ отдыха влияет на то, как клиенты предпочитают пользоваться розничными банковскими продуктами, такими как пластиковые карточки или дорожные чеки.

На основе установленных характеристик наиболее интенсивных сегментов населения может решаться задача по созданию стратегии деятельности финансового института, учитывающей особенности платежеспособного спроса, характеристики клиентуры, мотивы и предпочтения клиентов, которая может обеспечить оптимизацию мероприятий финансового института по следующим направлениям:

– место расположения;

– уровень доходности;

– выбор финансовых услуг;

– стоимость финансовых инструментов;

– реклама финансового института и его программ.

Необходимость повышения уровня доверия к финансовой системе

Выделение указанных направлений может служить одним из способов разработки принципов отношений с клиентами, который касается построения долгосрочных связей, более предпочтительных по сравнению с отдельными коммерческими операциями.

Создание инвестиционно-сберегательной модели работы с потенциальными вкладчиками наряду с формированием стратегических программ развития рынка частных сбережений является частью решения общей задачи стимулирования населения к участию в инвестиционном процессе. Данная задача может решаться как на микро-, так и на макроуровнях с целью управления частными инвесторами через изучение характера их поведения на рынке сбережений и формирование на основе этого оптимального предложения финансовых инструментов для населения конкретного региона.

Предлагаемая инвестиционно-сберегательная модель затрагивает интересы трех сторон, участвующих в этих отношениях: население, заинтересованное в предоставлении финансовых услуг лучшего качества; финансовые институты, нацеленные на увеличение прибыли за счет расширения клиентской базы; государство, заинтересованное в вовлечении свободных денежных средств населения в инвестиционный оборот.

Таким образом, полученные результаты в полной мере отражают все стороны сберегательного поведения частного инвестора и могут стать основой для разработки программ финансовых институтов по восстановлению и повышению уровня доверия к финансовой системе со стороны населения и управления мотивационным процессом в области частных сберегательных программ.


Источники:

1. Шарп У. и др. Инвестиции / Александер Г., Бейли Д. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 47.
2. Аврамова Е.М., Овчаров Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // Социологические исследования. – 1998. – №1. – С.63.
3. Кашин Ю. О мониторинге сберегательного процесса // Вопросы экономики. – 2003. –№6. – С. 110.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:42