Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей

Емельянов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (21), Сентябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Емельянов С.В. Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 9. – С. 6-9.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 7, 8/2001) В статье содержится краткая характеристика энергосистемы США и раскрывается сущность мероприятий, которые проводятся американским правительством с целью ее дерегулирования. Это приведёт к созданию нового рынка электроэнергии с высокой степенью конкуренции, который практически не будет включать розничный уровень.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высокие технологии, отраслевая экономика США, электроэнергетика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продолжение. Начало в № 7, 8/2001

Стремление правительства США повысить технологический уровень национального производства наиболее отчетливо просматривается в тех случаях, когда оно проводит антимонопольную политику, ориентированную на развитие ценовой конкуренции. Хотя электроэнергетика – отрасль, работающая преимущественно на внутренний рынок, ее пример заслуживает особого внимания, тем более что тарифы на электроэнергию входят в издержки основной массы предприятий, расположенных на территории США, в том числе экспортеров.

Электроэнергетика США – это ряд крупных вертикально интегрированных общественных предприятий, необщественных производителей, а также компаний, выполняющих функции посредников между продавцами и покупателями. В последнее время в связи с реструктуризацией в некоторых регионах страны создаются новые корпоративные структуры, сочетающие в себе генерирование, распределение и маркетинг электроэнергии, а так же предприятия, сочетающие в себе одну или две из указанных функций.

Производство электроэнергии включает в себя многочисленные коммерческие и производственные действия, такие как закупки топлива, строительство электростанций, генерирование электроэнергии, строительство и обслуживание передающих и распределительных объектов, маркетинг розничных потребителей, а также обслуживание систем учёта потребления и расчёта оплаты.

Общественные производители электроэнергии делятся на две категории: предприятия, являющиеся собственностью инвесторов, и предприятия, являющиеся общественной собственностью.

Необщественные производители (не являющиеся общественными) также подразделяются на несколько категорий. Это промышленные группы, которые владеют оборудованием для генерирования электроэнергии, маленькие независимые производители электроэнергии, имеющие специальный статус, а также независимые производители электроэнергии (IPP - independent power producers). Компании последней группы внедряют новые проекты и приобретают уже существующие предприятия. Как правило, это неуправляемые филиалы или крупные общественные предприятия.

К прочим участникам рынка относятся предприятия, продающие и покупающие энергию, брокеры, которые занимаются продажей энергии, не являясь её собственниками, и обслуживающие компании. Как правило, передача энергии принадлежит производителям, но иногда ей занимаются и сторонние организации.

Последние три года на государственном уровне проводится реструктуризация отрасли. Штаты с высокими ценами на электроэнергию, такие как Мэриленд, Калифорния, Род-Айленд, Иллинойс, Мэн, Нью-Йорк, Коннектикут, Пенсильвания уже в свое время принимали, в 1998-2000 гг., программу дерегулирования. Другие штаты ещё дискутируют по этому поводу, однако в Техасе, Огайо, Монтане и Арканзасе, начав в 2000 г., в 2002 г. планируют завершить ее осуществление.

В основном решения штатов относительно дерегулирования отрасли принимаются под влиянием местных ценовых условий и политических причин, не всегда согласующихся с федеральной стратегией. Но в принципе, в случае необходимости штаты можно принудить. В марте 1998 года администрация Клинтона приняла план, который даёт штатам “гибкий мандат” дерегулирования в период до 2003 и позволяет руководствоваться в выборе стратегии общественными интересами. В 1999 году конгресс добился некоторых успехов в создании законодательства по дерегулированию.

В целом тенденции достаточно ясны. Распределение и передача электроэнергии функционально отделяются от производства, которое, собственно, и подвергается дерегулированию. Это приведёт к созданию нового рынка электроэнергии с высокой степенью конкуренции, который практически не будет включать розничный уровень.

Многие штаты поддерживают традиционные методы регулирования распределения и передачи электроэнергии, используя для предотвращения ограничивающих конкуренцию действий местных продавцов такие меры, как лишение прав или их серьёзное ограничение. В целом, северные штаты отдали распоряжения общественным предприятиям о сокращении производства электроэнергии с целью поддержания определённого уровень цен. Южные штаты предпочитают не вмешиваться в планирование производства, а регулируют рынок.

Руководствуясь предписаниями Федеральной комиссии регулирования электроэнергии (FERC - Federal Energy Regulatory Comission), штаты и регионы используют независимых системных операторов (ISO - Independent System Operators), чтобы наблюдать за линиями передачи и обеспечить к ним равный доступ для всех продавцов электроэнергии. Эти компании не должны иметь интересов или делового сотрудничества ни с одной из оперирующих на рынке компаний.

В основном штаты осуществляют принцип возмещения “скрученных” цен: потребители платят цену выше рыночной, тем самым оплачивая стоимость невостребованной электроэнергии. С другой стороны, Пенсильвания и Нью-Хэмпшир установили цены меньшие, чем необходимо для полного возмещения. Штаты действовали по соглашениям с общественными компаниями, поэтому легальность такого установления цен не проверялась. Установление величины “скрученных цен” является основным предметом разногласий, но лишение имущества быстро помогло решить эту проблему путем автоматического установления цен на заводах.

В некоторых штатах, занявшихся дерегулированием в 1998 году, появился ряд практических препятствий.

В Калифорнии “скрученные цены” оказались столь высоки, что пользователи почти не ощутили преимуществ от дерегулирования. Поэтому некоторые штаты потребовали от компаний на 10% сократить тарифы и обеспечить “стандартное предложение” потребителям, не нашедшим “конкурентоспособных” поставщиков. Вторым препятствием явилось масштабное сокращение имущества - 66000 мегаватт в 1999году. Во многих случаях покупатели имущества платили гораздо больше балансовой стоимости покупаемых производств. Это позволило сократить “скрученные цены”. Дерегулирование рынков привело к настоящему буму строительства газовых электростанций нового поколения, которые способны эффективно конкурировать с традиционными станциями (ГЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭЦ).

Некоторые штаты форсируют полное отделение производства электроэнергии от распределения, прочие ратуют за функциональную дезинтеграцию, то есть когда разные операции должны осуществляться одной компанией, но раздельно. Конечным результатом является отделение нерегулируемого производства электроэнергии и маркетинга от регулируемого распределения и сервиса. Компании должны выбирать между действиями в обеих сферах и действиями в одной из них.

Правительство негативно относится к слияниям в отрасли, считая монополизацию подобного рода угрозой стабильности рынка электроэнергии.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:40