О пользе встречного трансфера концепций сфер бизнеса и наук о человеке

Ахтямов М.К., Лихолетов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахтямов М.К., Лихолетов В.В. О пользе встречного трансфера концепций сфер бизнеса и наук о человеке // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 83-87.

Аннотация:
Обмен знаниями, характерными как для теории предпринимательской конкуренции, так и теории развития творческой личности обогащает процессы исследований и способствует созданию современных социально-экономических моделей, адекватных нашему времени.

Ключевые слова: предпринимательство, творческая личность, трудовые ресурсы, творческий потенциал, экономика труда

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Обмен знаниями, характерными как для теории предпринимательской конкуренции, так и теории развития творческой личности обогащает процессы исследований и способствует созданию современных социально-экономических моделей, адекватных нашему времени.

В наш стремительный век часто важно «не изобретать велосипед», а воспользоваться плодами трудов других людей, но их результаты в силу разных причин бывают недоступны. Одной из важнейших проблем является слабая циркуляция информации и явно недостаточный уровень переноса (трансфера) знаний из одной сферы человеческой деятельности в другую. Ведь у всего сущего в мире есть универсальная компонента, которую лишь надо постичь. «В природе нет отдельно существующих техники и технологии, физики и биологии, исследования и проектирования» (М. Планк), природа вообще «ничего не знает о том, как мы поделили наши знания на науки» (Н.Н. Семенов).

Многое из накопленного знания находится в залежи. Часть людей «пробивает» стены неизвестности, другая – организует раскопки этих завалов после обрушения этих стен, а третья, разгребая, тоже находит что-то важное. И.Л. Викентьев предложил разделить специалистов на три категории:

- разработчики,

- организаторы,

- исполнители (популяризаторы) [1].

Их признаки объединены нами по минимальной группе критериев (табл. 1).

Таблица 1

Критерии для различных мастеров

Критерии
Разработчик
Организатор
Исполнитель
Уровень
притязаний
Не один результат, а
серия работ – достижений
Качество и количество успешных продуктов (проектов)
Качество и
количество
публикаций
Уровень
достижений
Работы – на переднем фронте науки, прикладных разработок
Степень решаемых организационных
задач
Сложность, неоче-видность тематики
публикаций
Эффект
Выбор именно этого мастера другими специалистами (и/или наличие школы)
Размер сети. Финансовые
показатели
Влияние на
будущую элиту
общества
Яркие
примеры
мастеров
Н.И. Пирогов, К.С. Станиславский, Г.С. Альтшуллер
(Г. Альтов)
Курт Левин
Жюль Верн, Я.И. Перельман
Понятие «притязание» введено в научный оборот в 30-е гг. ХХ века Куртом Левиным

Взглянем на работу 80-х гг. Г.С. Альтшуллера – И.М. Верткина, где все шаги Жизненной Стратегии Творческой Личности (ЖСТЛ), как оригинальной деловой игры, детально расписаны по этапам шахматной игры, включая «зашахматное», но очень людское – постэндшпиль (этап игры творческого человека после его физической смерти).

В соответствии с идеями работы Г.С. Альтшуллера по идеальной творческой стратегии [2], «социально-философское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки».

Умение применять навыки, обретенные при решении одних жизненных задач, к решению других, есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий.

Рассмотрим систему из десяти правил успешного дебюта компаний на рынках, предложенную Ю.Б. Рубиным (табл. 2) [3].

Таблица 2

Правила успешного дебюта компаний на рынках (по Ю.Б. Рубину)


Правило
Характеристика
1
Стартовая инициатива (с использованием различных методов конкуренции)
Предложение рынку нового товара (в идеале — принципиально нового), превосходящего по качеству и потребительским характеристикам однородные товары, либо адаптация известных на рынке моделей продукции на базе знаний (конъюнктуры) потребительских ожиданий
2
Агрессивный характер
Следует действовать рискованно, но корректно
3
Высокая дебютная энергетика
За счет мобилизации инвестиционных и финансовых ресурсов, собственного или чужого опыта и «ноу-хау», организационных усилий в сферах производства, маркетинга и сбыта товаров/услуг, возможностей защиты своих достижений от несанкционированного копирования
4
Стартовая конкурентоспособность компании
Энергетическая мобилизация будет эффективной, если опирается на готовый к мобилизации ресурсный и конкурентный потенциал предпринимательской компании
5
Скоростное маневрирование
Дебютанту надо не ожидать «манны небесной» и все время опережать старожилов рынка
6
Решительность, подавление неуверенности в собственных силах
Отсутствие страха перед «звездами» местного и национального рынков. Решительные дебютанты (по М. Портеру, «ранние пташки») получают превосходство над соперниками, не только опережая их по скорости осуществления операций, но достойно и решительно реагируя на угрозы извне
7
Предпринимательская интуиция
Опыт ведения дел приходит позже, но дебютантам лучше приобретать его, учась на чужих ошибках
8
Наличие чувства
меры
Оно должно быть у прагматически мотивированных новых предпринимателей или приверженцев международных коммуникаций и диверсификации бизнеса
9
Сочетание гибкости и последовательности дебютных действий
Совмещать стратегические установки с конъюнктурными маневрами, дожидаясь благоприятных ситуаций для применения «домашних заготовок», избегать остановок на полпути
10
Преодоление ошибок, допущенных ранее в роли компании-дебютанта
Неудачи не должны отражаться на новых стартах, для этого предприниматели должны научиться не только понимать и исправлять ошибки, но и критически оценивать факторы, их вызвавшие

Таким образом, при анализе правил обнаруживается их комплементарный характер, что есть свидетельство корректности построения данной системы. Что же касается сравнения приведенной системы дебютных правил с шагами дебюта в ЖСТЛ, то можно сделать следующее выводы:

1. Творческое самообразование, информация о Достойной Цели (ДЦ), встреча с «чудом», поиск независимой цели творческой личности (ТЛ), причем доступной для одиночки (а это шаги с 1 по 5 в ЖСТЛ) – хорошо коррелируют со стартовой инициативой (правило 1 в табл. 2). Ведь чтобы предложить рынку новый товар (или новый бренд), надо для поиска своей «ниши» на рынке очень крепко подумать (нужна мощная интеллектуальная инвестиция!).

2. Шаги 7–8 части 1 дебюта в ЖСТЛ характеризуют выбор скорректированной ДЦ и составление программы действий для противодействия пугающей масштабности внешней среды и необходимости долгого пути к ДЦ. В табл. 2 можно увидеть соответствующее им правило 6, требующее побороть страх перед господством «звезд» на существующих рынках.

3. Шаги 9 и 10 части 2 ЖСТЛ, предусматривающие самовоспитание ТЛ (своеобразная волевая самоинвестиция) и игнорирование ею всех дел, отвлекающих от ДЦ, хорошо согласуются со 2 и 4 правилами, рекомендующим компании энергетически мобилизоваться и действовать агрессивно и решительно.

4. Шаг 11 ЖСТЛ рекомендует ТЛ заняться физкультурой (а не профессиональным спортом, «надрывающим» человека), что хорошо согласуется с необходимостью обеспечить достаточную дебютную энергетику (правило 3).

5. Отказ от сверхзаработка, который «предписывает» шаг 12 ЖСТЛ, хорошо «ложится» на правило 8, предупреждающее компанию о чувстве меры.

6. Шаг 13 ЖСТЛ говорит о необходимости выработки ТЛ морального кодекса, что сочетается с требованием гибкости и последовательности действий (правило 9 в табл. 2). Здесь внимательный взгляд может ясно разглядеть то, что в цивилизованном предпринимательстве называется «кодексом чести».

Таким образом, сопоставительный анализ дебютных шагов ЖСТЛ и дебютных правил компании (по Ю.Б. Рубину) обнаруживает их высокую общность. Иного и быть не может, ведь речь идет о двух высокоорганизованных системах. Степень сложности человека (тем более, творческого) намного превосходит сложность компании как системы, построенной человеком. Здесь можно увидеть соответствие закону необходимого разнообразия Р.У Эшби, предписывающему обеспечить степень разнообразия управляющей системы никак не меньшей, чем управляемой.

Отсюда же следует вполне логичный вывод (в духе Стаффорда Бира [4]) о том, что наработки по Жизненной Стратегии Творческой Личности (а они касаются исследований сложнейшей системы – творческого человека) могут служить хорошим подспорьем при разработке современной теории предпринимательской конкуренции.

Также заметим, что изложенное выше подчеркивает мысль о том, что трансфер знаний из одной сферы человеческой деятельности в другую сегодня становится острой необходимостью. В противном случае издержки общества от несвоевременной (или искаженной) трансляции знаний оказываются весьма значительными.


Источники:

1. Викентьев И.Л. Выступление на «круглом столе» о мастерстве бизнес-тренера и консультанта Клуба консультантов и тренеров Санкт-Петербурга 22.09.2005 г. – http://www.triz-chance.ru/vikent.html.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Идеальная творческая стратегия: концепция «максимального движения вверх» и перечень актуальных разработок. Приложение 5 к Деловой игре «Внешние обстоятельства – творческая личность» // Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности. – Петрозаводск : Карелия, 1991. – С. 169–179.
3. Рубин Ю.Б. Конкуренция: 10 правил успешного дебюта // Управление компанией. – 2004. – № 5.
4. Бир С. Мозг фирмы. – М.: Радио и связь, 1993.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:48