Проблемы сельской молодежи в агробизнесе

Пахомова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пахомова А.А. Проблемы сельской молодежи в агробизнесе // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 141-144.

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы занятости сельской молодежи. Обоснована необходимость развития сельского молодежного предпринимательства как способа содействия решению важных социально-экономических задач сельских территорий. Предложены направления государственной поддержки привлечения сельской молодежи в агробизнес.

Ключевые слова: предпринимательство, агробизнес, сельская молодежь



Предпринимательская среда сельской молодежи представляет собой сложную систему отражений общественных отношений со сложившимися стереотипами, ориентацией, мотивацией сельской молодежи на более высокий экономический статус и социальные роли. Все это зависит от хода аграрных реформ на селе, научно-технического прогресса, от уровня профессиональной подготовки самой молодежи. Вместе с тем, методология и теория изучения проблем исследования предпринимательской среды сельской молодежи находится пока на стадии разработки.

Научный подход к изучению предпринимательской среды сельской молодежи нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к селу:

– с одной стороны, российское общество чрезвычайно сильно связано с селом, имеет глубокие «сельские корни». Это определяло интерес ученых к деревне;

– с другой стороны, имеется немало причин, которые как бы отодвигают сельскую проблематику на задний план.

Малый бизнес на селе

Проблемы занятости населения в сельском хозяйстве, количественной и качественной отрасли кадрами сохраняют актуальность. В связи с этим развитие предпринимательства в агропромышленном комплексе становятся все более актуальным, так как представляет возможности для решения таких задач, как обеспечение самозанятости, развития сельских территорий, обеспечения социально-экономических аспектов. Сельское предпринимательство призвано внести вклад в продовольственную и экономическую безопасность страны и региона, сладить социальную и криминальную обстановку.

В настоящее время в Ростовской области малый бизнес наращивает обороты и укрепляет свои позиции.

Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области – обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края [1].

Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений. В Российской Федерации малый агробизнес еще не занял должного места в системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения [2].

В настоящее время вызывает обеспокоенность ситуация, сложившаяся в сфере развития молодежного сельского предпринимательства.

Проводимый в рамках антикризисных мер анализ ситуации на малых и средних предприятиях показывает, что с начала текущего года наблюдается сокращение численности работников на малых предприятиях (почти на 11% или на 20 тыс.человек). По итогам 2008 года было также отмечено сокращение микропредприятий.

Потребность сельского предпринимательства в государственных преференциях

Ежемесячный выборочный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области показывает, что около 24% опрошенных предпринимателей заявляют о снижении объемов производства товаров. Немаловажное значение в сельской местности приобретает такое явление как «молодежная» безработица.

Молодежь обладает весьма существенными преимуществами, по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения: у молодежи самый длительный период, предстоящий трудоспособности; лучше показатели физического здоровья и выносливости; сравнительно высокий общеобразовательный уровень; обладают высокой миграционной мобильностью; лучше овладевают новыми знаниями и умениями.

Вместе с тем молодежь обладает рядом недостатков: отсутствием достаточной квалификации после окончания учебного заведения, идеалистические требования к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы, отсутствие уверенности в своих силах. Эти недостатки резко снижают конкурентоспособность молодежи. В свою очередь, работодатели, как правило, не хотят производить финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодых работников, а также предоставлять им льготы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

В этих условиях создание сельской молодежью своего малого агробизнеса может стать эффективным способом обеспечения ее самозанятости. С этой целью должны быть созданы правовые предпосылки поддержки начинающих деятельность в агробизнесе.

Предпринимательская деятельность сельской молодежи не может быть обеспечена с помощью рыночного механизма саморегулирования. Для обеспечения трудоустройства сельской молодежи необходимо вмешательство органов государственного регулирования. Включение молодежного предпринимательства в число государственных приоритетов может способствовать снижению барьеров на пути вновь создаваемых предприятий и созданию благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы у выпускников образовательных учреждений.

Формы поддержки сельских предпринимателей

Учитывая приоритетность в экономической политике страны и региона направления развития малого и среднего предпринимательства и перспектив вовлечения молодежи в развитии аграрного сектора экономики, на наш взгляд, целесообразным было бы оказание поддержки субъектам молодежного сельского предпринимательства следующим образом:

1) в виде проведения мероприятий по популяризации идеи агробизнеса среди молодежи с участием СМИ;

2) организации программ подготовки и переподготовки преподавательских и консультационных кадров для проведения образовательных, консультационных и иных мероприятий в области развития предпринимательства в сельской молодежной среде;

3) предоставления грантов на организацию собственного дела в аграрной среде для молодежи;

4) стимулирования создания ассоциаций, клубов, Интернет-сообществ молодых сельских предпринимателей, молодежных проектных коллективов;

5) организации и проведении выставок молодежных сельских проектов, отбор и субсидирование профессиональной подготовки наиболее талантливых молодых сельских предпринимателей;

6) посредством реализации иных мероприятий, направленных на поддержку субъектов сельского молодежного предпринимательства;

В настоящее время одним из направлений возрождения аграрной России является обеспечение устойчивости развития малых и средних предпринимательских структур. От уровня развития сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит не только стабильность работы смежных отраслей народного хозяйства, но и качество жизни населения. Развитие сельских территорий в сложившемся кризисно-рыночном пространстве сопровождается усилением влияния негативных факторов, препятствующих устойчивому функционированию и развитию бизнес-деятельности в условиях динамизма и неопределенности бизнес-среды. В последствии данная тенденция приводит к усилению сырьевого и продуктового импортозамещения, негативно сказывается на отечественном товаропроизводителе.

Однако нерешенность множества организационно-экономических проблем как на макро-, так и микроуровне сдерживает развитие субъектов предпринимательства агропромышленного сектора.


Источники:

1. www.mbdon.ru.
2. Шкарупа Е.А. Развитие финансово-кредитной инфраструктуры малого агробизнеса: автореф. дис. и канд. экон. наук: 08.00.10. – Вологоград, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:01