Состояние и перспективы развития российской системы подготовки инженерных кадров

Багаутдинова Н.Г., Аузяк Н.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багаутдинова Н.Г., Аузяк Н.С. Состояние и перспективы развития российской системы подготовки инженерных кадров // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 93-97.

Аннотация:
Автором подробно отражены аспекты получения инженерно-технического образования в рыночных условиях. Проанализирована ситуация с подготовкой инженерно-технических специалистов в отечественных вузах, предложены рекомендации практического характера относительно изменения технологии обучения в соответствии с требованиями постиндустриального развития. Материал рассчитан, в первую очередь, на преподавателей технических вузов, а также на читателей, интересующихся различными вопросами образовательной стратегии в условиях рынка и конкуренции.

Ключевые слова: подготовка кадров, высшее образование, инженерно-техническое образование, престижность профессии



В настоящее время у молодого поколения установились четкие представления о степени престижности получения тех специальностей, которые будут конкурентными на период их активной трудовой деятельности. Анализ показывает, что менее престижными и привлекательными для молодежи являются инженерные специальности и специальности, обеспечивающие научно-технический и научно-технологический прогресс, то есть специальности, которые являются ведущими, ключевыми в обеспечении стратегического развития государства. Этот факт не может не вызывать беспокойства и требует глубокого осмысления.

На наш взгляд, падение престижа инженерно-технического образования, безусловно, связано с кризисными явлениями, структурной перестройкой производства и переходом к рыночным условиям развития экономики России, потерей традиционных рынков сбыта продукции и разрывом связей когда-то единого народнохозяйственного комплекса СССР. Остановка и закрытие предприятий, сокращение числа рабочих мест инженерно-технического персонала, «утечка мозгов», относительная переизбыточность инженерных кадров, сформировавших свое образование и менталитет в иных социально-экономических условиях. Все эти факторы отрицательно сказались на престижности инженерно-технического образования. Активная и недостаточно объективная политика резкого сокращения государственного финансирования подготовки инженерных кадров отнюдь не способствовала популяризации такого рода специальностей. Это сказалось и на стремлении выпускников, получивших инженерно-техническую специализацию, отказываться трудоустраиваться на крупные государственные промышленно-производственные предприятия при слабом развитии рынка труда малого и среднего бизнеса. Можно упомянуть и малочисленность прослойки среднего класса, занимающегося производством товаров, оказанием услуг, в том числе генерацией идей по созданию и распространению новых технологий.

Есть и другие факторы внешнего порядка (низкая зарплата инженерно-технических и научных работников, сворачивание социальных программ и социальной инфраструктуры производственных предприятий и др.), подробное описание которых невозможно в рамках журнальной публикации.

В большей степени хотелось бы уделить внимание факторам, связанным с организацией подготовки инженерно-технических кадров и направлением повышения престижности инженерно-технических специальностей, привлечении талантливой молодежи в технические вузы.

Одной из основных причин возникновения означенной проблемы является нарастающее противоречие между сложившейся моделью и механизмом организации подготовки инженерно-технических кадров и требованиями к ним в изменившихся условиях развития экономики. Особую актуальность этот фактор приобретает при рассмотрении перспектив социально-экономического и политического развития государства, особенно в сопоставлении с тенденциями движения мирового сообщества от индустриальной к информационно-индустриальной модели развития и сопутствующей этому инновационности экономики.

Как указывают многие исследователи этой проблемы, особая роль в развитии инновационной экономики принадлежит высшей технической школе, которая призвана обеспечивать формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала общества посредством подготовки специалистов по инженерно-техническим и научным специальностям, способных в дальнейшем создать технологическую основу поступательного развития государства.

Это, в свою очередь, требует формирования принципиально нового уровня технологической, гуманитарной, информационной, экологической и экономико-управленческой подготовки инженерных кадров. Необходимо изменить менталитет участников научно-образовательного процесса, рассматривающих студента не как объект, а как субъект образования, который обладает умением самостоятельно решать поисковые задачи, формирует культуру инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформирования их в высокие энергосберегающие технологии с целью организации производства конкурентоспособной продукции и ее реализации в товарах, новых технологиях, услугах. Студент должен быть готов к самообучению и самообразованию, стремиться к получению знаний в течение всей своей жизни.

Данное обстоятельство потребует подготовки иных моделей инженерно-технических специальностей, а следовательно, изменения техники, технологии, форм и методов управления образовательным процессом.

В тезисном изложении хотелось бы обратить внимание на желательные изменения в содержании и «технологии» организации инженерно-технического образования.

Содержательная часть научно-образовательного процесса должна быть направлена на усиление фундаментальной, гуманитарной и информационной компоненты, ориентированной на будущую область профессиональной деятельности специалиста. Представляется важным подготовить не только инженера, обладающего необходимыми профессиональными знаниями, но и интеллигентного человека с нормальной психологией, уважающего себя и окружающих людей, стремящегося к достижению поставленных целей без нанесения ущерба другим людям и природе.

Учитывая опасность возникновения глобальных катастроф техногенного происхождения, а также неблагоприятное воздействие технических систем и технологий производства на здоровье и жизнь человека и окружающую среду, требуется усилить экологическую подготовку инженерных кадров с позиций обеспечения безопасности систем «человек-машина-среда». В ходе обучения будущий инженер должен быть включен в реальный творческий процесс по созданию новой конкурентоспособной разработки и обеспечению условий ее реализации. В силу этого научно-образовательные программы подготовки инженерно-технических специалистов должны включать дисциплины менеджмента и маркетинга научно-технической продукции.

Творческие процессы создания нового продукта и его реализации должны протекать параллельно на базе взаимодействия и соответствующей корректировки по отношению друг к другу, формируя современного инженера, адаптированного к работе в новых экономических условиях. Одновременно необходимо формировать у будущих специалистов социально-управленческую рыночную культуру в сфере промышленного производства и социальной организации труда, где в основе лежит конкуренция идей, товаров, технологий, услуг.

Обеспечение этого компонента образования направлено на развитие у будущих специалистов творческой организаторской деятельности, ориентированной на создание в сфере промышленного производства условий, необходимых для внедрения высоких технологий, формирование у них умений и навыков для работы с персоналом, позволяющих использовать мотивационные механизмы стимулирования труда работников. Стержневой в подготовке инженерно-технических специалистов должна стать инновационная направленность инженерного образования, позволяющая сформировать методологическую культуру как фундамент их творческого потенциала.

В этом же ряду и формирование социально-технологического менталитета для осуществления инновационной деятельности в производственно-технологической сфере и самоидентификации инженера как творческой личности с притязаниями на соответствующий социальный статус. В этом случае возможно поднять и привлекательность, и престижность инженерно-технических специальностей.

Переход к формированию новой содержательной модели инженерно-технического специалиста потребует смены технологии обучения, направленной на переориентацию деятельности преподавателя от технологии передачи знаний (информационной) к привитию навыков самостоятельного получения знаний через организацию самостоятельной учебно-познавательной и научно-профессиональной деятельности студента с ранних этапов его обучения.

Одной из форм реализации этой технологии является обучение по индивидуальным гибким планам, разработанным при участии самих студентов, с ориентацией на индивидуальный стиль получаемого технического образования, позволяющего формировать профессиональный профиль специалиста с учетом его склонностей, личных качеств. В этом случае развивается педагогическое сотрудничество преподавателя и студента как коллег, объединенных стремлением к познанию истины.

Смещение акцента деятельности преподавателя от учебного к учебно-научному позволит индивидуализировать подготовку специалистов, в т.ч. и в соответствии с «заказом» на него будущего работодателя – «поштучно», завершающим этапом чего может стать выполнение выпускной дипломной работы, носящей инженерно-исследовательский характер и выполненной в соответствии с пожеланиями будущего работодателя.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:16:09