Социальное предпринимательство как эффективный инструмент управления

Андрианов А.Ю., Грехова Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (83), Ноябрь 2013

Цитировать:
Андрианов А.Ю., Грехова Д.А. Социальное предпринимательство как эффективный инструмент управления // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 11. – С. 83-87.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034629
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье авторы предлагают решение социально-экономических проблем незащищенных слоев населения, используя эффективные инструменты, такие как предпринимательство, инновации. Социальные предприниматели соединяют социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости.

Ключевые слова: инновации, управление, социальное предпринимательство, социальный предприниматель



Современный мир и его социальная система не обеспечивают справедливое развитие общества. Людям с ограниченными возможностями и ресурсами нелегко реализовать себя, общество зачастую не обеспечивает их необходимыми ресурсами для достойного существования. Именно это и является одной из причин роста популярности идеи социального предпринимательства. Последние несколько лет стали временем становления в России этого нового явления на стыке социальной и экономической систем страны.

Непонимания общества

Несмотря на то, что преимущества социального предпринимательства понятны многим, существует немало трудностей с его развитием. Социальный предприниматель (по мнению [1]) ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект, он хочет создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века».

На сегодняшний момент присутствует широкий круг проблем, возникающих на пути развития социального предпринимательства в России. Одна из проблем связана с непониманием природы социального предпринимательства со стороны основных групп общества. Социальное предпринимательство ‑ новое явление, пока его логику не понимает ни общество, ни основные субъекты общественных отношений (в том числе органы законодательного регулирования).

Вызывает непонимание противоречивая суть психологии социального предпринимательства, а именно: объективные различия в логике предпринимательской и общественной деятельности. На начальном этапе развития предпринимательства всегда возникает проблема привлечения финансовых средств. И социальному предприятию, как и любому другому бизнесу, нужны инвестиции [2, С. 5-6].

До сих пор нет единого мнения, что является «социальным предприятием», и кого можно назвать предпринимателем. Уже само название указывает на то, что приоритетом для данного вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем.

Как правило, под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. [3. С. 313] Предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, носит название «социальное предпринимательство».

Что же такое социальное предпринимательство?

Наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Директору Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка США, Грегори Дизу. Суть социального предпринимательства он объясняет следующим образом:

социальное предпринимательство «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью».

По его мнению, идея социального предпринимательства приобрела значительную популярность в последнее время, т.к. «задевать за живое» и очень подходит нашему времени. Грегори Диз убежден, что наше время готово к тому, чтобы решать социальные проблемы «предпринимательскими» средствами.

Лидер группы Grameen проффесор Муххамад Юнус сформулировал образ социального бизнеса в его сегодняшнем понимании. Согласно Юнусу «социальное предпринимательство – очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство» [4]. Что касается социальной миссии, как аспекта социального предпринимательства, профессор Маххамад Юнус характеризует данное явление как «бизнес, движимый идеей» (causedrivenbusiness), конечную пользу от деятельности которого извлекает общество, а выгода индивида, способного трудиться за эту идею, имеет, преимущественно нематериальную форму.

Социальное предпринимательство – это хозяйственная деятельность, сочетающая в себе определенные черты, которые в совокупности дают полное представление о его сущности. Предприятие создается для решения реально существующей социальной проблемы, оно экономически устойчиво, что обеспечивается за счет продажи товаров и услуг, решение социальной проблемы происходит непременно инновационным методом. Может быть предложен инновационный продукт-услуга, либо инновационная бизнес модель, использующая новую комбинацию ресурсов. Это сфера, где должны появляться инновации.

Принципиальными критериями для социального предпринимательства, с которым соглашаются большинство теоретиков, являются социальное воздействие, инновационность решений (применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие). Масштабируемость и тиражируемость, а также предпринимательский подход, т.е. способность социального предпринимателя выделять провалы рынка, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное, позитивное влияние на общество в целом. По мнению П. Друкера, «предприниматель всегда ищет изменений, реагирует на них и использует их как возможность» [5. С. 28]. Предприниматель должен обладать способностью видеть и использовать новые возможности.

Стоит отметить, что ученые-теоретики отмечают инновационность, как определяющую черту социального предпринимательства Социальное предпринимательство это не просто инновация, это социальная инновация. К социальным инновациям относят новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условия труда и образования до развития общества и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Цели социального предпринимательства

Социальное предпринимательство стремиться уменьшить социальные беды инновационным методом, придумывая или комбинируя социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся, способный к расширению механизм производства и предоставления целевого социального блага.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что социальный бизнес - не бизнес и не благотворительность в обычном понимании. С одной стороны, он изначально основывается именно на стремлении людей «сделать доброе дело». С другой стороны, финансовая независимость – одна из задач социального бизнеса. А социальный предприниматель – прагматик-визионер, добивающийся широкомасштабных, систематических и устойчивых социальных перемен.

Все социальные предприниматели обладают общим качеством, в том числе: непоколебимой верой; страстным желанием; практическим, и при этом инновационным подходом; желанием измерять и отслеживать свое влияние; здоровым нетерпением. Они не могут сидеть и ждать перемен – они сами двигают перемены.

Подводя итоги, стоит отметить положительные сдвиги в экономическом развитии России – развитие некоммерческого сектора, расширение практически социальной ответственности в среде российского бизнеса, его склонность быстро перенимать международный опыт являются хорошими предпосылками для развития социального предпринимательства. Это, в свою очередь, является серьезным шагом на пути расширения социальных проблем современной России путем объединения ресурсов основных секторов общества.

Несмотря на отсутствие «моды» на социальное предпринимательство и не слишком благоприятные условия среды в России данный вид предпринимательства ничуть не уступает западным аналогам [7. С. 5-6].

Вывод

Перспективы роста социальных предприятий в нашей стране зависят от того, какое внимание будет уделяться привлечению новых, энергичных, социальных предпринимателей. Только количественный рост числа социально ориентированных бизнесменов дает надежду на то, что в недалеком будущем многие актуальные социальные проблемы будут решены.


Источники:

1. Грегори Дж. Дис. Бизнес без границ: смысл термина «социальное предпринимательство» // URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_74;
2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 284 с;
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с;
4. Юнус М. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма/ Муххамад Юнус, Алан Жоли. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 307 с;
5. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. - 432с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:56:48