Возможности аутсорсинга как метода оказания ИТ-услуг

Чуприкова Е.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать:
Чуприкова Е.А. Возможности аутсорсинга как метода оказания ИТ-услуг // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 4. – С. 67-71.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562734
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены возможности управления с использованием аутсорсинга. Проанализированы виды аутсорсинга. Выделены основные направления развития и структура российского рынка ИТ-аутсорсинга. Сформулированы направления развития аутсорсинга, в том числе формирование методической, правовой базы, а также создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самих компаний-аутсорсеров.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационное предпринимательство, консалтинг, управление рисками

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Стремительное развитие новых технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы побуждают компании разрабатывать новые стратегии и искать более эффективные решения для повышения своей конкурентоспособности. Ряд экспертов считает развитие подходов сорсинга направлением дальнейшего развития российского ИТ-рынка.

Ресурсная свобода

Gartner Group определяет стратегический сорсинг как динамическое предоставление внутренних и внешних, деловых или ИТ-ориентированных ресурсов и сервисов для достижения целей организации. Так, по результатам исследования Gartner Gr. выделяет следующие виды сорсинга: внутреннее обслуживание, инсорсинг, мультисорсинг или выборочный аутсорсинг, совместное предприятие, полный аутсорсинг, оптимальный консорциум, сервисная компания, генеральный подрядчик.

Заказчики ИТ-услуг должны определить наиболее эффективные способы потребления ИТ-сервисов за счет структурирования своей потребности в услугах, создания механизмов выставления требований и заданий поставщикам ИТ-услуг, контроля результатов и создания системы аудита их деятельности.

Рассмотрим подробнее на примере аутсорсинга. Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) – один из существенных, конкурентообразующих факторов в сфере управления. ИТ-аутсорсинг представляет собой актуальный и экономически эффективный бизнес-инструмент. Компании обращаются к аутсорсингу, поскольку данный механизм позволяет им:

• повысить эффективность управления;

• получить доступ к новым технологиям;

• снизить издержки на управление;

• разделить риски с аутсорсером;

• получить выгоды от быстро реорганизованной функции;

• освободить ресурсы для других задач;

• снизить затраты на рабочие места сотрудников;

• снизить фонд оплаты труда и единого социального налога;

• привлечь высококвалифицированные кадры аутсорсера;

• повысить гибкость компании;

• сконцентрировать внимание на основных бизнес-процессах, тем самым увеличив конкурентоспособность компании.

Сравним модели аутсорсинга ИТ-услуг (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение моделей аутсорсинга ИТ-услуг

Что-то будет впереди

Преимущества ИТ-аутсорсинга: снижение TCO и «скрытых затрат»; стандартизованная инфраструктура и увеличение прозрачности; снижение сложности; повышение качества предоставляемых услуг; увеличение масштабируемости.

В последние годы появляются новые перспективные технологии, основанные на принципах аутсорсинга.

К ним относятся Cloud (облачные технологии), Xaas («Все как услуга»), Iaas («Инфраструктура как услуга»), SaaS («Программное обеспечение как услуга») и др. Возможность предоставления информационных технологий во временное пользование в качестве «облачной» услуги создала целую экосистему, которая открывает новые возможности для разных игроков ИТ-рынка. Аналитики Gartner Group прогнозируют перенос большей части информационных технологий в «облака» в течение 5–7 лет. По их оценкам, к 2015 году объем рынка облачных вычислений достигнет 200 миллиардов долларов. Многие развитые государства уже используют «облачные» технологии. Например, в Японии в рамках «Проекта Создания Цифровой Японии» планируется выстроить к 2015 году новую «облачную» инфраструктуру.

Цель проекта состоит в консолидации всех государственных ИТ-систем в единую «облачную» инфраструктуру для улучшения операционной эффективности и сокращения издержек, что позволит различным министерствам интегрировать и консолидировать вычислительное оборудование и создать единую платформу для коллективных услуг.

Стремительное развитие самих ИТ-услуг, а также моделей предоставления ИТ-услуг приводит к тому, что нет адекватной методической и правовой базы.

Выводы

Можно выделить основные направления развития ИТ-аутсорсинга:

1. Отсутствие адекватной методической базы аутсорсинга требует проведения многостороннего исследования.

2. Необходимость формирования правового поля аутсорсинга, включая регулирование договорных отношений, лицензирования аутсорсеров, правовой базы «облачной» инфраструктуры для госсектора и др.

3. Создание и адаптация стандартов и методологий аутсорсинга.

Федеральные правила (стандарты), нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации деятельности по оказанию услуг аутсорсинга и применению аутсорсинга в конкретных отраслях, внутренние стандарты отрасли и самих компаний аутсорсеров.


Источники:

1. Харатишвили Д. Рынок ИТ-аутсорсинга: что считаем? [Текст] // КомпьютерПресс, №1. 2008.
2. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг[Текст]. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.
3. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Афонина М. Человеческий фактор в аутсорсинге // Управление компанией, 2005, №1.
5. Джо Шивар. Основные тенденции развития оффшорного аутсорсинга в 2009 году [Электронный ресурс] // http://www.astera.ru/pr/38753/.
6. Джмухадзе А., Бочарский К. Толпотворение // Секрет фирмы, 2007, №9.
7. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт [Текст]. – М.: Вершина. 2006.
8. Мельник О. Аутсорсинг и SaaS: и все-таки они существуют [Электронный ресурс] // http://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=53247.
9. Данные конференции IDC Datacenters Transformation Roadshow 2011 Storage, Virtualization, Cloud, 2011.
10. Горбатова А. «Облачные» технологии накроют мир [Электронный ресурс] // http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:55