Повышение эффективности лесопромышленного комплекса Сибирского региона

Жердева А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (165), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жердева А.В. Повышение эффективности лесопромышленного комплекса Сибирского региона // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 93-97.

Аннотация:
В статье приведены факторы, влияющие на эффективность использования лесных ресурсов в России. Рассмотрены основные возможности развития глубокой переработки лесных ресурсов в Сибирском регионе. Обоснована необходимость управления инновациями и решения инфраструктурных проблем лесопромышленного комплекса.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, лесные ресурсы, Сибирский федеральный округ, эффективность использования, переработка древесины, круглый лес, лесобумажная продукция, незаконная рубка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Россия – крупнейшая лесная держава. Общий объем запасов древесины в нашей стране составляет 82,1 млрд куб. м, что в 4 раза больше, чем в США, в 40 раз больше, чем в Швеции, и в 16 раз больше, чем в Финляндии. Расчетная лесосека в России составляет 550 млн куб. м.

В стране сосредоточено около 20% мировых запасов древесины. Однако наличие значительных объемов древесных ресурсов не характеризует лесной комплекс как развитый сектор экономики. Эффективность использования лесных ресурсов в России существенно ниже, чем в других государствах. Объем производства деловой древесины у нас меньше объема заготавливаемого леса. Если Северная Америка вывозит 93% объема заготовляемого леса, то Россия – не более 70%, при этом по Сибири этот показатель еще ниже.

Лес, Россия, Канада и Финляндия

Кроме неэффективного использования древесных ресурсов, можно выделить и другие факторы неудовлетворительной работы отраслей лесного комплекса России.

1. Объем лесозаготовок в России, в частности, в Сибири, в расчете на 1 га лесопокрытой площади в 5–6 раз меньше, чем в Канаде, и в 20 раз меньше, чем в Финляндии. Съем древесины составляет 0,3 куб. м/га, тогда как в промышленно развитых странах этот показатель достигает 2–3 куб. м/га.

2. Россия занимает лидирующие позиции по экспорту круглого леса, но по вывозу древесины в расчете на 1 га лесопокрытой площади в 7 раз уступает Канаде и почти в 25 раз – Финляндии.

Объем экспорта лесобумажной продукции из нашей страны в несколько раз меньше объема экспорта данной продукции из Финляндии, где эта статья дает значительную часть национального дохода. Уровень дохода с 1 га эксплуатируемых лесов в России в 10–15 раз ниже, чем в Финляндии или Швеции.

Основа российского экспорта лесопродукции – круглый лес, пиломатериалы, целлюлоза, то есть продукция с низкой добавленной стоимостью [1].

Проблемы лесопромышленного комплекса

Указанные факты характерны как для страны в целом, так и для Сибирского федерального округа в частности.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) занимает одно из ведущих мест в экономике региона. Он представлен следующими предприятиями:

– лесозаготовительными предприятиями;

– предприятиями, занятыми обработкой древесины и производством изделий из дерева;

– предприятиями, занятыми производством древесной массы, бумаги, картона и производством фанеры.

Большой процент производимых пиломатериалов и целлюлозы отправляется на экспорт.

Лесопромышленный комплекс продолжает играть важную роль в экономике региона и в значительной мере определяет его производственно-экономический потенциал. Вместе с тем, в функционировании ЛПК региона остро обозначились проблемы, сдерживающие его развитие [2].

Негативными особенностями функционирования отраслей регионального ЛПК являются:

1) неэффективное использование лесных ресурсов как конкретными арендаторами – гражданами и предприятиями, так и муниципальными образованиями;

2) неразвитость транспортной инфраструктуры;

3) дефицит сырья на лесоперерабатывающих предприятиях;

4) недостаток инвестиций;

5) высокий уровень износа основных фондов;

6) недостаток мощностей по глубокой переработке древесины;

7) незаконные рубки леса.

Показатель использования холдингами выделенных лесных участков составляет 67%, то есть треть выделенных арендаторам участков не осваивается.

Одной из главных проблем регионального ЛПК является развитие транспортной инфраструктуры и наращивание объемов строительства дорог. Для развития сети магистральных дорог следует разработать механизм частичного возмещения затрат на строительство за счет средств, поступающих в региональные бюджеты в виде лесных платежей [3].

Наряду с этим, для развития транспортной инфраструктуры лесного комплекса региона могут привлекаться ресурсы федерального инвестиционного фонда. Вместе с тем, важно вести строительство так называемых лесовозных дорог. Не стоит забывать и о том, что высокую экономическую эффективность при доставке лесного сырья показывает использование речного транспорта.

Проблема освоения ресурсов связана, главным образом, с удаленностью и труднодоступностью некоторых лесных массивов, а также отсутствием транспортной инфраструктуры.

В настоящее время качество произрастающей в них древесины высокое.

Резервирование данных участков на будущее может привести к общему ухудшению качества лесного сырья в регионе. Отчасти решению этой задачи будут содействовать приоритетные инвестиционные проекты в области освоения региональных лесов. Все проекты предусматривают создание транспортной инфраструктуры.

Лесной потенциал

Лесная промышленность и лесное хозяйство – это две взаимосвязанные части одной системы. Поэтому координация действий различных отраслей ЛПК – необходимое условие рационального использования лесных ресурсов.

Активное освоение новых районов, строительство лесовозных дорог и железнодорожных магистралей, использование для транспортировки леса водных путей позволят значительно увеличить объемы лесозаготовок и поставки сырья. Привлечение бизнеса к строительству лесных дорог, использование программных методов при решении проблем транспортной инфраструктуры отрасли создадут надежную основу долгосрочного развития регионального лесопромышленного комплекса [2].

По прогнозам зарубежных экспертов, главным строительным материалом в ближайшие годы станет древесина.

Для удовлетворения спроса на рынке малоэтажного домостроения необходима организация домостроительных комплексов. Решением проблемы высокой стоимости строительства может стать использование древесины в качестве основного строительного материала, производимого как из цельного дерева, так и из клееной, а также неликвидной древесины, переработанной в древесные плиты.

По мнению экспертов, в ближайшие годы многие природные ресурсы будут близки к исчерпанию, при этом значение лесных ресурсов будет лишь возрастать. Имеющийся у России лесной потенциал используется далеко не в полном объеме, что может крайне негативно сказаться на имидже России как одного из важнейших поставщиков леса на мировой рынок и привести к тому, что наша страна может перейти в разряд покупателей леса и лесопродукции. Уже сейчас создаются новые мировые центры лесопереработки, располагающие огромными лесными массивами, дешевой рабочей силой и имеющие достаточно низкие издержки производства. Указанные факты позволят этим центрам занять лидирующие позиции на мировом рынке, оттеснив ряд стран (в том числе и Россию).

В данных условиях становится очевидным, что для обеспечения устойчивых и высоких темпов роста производства в лесном комплексе, совершенствования его структуры и повышения эффективности необходимы нововведения. В этой связи одним из главных элементов новой системы управления организациями лесного комплекса становится управление инновациями.

Инновации и незаконная рубка

Современный этап реформирования лесного комплекса характеризуется возрастанием роли инноваций как фактора повышения эффективности деятельности ЛПК. Необходимо отметить, что внедрение инноваций следует осуществлять одновременно с решением инфраструктурных проблем лесной отрасли. Поскольку отсутствие должной инфраструктуры в ЛПК Сибири усугубляет проблему незаконных рубок: они происходят там, где есть возможность подвести тяжелую технику, – зачастую на участках, отведенных для местного населения.

Кроме того, вырубка лесонасаждений вдоль дорог делает транспортные магистрали более зависимыми от погодных факторов. Наконец, пока идет рубка в недозволенных местах, теряет свои качества – перестаивает и не дает развиться молодым деревьям – лес, отведенный для санитарной либо промышленной рубки [4].

Таким образом, для решения проблем в отрасли необходимо:

– активнее вести поиск альтернативных возможностей получения древесины (использование ресурсов промежуточного пользования, рубок ухода за лесом);

– быстрее решать вопросы перевода земель бывших сельхозугодий в земли лесного фонда и земли промышленности;

– повысить уровень работ по лесовыращиванию и лесовосстановлению;

– увеличить эффективность мероприятий, связанных с лесным контролем и надзором.

Ключевая задача заключается в развитии производств по глубокой переработке древесины и увеличении выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация организационно-экономических механизмов внедрения и управления инновациями вместе с решением инфраструктурных проблем лесного комплекса региона на основе изучения зарубежного опыта, анализа теоретических основ управления инновациями и особенностей технологий инновационного маркетинга и управления на предприятиях ЛПК является важной научной проблемой. Это обуславливает актуальность разработки методологических положений теории управления инновациями в лесном комплексе с целью формирования новых технологий управления лесными ресурсами в современной рыночной среде.


Источники:

1. Прытков А.Т. Лесопромышленный комплекс России на мировом рынке. – М.: Научная книга, 2005.
2. Петрунин В.В. О платежах за лесопользование и иных финансовых отношениях в сфере лесного хозяйства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2008. – № 9.
3. Починков С.В. Рыночная модель лесопользования: экономические аспекты // Лесное хозяйство. – 2000. – № 1. – С. 18-24.
4. Секерин В.Д. Формирование инновационного маркетинга в системе Росатома. – Пенза: ПГТА, 2006.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 20:48:13