Направления инновационного развития экономики Российской Федерации

Зубкова Л.Д.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (59), Ноябрь 2011

Цитировать:
Зубкова Л.Д. Направления инновационного развития экономики Российской Федерации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 111-116.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289415
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Проанализировано текущее состояние российской экономики в контексте инновационного развития, а также предложены направления активизации инновационного процесса. Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в России постоянно снижается и составил в 2008 году 1,04% к ВВП. Отметим, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвестиции, модернизация, научно-технический сектор



Глобальный финансово-экономический кризис подавил активный рост российской экономики, не позволив антикризисным мерам 2009-2010 гг. восстановить экономический тренд. Формирование новой модели экономического роста России должно исходить из необходимости создания условий для инновационного развития, в значительной степени зависящего от текущего состояния экономики страны и ее регионов.

В режиме статичной неустойчивости

В настоящее время инновационная активность российского бизнес-сообщества не соответствует потребностям повышения конкурентоспособности экономики, о чем свидетельствуют товарные структуры экспорта с преобладающей долей сырьевого сектора и импорта с высокой долей машин и оборудования [1, С. 726; 2, С. 545]. В этой связи проблемы создания благоприятных условий для инвесторов и повышения степени восприимчивости к новшествам со стороны хозяйствующих субъектов, главным образом обрабатывающего сектора, выходят на первый план.

Одним из ключевых факторов инновационного развития экономики можно считать объем инвестиций в основной капитал. В 2010 году в России он составил 9151,4 млрд рублей (около 60% от уровня 1990 года). [1, С. 485]. Особенности инвестиционного развития российской экономики в территориальном и отраслевом разрезах формируются под воздействием неустойчивых показателей индексов физического объема инвестиций в основной капитал.

Региональное распределение инвестиций в основной капитал свидетельствует о закреплении тенденций развития экономики в рамках сырьевой модели роста. Так, в 2009 году около 40% инвестиционных вложений в основной капитал приходилось на долю шести регионов (Тюменская область (включая АО), Москва, Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан) [3, С. 934-935].

Отраслевая динамика распределения инвестиционных ресурсов характеризуется разнонаправленностью индексов физического объема инвестиций в основной капитал в отдельных видах экономической деятельности (табл.1).

Таблица 1

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности в Российской Федерации (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) [2,С. 676]


2005
2006
2007
2008
2009
Инвестиции в основной капитал – всего
110,9
116,7
122,7
109,9
83,8
По видам экономической деятельности:





сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
109,5
143,0
132,2
98,8
72,5
рыболовство, рыбоводство
89,4
130,9
95,7
88,1
83,2
добыча полезных ископаемых
99,7
121,0
116,1
106,5
85,8
обрабатывающие производства
112,4
112,1
116,6
112,5
79,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
108,6
108,7
132,8
111,6
102,2
строительство
113,3
119,8
128,8
126,2
64,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
117,2
114,4
150,5
93,1
74,8
гостиницы и рестораны
115,6
132,4
146,4
102,1
88,3
транспорт и связь
120,0
113,8
117,2
116,1
99,2
финансовая деятельность
110,8
97,7
142,7
94,9
91,7
операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предоставление услуг
106,0
115,0
130,3
109,5
68,4
из них научные исследования и разработки
97,7
113,4
103,0
118,3
128,0
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
99,5
125,8
116,1
108,6
86,9
образование
119,3
131,1
125,6
102,5
76,6
здравоохранение и предоставление социальных услуг
121,4
124,6
120,4
108,1
81,3
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
118,5
125,4
115,2
121,1
83,2

Таким образом, воспроизводство сложившейся структуры инвестиционных вложений не позволяет решать поставленную в государстве задачу перевода экономики на инновационный путь развития.

Наука двигает новшества

Ключевыми проблемами развития инновационной деятельности в глобальном масштабе являются финансовые и экономические трудности. Потребность в увеличении затрат на развитие научно-технической сферы России обусловлена не только необходимостью достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики, но и закрепления лидирующих позиций страны в мире.

Глобальная рецессия стимулирует процессы конкуренции и реструктуризации отраслей и компаний, позволяет сконцентрироваться на поиске эффективных технологических решений, способных обеспечить сокращение трудовых, материальных и финансовых издержек. Антикризисные решения должны обеспечивать приоритетность науки и инноваций в посткризисной структуре экономики.

Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в Российской Федерации постоянно снижается и составил в 2008 году 1,04% к ВВП (табл. 2). Важно отметить, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.

Таблица 2

Внутренние затраты на исследования и разработки в 2000-2008 гг. (в % к ВВП) [4]


2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Россия
1,05
1,25
1,28
1,15
1,07
1,07
1,12
1,04
Австрия
1,94
2,14
2,26
2,26
2,45
2,47
2,54
2,68
Германия
2,45
2,49
2,52
2,49
2,49
2,53
2,53
2,64
Великобритания
1,81
1,79
1,75
1,68
1,73
1,75
1,79
1,77
Дания
...
2,51
2,58
2,49
2,46
2,48
2,55
2,72
Китай
0,90
1,07
1,13
1,23
1,34
1,42
1,44
1,54
Южная Корея
2,30
2,40
2,49
2,68
2,79
3,01
3,21
3,37
Сингапур
1,88
2,15
2,11
2,19
2,27
2,24
2,45
2,68
США
2,71
2,62
2,61
2,54
2,57
2,61
2,66
2,77
Финляндия
3,35
3,37
3,44
3,45
3,48
3,48
3,48
3,73
Франция
2,15
2,23
2,17
2,15
2,10
2,10
2,04
2,02
Швейцария
2,53
...
...
2,90
...
...
...
3,01
Швеция
...
...
3,85
3,62
3,60
3,74
3,61
3,75
Япония
3,04
3,17
3,20
3,17
3,32
3,41
3,44
3,42

Кроме того, в наиболее развитых странах доля собственных средств предпринимательских структур в общем объеме финансирования инновационной деятельности является превалирующей и постоянно растет. Наряду с этим в России доля частных компаний в общих затратах на исследования и опытно-конструкторские работы составляет около 6%, тогда как за рубежом – 65-75% [5].

Сокращение объемов финансирования сектора научных исследований негативно сказалось как на числе организаций, выполнявших исследования и разработки (рис.1), так и на численности их персонала (1992 год – 1532,6 тысяч человек, 2009 год – 742,4 тысяч человек). [1, С. 401]

Рис.4. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки в Российской Федерации, ед. [1, С. 401]

Активизация инновационного процесса может быть обеспечена посредством эффективного функционирования комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни – инновационной инфраструктуры.

В настоящее время в России зарегистрировано более 145 технопарков, 90 инновационно-технологических центров, более 110 центров трансфера технологий, 17 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 158 бизнес-инкубаторов и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 948 организациях инновационной инфраструктуры [6]. Тем не менее эффективность их функционирования в значительной степени сужена.

Без государства не обойтись

Необходимость повышения инновационного потенциала российской экономики продиктована усилением развития процессов глобализации и потребностью в закреплении лидирующего положения России в мировом финансово-экономическом пространстве.

Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, а также высокорисковая, а потому не всегда привлекательная для инвесторов сфера обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства, не замещающей при этом рыночные отношения. Расширение государственного участия в инновационном процессе должно проводиться по следующим направлениям:

- стимулирование исследовательской деятельности: соблюдение уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований и разработок (до 4% расходной части федерального бюджета) и дальнейшее его увеличение; более широкое включение форм бюджетной и грантовой поддержки фундаментальных и прикладных исследований и т.д.;

- стимулирование спроса на инновации: обеспечение государственного заказа на инновационные продукты; бюджетное финансирование целевых инновационных программ, хозяйствующих субъектов, осваивающих инновации; государственное кредитование приоритетных отраслей экономики и т.д.;

- развитие и повышение эффективности функционирования организаций инновационной инфраструктуры.

Вывод

Современный этап развития экономики требует усиления и диверсификации государственного участия в осуществлении модернизационных процессов и является ключевым условием успешного инновационного развития России.


Источники:

1. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2011.
2. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сборник [Текст]. – М.: Росстат, 2010.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сборник [Текст]. – М.: Росстат, 2010.
4. Россия и страны мира. 2010: Стат.сб. [Текст]. – M.: Росстат, 2010.
5. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период до 2012 года // Торгово-промышленная палата Российской Федерации // http://www.tpprf.ru/ (дата обращения 15.06.2011).
6. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) http://www.miiris.ru/ (дата обращения 25.07.2011).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:21