Малый и средний бизнес Амурской области

Станиславская М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Станиславская М.В. Малый и средний бизнес Амурской области // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 171-175.

Аннотация:
В период становления рыночных отношений в стране сформировалось четкое понимание роли предприятий малого и среднего бизнеса и их положительного влияния на развитие национальной экономики и экономики регионов. Однако в каждом регионе развитие малого и среднего бизнеса имеет свои характерные черты. В статье рассказывается об особенностях малого и среднего бизнеса Амурской области.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, торговля, экономический кризис, строительство, региональная экономика, малый и средний бизнес, Амурская область



Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия (МСП) играют очень важную, а иногда и решающую роль как в национальной экономике, так и в экономике регионов. В большинстве стран даже в периоды глубоких экономических кризисов именно предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивали граждан рабочими местами. Они способствовали повышению эффективности и ускорению проводимых реформ, разработке и внедрению инноваций, позволяли удовлетворять все необходимые потребности рынка.

В современных условиях в условиях экономического кризиса больше шансов к выживанию имеют именно малые и средние предприятия. Они характеризуются высокой мобильностью и умением приспосабливаться к самым незначительным изменениям внешней среды [3]. Тенденция развития МСП характерна не только для национальной экономики, но и для региональных рынков [2].

Приоритетные отрасли

В России часть регионов развивается самостоятельно и очень успешно, а часть являются дотационными. К числу дотационных регионов относится и Амурская область. Разумеется, это обстоятельство в определенной степени влияет на развитие на данной территории предприятий, в том числе и субъектов малого и среднего предпринимательства.

В результате изменения условий ведения хозяйства экономика региона оказалась в очень трудном положении. Количество крупных предприятий было незначительным, в основном предприятия были небольшими. И основная часть компаний работала на привозном сырье, причем очень часто конечная продукция поступала в отдаленные регионы России.

В период становления и развития рыночных отношений такие взаимосвязи стали нецелесообразными и экономически неэффективными, что повлекло за собой исчезновение этих организаций.

Некоторые тенденции, характерные для амурских предприятий и сложившиеся еще в советское время, проявляются и сейчас. В первую очередь это относится к развитию малых и средних предприятий в таких отраслях, как добыча природных ресурсов, сельское хозяйство.

Кроме того, в экономике Амурской области сложились следующие приоритетные направления:

– энергетика;

– транспортные системы и коммуникации;

– сфера услуг (в первую очередь торговля и общественное питание);

– строительство [1].

Обозначенные отрасли получили развитие в рамках малого и среднего предпринимательства Амурской области, потому что на результаты их деятельности есть спрос со стороны мирового и российского рынка, а также граждан, проживающих на территории региона.

Тенденции развития малых и средних предприятий

Экономика Амурской области переориентировалась на внутренние потребности. Исключением стали предприятия, добывающие сырье, которое является востребованным на мировом рынке: золото, титан, железо, соя, электроэнергия, лес и др.

В целом, характеризуя особенности отраслевого развития предприятий малого и среднего бизнеса на территории Амурской области, можно отметить, что заметны проявления общероссийских тенденций, а также специфические особенности, присущие именно данному региону. За период, в течение которого осуществлялся переход от плановой системы ведения хозяйства к рыночной экономике, в регионе наблюдалась некоторая положительная динамика развития МСП.

Так, по состоянию на 1 января 2009 г. в Амурской области в общем числе действующих хозяйствующих организаций малые предприятия составляют 42%, а средние – 1%. На сегодняшний день в сфере малого бизнеса работает каждый шестой из числа занятых в экономике области. Малыми предприятиями оказывается 18,0% объема платных услуг населению, осуществляется 24,8% оборота розничной торговли. Доля средних предприятий в общем объеме платных услуг составила 0,8%, в обороте розничной торговли – 5,5% [5].

С позиции отраслевого развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их численного увеличения, наметились положительные (правда, не революционные) тенденции. С точки зрения вклада данного сектора в экономику региона ситуация неутешительная. К сожалению, в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует потребностям экономики области. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их возможностей в формировании валового регионального продукта. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВРП, в 2008 г. по области он составил 8,0% [5].

Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии составила 8 человек, на малом предприятии (без микропредприятий) – 33 человека, на среднем – 110 человек [5].

Проблемы малого предпринимательства

Приведенные данные наглядно характеризуют экономическую ситуацию в Амурской области.

Мы видим, что в экономике региона преобладают малые предприятия, имеющие небольшое количество работников и не оказывающие большого влияния на формирование ВРП.

В этой связи следует заметить, что основной задачей регионального малого и среднего бизнеса является забота о своей собственной сохранности. Основная цель их деятельности – не стать банкротами, выжить в условиях неблагоприятного влияния различных факторов внешней среды. Вследствие этого предприятия малого бизнеса лишены возможности эволюционировать в средние, а затем и крупные бизнес-структуры и остаются в сфере своей первоначальной деятельности. Отсюда у данной группы компаний отсутствует всякое стремление к развитию. Малая численность работников этих предприятий также предполагает, что масштабы деятельности этих фирм невелики.

В этой связи у крупных компаний нет стремления развивать кооперационные связи с такими малочисленными и неэффективными предприятиями.

Соответственно, интеграционные связи между крупным, средним и малым бизнесом в регионе практически не установлены и на текущий момент мало положительных предпосылок для их формирования.

Иностранные инвестиции и региональный менеджмент

Общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 году составил: по средним предприятиям – 391,8 млн рублей, по малым компаниям – 1074,5 млн рублей. В пересчете на одно среднее предприятие – 4,1 млн рублей, на одно малое – 0,2 млн рублей [5].

Что касается внешних инвесторов, то иностранные предприятия не очень охотно вкладывают свои средства в амурские предприятия. К числу наиболее эффективных инвестиций в МСП области следует отнести вклад английских и канадских инвесторов, вложивших финансовые и организационные ресурсы в золотодобывающие предприятия, а также китайских предпринимателей, работающих в сфере торговли и общественного питания, строительства.

Очень низким является уровень регионального менеджмента, особенно в части поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 году органами регионального управления было выделено 467 руб., а фактически получено 137 руб. в пересчете на 1 предприятие и 1 предпринимателя [5].

Что касается перспектив развития малого и среднего бизнеса, то при условии политической стабильности в стране, регионе, те положительные тенденции, которые существуют на данный момент, будут сохранены и продолжены. Но с учетом геополитического положения Амурской области, наличия огромного числа природных ресурсов хотелось бы, чтобы развитие региона было бурным и революционным. Это зависит от того, каким образом будут себя вести региональные и в первую очередь федеральные органы управления.

Следует уделять самое пристальное внимание определению областных приоритетов и очередности их внедрения с целью повышения эффективности данного сектора экономики. А наиболее важной задачей, стоящей перед федеральными и региональными органами власти, является разработка собственной модели развития предприятий малого и среднего бизнеса в регионе.

Ценным в данной ситуации является опыт ближайшего соседа – КНР, который проводит очень грамотную политику, направленную на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса, как со стороны центра, так и местных органов власти. Только в этом случае не придется сожалеть о части российской экономики, которую мы потеряли и, которая могла привнести большой вклад в экономику страны.


Источники:

1. Амурский статистический ежегодник: Сбор ник. / Амурстат. – Благо вещенск. 2009. – 620 с.
2. Иванов В.В., Михальченков А.И. Система управления развитием малого бизнеса территории // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 2. – С. 128–140.
3. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В. Развитие малого предпринимательства. – М.: Экономистъ, 2006. – 254 с.
4. Макинтайр Р. Местные власти – стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – № 3. – С. 56–60.
5. Малое и среднее предпринимательство Амурской области в 2008 году: Стат. сб. / Амурстат. – Благовещенск. 2009. – 83 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:24:17