Рынок интернет-бронирования гостиниц в современной России: особенности и актуальные тенденции развития

Крюков В.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (94), Октябрь 2014

Цитировать:
Крюков В.Ю. Рынок интернет-бронирования гостиниц в современной России: особенности и актуальные тенденции развития // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 139-146.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22505072
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлен анализ наиболее важных тенденций, обуславливающих развитие рынка интернет-бронирования гостиничных услуг в России. Характеризуется сущность интернет-бронирования, его история и актуальные тенденции развития, выделяются структура и количественные характеристики рынка интернет-бронирования гостиниц в России, предполагаются перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: маркетинг, информационные технологии, туризм, интернет, бронирование, гостиница



В последние годы гостиничный бизнес (как российский, так и зарубежный) в полной мере столкнулся с воздействием новых факторов, которые существенно меняют складывавшуюся годами и десятилетиями структуру продаж. В частности, глубокое проникновение информационных технологий в жизнь современного общества способствует появлению различных технологических «travel-решений». Как следствие – покупка большинства «travel-продуктов» (авиабилеты, ж/д билеты, страхование, отели) постепенно уходит в режим «онлайн».

Так, например, по данным зарубежных исследований, в США более 80% «travel-продуктов» уже покупается в интернете – через сайты многочисленных онлайн-агентств или сайты самих поставщиков отельного размещения. В странах Европы эта цифра колеблется от 30 до 50%, в Индии – более 23% [2]. В России число «travel-продуктов», продаваемых через интернет, составляют около 20–25 %, однако эта цифра стремительно растет. Реальная доля продаж именно гостиничных услуг несколько уступает, например, интернет-бронированию авиаперевозок, однако и она возрастает.

По своей сути интернет-бронирование гостиниц осуществляется с целью резервирования номеров определенной категории на определенную дату под конкретную заявку клиента, переданную через интернет [3].

Все и сразу или постепенно

Интернет-бронирование осуществляется при наличии возможности размещения/оказания услуги, а также при условии предоставления бронирующей стороной достаточной и необходимой для этого информации, согласия с тарифами и правилами бронирования и предоставления услуг в гостинице. Следует, однако, отличать бронирование в режиме «онлайн» (с мгновенным подтверждением бронирования услуги) от бронирования услуги на сайте гостиницы, которая подразумевает, что окончательное подтверждение своей «брони» клиент получает только после обработки заявки оператора [8]. При этом оператор-менеджер не всегда имеет возможность моментального подтверждения бронирования, в то время как для современных пользователей важна система, которая в ту же минуту ответит на все запросы потенциального клиента. По своей сути последний способ немногим отличается от традиционного «офлайн» бронирования гостиничного номера, например, с помощью телефона. Отличительная черта последнего способа также заключается в невозможности (для клиента) сравнить бронируемую услугу с предложениями других гостиничных операторов.

Возрастающая популярность первого способа интернет-бронирования («онлайн») гостиничных услуг связана, в первую очередь, с действием объективных факторов. Исследователи вопроса [1] определили, что интернет-бронирование в гостиничном бизнесе дает возможность конечному пользователю выбирать реально свободные даты и номера, дополнительные услуги и самое главное – предоставляет возможность моментального подтверждения бронирования. Кроме того, исходя из проведенных недавно маркетинговых исследований, для современного пользователя также очень важно наличие функции отмены бронирования, не прибегая к общению с сотрудниками гостиниц [6].

Еще одна важнейшая особенность онлайн-бронирования, определяющая его возрастающую популярность, также заключается в том, что в системах бронирования представлены тарифы сразу множества отелей, и клиент имеет возможность мгновенно сравнить цены конкурентов, выбрать подходящее по стоимости предложение. В скобках заметим, что именно поэтому в данной отрасли наиболее «выигрышные» позиции занимают те участники рынка, которые в полной мере учитывают в своей работе (на регулярной основе) динамическое ценообразование.

Системы интернет-бронирования гостиничных услуг имеют достаточно длительную историю, связанную с развитием глобальных систем бронирования, которое происходило еще до создания глобальной сети.

Глобальные системы бронирования (GDS) возникли в 1950-е годы как системы бронирования авиабилетов. Позже к перечню их услуг добавились и отели. В настоящее время известны четыре основные GDS-системы: «Amadeus», «Galileo/Apollo», «Sabre» и «Worldspan». Эти системы являются связующим звеном между гостиницами и их постояльцами. Однако связь здесь происходит не напрямую, а через туристические агентства.

Именно поэтому GDS относятся к самым дорогим каналам дистрибуции, которые подходят в основном наиболее «дорогим» представителям сегмента. Связано это с тем, что при бронировании через систему GDS гостиница платит сразу трем посредникам – агенту, который провел бронирование, системе GDS и посреднику, который представляет отель в систему GDS.

Интернет-системы бронирования (ADS или IDS) появились в 1990-е годы. Свое второе название – Альтернативные системы бронирования (ADS) – они получили благодаря тому, что выступили альтернативой GDS и предоставили частным лицам возможность бронирования туристических услуг. Сегодня существует несколько сотен международных интернет-систем бронирования, самые известные из которых «Expedia.com», «Orbitz.com», «Travelocity.com», которые в основном бронируют авиаперелеты, но также предоставляют бронирование гостиниц и отелей.

Существуют также несколько международных систем, которые специализируются на продвижении только гостиниц и отелей. В развитых зарубежных странах это в первую очередь «Hotels.com» (принадлежит американской компании «Expedia.com»), «Booking.com» (принадлежит американской компании «Priceline.com»), «Hotelopia.com» (принадлежит английской компании «TUI Travel PLC», входящей в немецкий туристический концерн «TUI AG).

Наиболее актуальная тенденция рассматриваемого рынка в глобальном масштабе заключается в увеличении каналов продаж со стороны конкретных представителей гостиничного бизнеса. Связано это с тем, что гостиницы, работающие только с одной системой интернет-бронирования, могут столкнуться с проблемой потери значительной части дохода – ведь единственный канал может существенно повысить комиссию при увеличении количества своих продаж. По этой причине гостиницы стараются как можно больше диверсифицировать продажи между разными каналами.

В России рынок интернет-бронирования гостиниц имеет свои особенности.

В первую очередь, это связано с тем, что число российских отелей и гостиниц, представленных в системах GDS и ADS, невелико. По подсчетам специалистов РБК, на 2013 г. в этих системах было зарегистрировано около 1400 гостиниц [6], тогда как их общее количество на территории страны, по данным Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства Российского союза промышленников и предпринимателей, составляет 11682 [9].

Для сравнения: в США более 30 000 гостиниц подключены к GDS и ADS и доступны для бронирования через интернет. В Европе цифры несколько меньше. Лидером среди европейских стран по количеству зарегистрированных в системах онлайн-бронирования является Испания (10000 гостиниц в GDS/ADS), на втором месте – Италия (6500 отелей) и замыкает тройку лидеров Франция (4500 отелей, доступных для бронирования в режиме реального времени).

Около 60% бронирования гостиниц в режиме онлайн в России осуществляется через такие каналы, как «booking.com», «HRS», «Островок», «Expedia», «Oktogo», «HotelBeds», «HostelWorld». Причем «booking.com» на сегодняшний день имеет более 30% рынка продаж объектов размещений [7].

Относительно недавно появились русифицированные сайты «hotelscombined.com» или «trivago.com», а в начале 2014 г. года «aviasales.ru» объявил о создании своего собственного метапоисковика отелей «hotellook.ru».

Еще одна особенность связана с недавним возникновением этого рынка, которое, однако, компенсируется его резким ростом. Впервые существенный рост по направлению онлайн-бронирования гостиниц в России был отмечен специалистами в 2010 г., когда произошло резкое увеличение количества туристов, использующих этот сервис.

Увеличение заявок на онлайн-бронирование гостиниц в России, как и за рубежом, связано с развитием систем бронирования, которые имеют удобный и простой интерфейс, предоставляя комплексное обслуживание клиентов. Таким образом, путешественники получают возможность с помощью одного веб-ресурса сразу забронировать и авиабилеты, и гостиницу. Это значительно упрощает процедуру и экономит много времени.

Кроме того, нельзя забывать, что с помощью одного и того же онлайн-сервиса туристы могут одновременно выбрать наиболее привлекательное направление для отдыха, заказать авиабилеты, выбрав даты поездки, а также забронировать номер в гостинице, учитывая условия проживания, сервис и стоимость. Таким образом, все больше российских путешественников стали самостоятельно организовывать свою поездку, а эксперты прогнозируют только самые положительные тенденции развития этого направления в России.

Тем не менее российский рынок интернет-бронирования гостиничных услуг, как уже было отмечено выше, существенно уступает рынкам США и Европы. На 2012 г. общая структура рынка интернет-бронирования в России выглядела так: 0,3 млрд долл. продаж приходится на туры, 0,9 млрд долл. – на железнодорожные билеты, 2,4 млрд долл. – на отели и 4,7 млрд долл. – на авиабилеты. Общая сумма этих продаж достигла 36% от всех интернет-продаж в России [6].

Сервис влечет в дорогу

По итогам 2013 г. в России рынок онлайн-бронирований гостиниц вырос на 50%, что свидетельствует о его значительной доле в отечественной туриндустрии в целом. По экспертным оценкам, к 2015 г., с учетом положительных тенденций, объем российского туристического онлайн-рынка составит 8–10 млрд долл. [6]. Ежегодный прирост онлайн-бронирования (для гостиничного сектора), сохраняя текущую тенденцию, может составить от 30 до 50%.

Еще одна особенность российского рынка связана с тем, что 85% бронирований гостиниц в режиме «онлайн» совершают иностранцы, которые заказывают через зарубежные системы онлайн-бронирования размещение в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточена большая часть зарегистрированных в GDS/ADS гостиниц – 20,50% и 38,64% соответственно. Такое соотношение легко объяснимо, ибо основную долю гостиниц, представленных в системах онлайн бронирования, составляют отели, не отмеченные категорией звездности (44,52%). Это сектор частных отелей и мини-гостиниц, который хорошо развит в Санкт-Петербурге [5].

В свою очередь, граждане России в 2013 г. бронировали гостиницы по России через интернет на сумму менее 1 млрд руб. в год. Однако данная цифра имеет тенденцию к увеличению и по некоторым прогнозам увеличится не менее чем в 5–6 раз к 2015 г. Этому способствует растущий интерес российских отелей к эффективной работе с каналами электронной дистрибуции, а также повышение доверия россиян к системам онлайн-бронирования. Важную роль в деле развития российского рынка электронной дистрибуции играют и все более совершенствуемые сервисы онлайн-бронирования.

К 2015 г. эксперты ожидают рост объема рынка онлайн-заказов на гостиничном рынке на 40%. Однако нельзя не отметить, что даже при условии прогнозируемого роста процент интернет-бронирования гостиничных услуг не достигнет показателей США или Европы. На наш взгляд, дальнейшие перспективы интернет-бронирования гостиниц в режиме «онлайн» для России связаны с рядом условий:

- российские гостиницы должны глобально учитывать тенденции рынка интернет-бронирования, в первую очередь, научиться грамотно работать с различными тарифами – контрактными ценами, ценами BAR (best available rate) и RAC (цена на стойке) – и соответствующим образом поддерживать различные каналы, которые работают с тем или иным тарифным типом. Сегодня российские гостиницы плохо отслеживают попадание контрактных «офлайн-цен» в онлайн-каналы, и паритет цен для большинства отелей не является главным принципом работы. Все это снижает эффективность работы рынка онлайн-бронирования гостиниц;

- большинство российских гостиниц под интернет бронированием гостиничных услуг подразумевают лишь наличие инструмента для бронирования на своем интернет-сайте, однако эффективность такой системы без ее связи с крупными онлайн-сервисами невысока. Исходя из этого, подключение к крупным операторам, в том числе и к представителям GDS и ADS, – важнейшее условие дальнейшего распространения онлайн бронирования гостиниц в России;

- подключаясь к крупным онлайн-сервисам, российским гостиницам следует диверсифицировать свои продажи между разными каналами.

Выводы

Рынок онлайн-бронирования отелей России развивается стремительными темпами и не отстает от западного рынка по уровню используемых технологий, хотя и не дотягивая по степени распространенности среди населения. Дальнейшее его развитие и рост (соотносимый с рынками США и Европы), на наш взгляд, возможны лишь при учете глобальных тенденций со стороны представителей рынка – как онлайн сервисов, так и непосредственно гостиниц


Источники:

1. Бальба Н.Г. Современные тенденции информационных технологий гостиничного управления // Стандарт 5 звезд. Отели. Рестораны. Туризм. – 2009. – № 3.
2. Всемирная туристская организация. Пресс-релиз № 13006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-01-29/v-2013-godu.
3. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. – М.: Приор, 2011.
4. Заведений М.А. Информационные технологии в туризме / М.А. Заведений, Н.С. Мороз, Н.С. Морозова. – М.: Академия, 2008.
5. Егорова Л.И. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы / Л.И. Егорова, Д.А. Захарова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5.
6. Российский рынок интернет-торговли: платные услуги. Маркетинговое исследование. – М.: РБК, 2013.
7. Рынок гостиниц в России. Маркетинговое исследование. – М.: РБК, 2013.
8. Румянцев Е.А. Маркетинговые стратегии управления малыми гостиницами в России: диссертация кандидата экон. наук. – М., 2009.
9. Официальный сайт Российского Союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:37:58