Актуальные проблемы рынка платежных карт РФ

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Рассмотрены проблемы рынка банковских платежных карт в РФ за 2008–2011 гг. Проанализировано состояние рынка в разрезе структуры видов банковских карт и динамики количества и объема операций совершаемых с использованием банковских карт, а также структуры технологических устройств по приему платежных карт. Выявлены основные проблемы: доля дебетовых карт традиционно больше, чем сегмент кредитных карт; большинство операций с помощью БК совершается с целью снятия наличных; недостаточное развитие технологической инфраструктуры рынка.

Ключевые слова:

платежные карты, Российская Федерация, рынок банковских карт
Цитировать публикацию:
Актуальные проблемы рынка платежных карт РФ – С. 111-119.

Aktualnye problemy rynka platezhnyh kart RF. , 111-119. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




По данным исследования Центрального банка РФ, доля взаиморасчетов посредством банковских карт растет с каждым годом. Тенденция роста продиктована активными действиями банковского сектора, роста популярности среди населения использования платежных карт, развитие законодательной базы. В настоящее время около 70 % банков осуществляет эмиссию и / или эквайринг платежных карт (ПК) [1]. Проведенный нами анализ рынка платежных карт (ПК) за 2008–2011 гг. позволяет выявить основные закономерности и проблемы его развития. В табл. 1 представлены основные показатели за исследуемый период.

Таблица 1

Сводная статистика рынка платежных карт РФ за 2008–2011 гг.

Года
Показатели
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Темп прироста 2011 к 2008 г., %
Количество банков эмитентов и эквайеров, ед.
(в % от общего количества кредитных организаций)
707
(63,8)
700
(66,2)
688
(67.9)
679
(69,4)

- 3,9
Количество эмитированных карточек, млн ед.
119,2
126,0
144,4
200,2
+ 67,9
Количество транзакций с карточками, млрд ед.
2,1
2,4
3,1
2,8
+ 33,3
Объем операций с карточками, трлн руб.
8,8
9,5
12,1
11,2
+ 27,3
Количество банков эмитентов и эквайеров сократилось с 707 до 679 в2011 гили на 3,9 %. Однако, это не привело к сокращению количества рыночных транзакций в2011 г., которые составили 2,8 млрд ед. при этом прирост равен 33,3 %, и объема операций с ПК – 11,2 трлн руб., т. е. прирост составил 27,3 %.

По итогам2011 г. банки эмитировали свыше 200 млн карт, прирост составил около 70 % по сравнению с аналогичным периодом2008 г. Динамика количества банковских карт, за период дана на рис. 1.

Рис. 1. Количество банковских карт, эмитированных КО

Изменение структуры рынка по видам банковских карт показано на рис. 2.

Рис. 2. Структура видов банковских карт, эмитированных КО за 2008 и 2011 гг., тыс. ед.

При этом в2011 г. в общем объеме эмитированных карт

1) наибольший удельный вес занимают расчетные карты – 74 %, из них 13 % – с разрешенным овердрафтом против 22,5 % в2008 г.;

2) доля предоплаченных карт равна 18,6 % (против 0,5 % – в2008 г.) 3) а на кредитные карты приходится только 7,5 % против 7,8% в2008 г. (см. рис. 2).

Таким образом, анализ структуры рынка по видам банковских карт показал уменьшение доли расчетных карт на 19,4 % за период, что объясняется значительным увеличением количества предоплаченных карт с 612 тыс. ед. до 37 272 тыс.ед., т.е. с 0,5 % до 18,6 %.

Динамика количества и объема операций по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием платежных карт в 2008 и 2011 гг. приведена на рисунке 3. Как видим, с2008 г. наметилась позитивная тенденция использования на территории России БК в целях оплаты товаров и услуг, т. е. их количество и объем выросли более чем в 2 раза. Таким образом, темп прирост по количеству платежей составил 33,3 % (для сравнения: темп прироста по количеству операций по снятию наличных 11,3 %).

В ходе проведенного нами структурного анализа (рис. 4), видим, что удельный вес количества операций по оплате товаров услуг в общем количестве операций с картами вырос с 23% в2008 г. до 38 % в2011 г. Это свидетельствует о том, что держатели карт стали их чаще использовать при совершении платежей за товары и услуги.

Рис. 3. Динамика количества и объема операций по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием платежных карт в 2008 и 2011 г

Рис. 4. Динамика структуры операций по снятию наличных и оплате товаров и услуг по их количеству и объему в 2008 и 2011 гг.

Одним из факторов, влияющих на увеличение количества безналичных платежей, совершаемых с использованием платежных карт, является динамически развивающаяся инфраструктура рынка. В2011 г. количество технических устройств (электронных терминалов, импринтеров и банкоматов) увеличилось по сравнению2008 г. на 63 % и составило 879 тыс. ед. При этом, количество электронных терминалов осталось примерно на том же уровне (75-76 %) (рис. 5).

Рис. 5. Динамика структуры технологических устройств по приему ПК в 2008 и 2011 гг.

Другим, не менее важным фактором увеличения количества безналичных платежей, является совершенствование и расширения спектра банковских услуг посредством использования ПК (оплата услуг посредством банкоматов, переводы «с карты на карту» и др.).

В 2011 году вступил в действие новый ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. № 161 – ФЗ. Этим законом впервые регулируется комплекс вопросов функционирования национальной платежной системы (НПС), а именно:

  • оператором ЭДС может быть банк или небанковская кредитная организация [2];
  • вводится понятие «электронные денежные средства» (ЭДС), под которыми понимаются электронные деньги и «электронные средства платежа» (ЭСП) в том числе и электронный кошелек;
  • ЭСП могут быть персонифицированные, неперсонифицированные и корпоративные;
  • лимит по персонифицированному ЭСП – не более 100 000 рублей на остатке. Лимит по неперсонифицированному ЭСП – не более 15 000 рублей на остатке, при этом оборот не более 40 000 рублей в месяц;
  • разрешенные направления переводов: с2с, с2b, b2c (но только на персонифицированные ЭСП физических лиц);
  • разрешены «ввод» и «вывод» ЭДС как физическими лицами, так и юридическими лицами;
  • на операции с электронными деньгами, номинированными в иностранных валютах, будет распространяться валютное законодательство РФ;
  • определяется состав субъектов, участвующих в функционировании НПС – рис. 6.
  • На рис. 6 нами представлена схема субъектного состава НПС, которая включает в себя: операторов по переводу денежных средств (ДС), ЭДС, платежной системы, услуг платежной инфраструктуры и банковских платежных агентов в соответствии с ст. 1 ФЗ № 161.

    По ФЗ «О НПС» Электронные денежные средства (ЭДС) – это денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

    Далее нами дана сравнительная характеристика преимуществ и недостатков ЭДС (табл. 2).

    При этом среди достоинств следует отметить низкую стоимость эмиссии электронных денег (т е. не надо эмитировать наличные денежные средства), так же электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища, а также невозможно укрыть средства от налогообложения.

    Рис. 6. Субъектный состав НПС в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе»

    Таблица 2

    Преимущества и недостатки ЭДС

    ПреимуществаНедостатки
    низкая стоимость эмиссиинуждаются в специальных инструментах хранения и обращения
    делимость и объединяемость
    отсутствие физического пересчета, упаковывания, перевозки и организации специальных хранилищотслеживание персональных данных плательщиков и обращение электронных денег вне банковской системы
    высокая портативностьпри физическом уничтожении носителя электронных денег, восстановить денежную стоимость владельцу невозможно
    простота организации физической
    отсутствие физического пересчета
    идеальная сохраняемостьотсутствие узнаваемости
    идеальная качественная однородностьсредства криптографической защиты ещё не имеют длительной истории успешной эксплуатации
    безопасность (защищенность от хищения, подделки, изменения номинала и т. п.) обеспечивается криптографическими и электронными средствамибезопасность (защищенность от хищения, подделки, изменения номинала) не имеет широкой практики
    невозможность укрыть средства от налогообложениянедостаточная технология защиты ЭДС

    Среди недостатков наиболее явным становится то, что средства криптографической защиты, которыми защищаются системы электронных денег ещё не имеют достаточного периода успешной эксплуатации, что может привести и к мошенничеству.

    В новом Федеральном законе «О национальной платежной системе» даются основные понятия, связанные с функционированием национальной платежной системы, которая определяется как совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем (Яндекс Деньги или WebMoney), операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).

    Далее, впервые в российской правовом акте определено понятие электронных денежных средств (ЭДС) – денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

    В ст. 3 ФЗ № 161 сформировано понятие электронного средства платежа (ЭСП) – средство и (или) способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

    Таким образом, электронная наличность может обеспечить массу преимуществ, таких как быстрота и удобство использования, большая безопасность, меньшие транзакционные сборы, новые возможности для бизнеса с переносом экономической активности в Интернет. Однако для оборота электронных денег используются достаточно сложные и дорогостоящие технологии, что порождает нежелания банков развивать проекты, связанные с электронными деньгами. К числу причин, тормозящих в РФ развитие рынка БПК можно отнести такие, как:

  • необходимость финансировать разработки, плодами которых могут пользоваться конкуренты;
  • трудности кооперации с другими банками с целью разделить затраты на инновационные разработки;
  • «каннибализация» уже существующих банковских продуктов новыми;
  • отсутствие квалифицированных специалистов в собственном штате;
  • неуверенность в надёжности аутсорсеров.
  • Очевидно, что проблемы нового рынка «электронных денег» могут ре­шаться длительным эволюционным путём либо с помощью больших инфраструктурных проектов, инициируемых государствами (например, российская Национальная система платежных карт или украинская НСМЭП).

    Ключевые показатели использования банковских карт в России [3]:

  • банковскими пластиковыми картами пользуются 43% россиян – за год их доля выросла на 7,5%;
  • у 31% соотечественников (54% работающих россиян) имеются зарплатные пластиковые карты;
  • 55% россиян в возрасте от 18 до 30 лет пользуются пластиковыми картами, среди соотечественников 31-45 лет таковых 57%;
  • 67% тех, у кого хватает на бытовую технику и не хватает на авто и 72% тех, кто в состоянии купить себе автомобиль пользуются пластиковыми банковскими картами;
  • в Москве пользователей пластиковых карт 62%, в прочих городах РФ – 46-48%, в сёлах 28%;
  • около 90% владельцев карт сразу снимают с них поступающие средства и не используют их для оплаты товаров, услуг и т.п.;
  • 42% владельцев пластиковых банковских карт расплачиваются с их помощью в банкоматах и платёжных терминалах, 40% оплачивают товары и услуги в магазинах и кафе;
  • 12% используют пластиковую карту, чтобы оплатить товары и услуги в интернете, 18% владельцев карт оплачивают с их помощью кредиты;
  • 9% респондентов жалуются, что не все магазины/кафе принимают карты к оплате, наличными платить удобнее и привычнее – ещё 5% респондентов;
  • 6% владельцев карт не используют их в интернете, опасаясь действий мошенников, ещё 14% это неинтересно или не нужно.
  • У 43% россиян есть банковская карта, и за год их доля выросла на 7,5%. Из них у 31% соотечественников имеются в наличии зарплатные карты (это 54% работающих россиян). Кредитными картами пользуются 8% россиян, причём год назад этот показатель был вдвое ниже. 6% соотечественников пользуются картами для начисления пенсий (их число за год выросло на треть и охватывает 13% пенсионеров) и ещё 4% карт на руках у населения – это дебетовые, открытые их владельцами самостоятельно (в 2 раза за год).

    Таким образом, по итогам проведенного нами исследования рынка ПК РФ, можно сделать следующие выводы:

  • около половины банковских карт у физических лиц не используются их владельцами для каких-либо транзакций;
  • доля дебетовых карт традиционно больше, чем сегмент кредитных карт;
  • большинство операций с помощью БК совершается с целью снятия наличных;
  • требуется дальнейшее развитие технологической инфраструктуры рынка;
  • закон «О национальной платежной системе» впервые на уровне федерального законодательства в комплексе регулирует все вопросы функционирования НПС.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. www.cbr.ru
    2. О национальной платежной системе: Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июня 2011 № 61 – ФЗ: принят ГД ФС РФ 14.06.2011: одобрен СФ ФС РФ 22 июня 2011 г.
    3. www.fom.ru