К вопросу о формировании инфраструктуры оптовой торговли региона в условиях глобализации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы и направления формирования организационных форм, типов и видов структур оптового посредничества в контексте процессов глобализации торговли на потребительском рынке региона.

Ключевые слова:

оптовое посредничество, инфраструктура оптовой торговли
Цитировать публикацию:
К вопросу о формировании инфраструктуры оптовой торговли региона в условиях глобализации – С. 89-93.

K voprosu o formirovanii infrastruktury optovoy torgovli regiona v usloviyakh globalizatsii. , 89-93. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Глобализация сферы потребительского рынка, активное и динамичное развитие розничного сектора торговли и торговых сетей показывают ряд проблем торгового посредничества. Прежде всего, речь идет о неадекватном состоянии оптового сектора возрастающим потребностям розничной торговли и населения в обеспечении товарными ресурсами и услугами. Вопросы формирования инфраструктуры и качественной трансформации оптовой торговли актуальны не только в масштабах всей страны, но и в региональном аспекте.

Глобализация торговли и торговые сети на современном этапе развития не в состоянии решить задачу развития межрегиональной оптовой торговли и строительства разветвленной сети распределительных складов, а многие регионы не могут обеспечить свое население продовольственными товарами и товарами повседневного спроса за счет собственных возможностей. Особое обстоятельство это приобретает для отдаленных и труднодоступных регионов, где сохраняется досрочный завоз товаров.

Для региональной экономики современная оптовая торговля позволит обеспечить высокую интенсивность и ускорение движения товарных потоков, создаст потенциальные предпосылки для усиления процессов межрегионального товарного обмена на основе системы многоканальных поставок и сформирует механизм их реализации за счет развития логистики и современного транспортно-складского комплекса.

Результаты деятельности оптовой торговли как посредника между производством и потреблением, регулирование всего процесса оборота товаров в экономической среде потребительского рынка региона во многом зависят от уровня организации и инфраструктуры оптового посредничества. Инфраструктуру оптовой торговли, по нашему мнению, целесообразно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как совокупность субъектов по оказанию посреднических услуг в продвижении товаров и с точки зрения масштабности уровня организации посреднического звена.

Цель развития инфраструктуры оптовой торговли – обеспечить рыночное разнообразие посреднических структур для наилучшей организации продвижения товаров, их беспрепятственного поступления, устранения излишней нагрузки на каналы распространения товаров. Организации оптовой торговли призваны выполнять роль катализатора деятельности местных региональных товаропроизводителей [1].

В настоящее время на региональном уровне выделились следующие группы организаций оптовой торговли: независимые оптовые организации (специализирующиеся на оптовой деятельности предприятия), предприятия – оптовые посредники и организаторы оптового оборота [2].

Ведущее место принадлежит независимым оптовым торговцам с приобретением права собственности на перепродаваемый товар и всех рисков. К ним относятся холодильники, базы, склады и другие оптовые организации, торговые дома, дилерские организации предприятий-производителей, предприниматели (физические лица без образования юридического лица). Эти субъекты оптовой торговли закупают товары непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории России и доводят их до организаций розничной торговли, в том числе и торговых сетей, а также и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Помимо специализированных на оптовой торговой деятельности организаций, оптовую торговлю на уровне региона осуществляют сбытовые структуры местных товаропроизводителей и оптовые структуры крупных розничных торговых сетей и объединений. Активизируется деятельность на рынке оптовой торговли предприятий-посредников, которые действуют по поручению клиента без перехода права собственности на товар. Это региональные дистрибьюторы крупных промышленных или торговых фирм, агентские фирмы – предприниматели (физические лица) без образования юридического лица [2, с.12].

Важная роль в структуре оптовой торговле региона принадлежит предприятиям – организаторам торгового оборота: организованным товарным рынкам региона, функционирующим в качестве оптовых рынков, ярмарок, аукционов, товарных бирж. Данные структуры создают условия для оптовых продаж и оказывают значительное влияние на уровень цен на потребительские товары. На оптовых ярмарках осуществляются прямые контакты между потенциальными покупателями и товаропроизводителями с целью последующей перепродажи товаров. Оптовые продовольственные рынки призваны обеспечить оптимизацию товарных потоков на региональном рынке продовольствия, предоставлять местным сельхозпроизводителям возможности устойчивого выхода на рынок, ускорять и устранять излишнюю звенность товародвижения.

Следует отметить, что прогрессивность инфраструктуры оптовой торговли определяется соотношением мелких, средних и крупных организаций оптовой торговли и зависит от уровня развития конкуренции, научно-технического прогресса, стадии становления оптового сектора. В современных условиях глобализации центробежными становятся тенденции, связанные с процессами консолидации, укрупнения и интеграционными трансформациями с учетом экономических интересов субъектов рынка.

Значительное разнообразие типов и видов оптовых структур, характерное для современных условий, преобладание незначительных по размерам, с узким кругом оказываемых услуг организаций оптовой торговли усложняют звенность товародвижения, снижают конкурентоспособность и не соответствуют в полной мере требованиям глобализации торговли. В условиях глобализирующейся экономики, активном внедрении сетевых технологий бизнеса, укрупнении торговых структур необходимо упорядочение их типов и видов, формирование крупных оптовых организаций с полным комплексом оказываемых услуг. В экономической среде потребительского рынка нашей страны начинает происходить постепенный процесс формирования новых и современных организационных форм оптовых продаж, к ним следует отнести: создание распределительных центров, магазинов-складов, закупочных объединений и центров, ассоциаций оптовых организаций, оптово-розничных объединений и др.

Прогрессивный путь формирования инфраструктуры оптовой торговли – интеграция оптовых и розничных компаний в формате оптово-розничных объединений; сочетание функций оптовых посредников у торговых сетей и розничных продаж у оптовых фирм; интеграция структур оптовых посредников в торгово-финансовые группы.

Приоритетное значение для потребительского рынка региона приобретают крупные независимые оптовые торговцы, призванные выступать в роли важного регулятора процесса оборота оптовой торговли, организовывать продвижение товаров на рынок на основе современных логистических решений. Крупные специализированные оптовые структуры привлекательны для всех субъектов потребительского рынка, поскольку максимально обеспечивают выполнение всех функций оптового посредника и услуг, аккумулируя необходимую информацию о продвижении товаров и развитии потребительского рынка региона. Это дает возможность регулировать процессы, происходящие в экономической среде потребительского рынка, осуществлять межрегиональные и многоканальные поставки товаров [3].

Создание распределительных центров – это тоже современное направление формирования инфраструктуры оптовой торговли. Система распределительных центров включает «открытые распределительные центры» в качестве самостоятельных оптовых фирм и закрытые, которые не выполняют самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивают закупки и формирование ассортимента товаров для снабжения магазинов торговых сетей.

Современные открытые распределительные центры, по мнению экспертов, целесообразно создавать по оптовым продажам однородной продукцией с глубоким ассортиментом позиций: по реализации обуви, одежды, посуды, товаров бытовой химии, спортивных товаров и др., или по реализации 2-3 товарных групп. В таких центрах, главным образом, осуществляются закупка товаров у товаропроизводителей, подсортировочная функция и централизованная доставка отобранных товаров по имеющимся заявкам потребителям. Открытые распределительные центры могут быть задействованы не только в организации региональной оптовой торговли, но и межрегиональных поставках. Поэтому правильнее говорить о зональных оптовых распределительных центрах, за каждым из которых необходимо закрепить свою территорию обслуживания. Для потребительского рынка региона возможно формирование межрайонных открытых распределительных центров, но уже с универсальным ассортиментом товаров.

Сетевые или закрытые оптовые распределительные центры не являются самостоятельными оптовыми посредниками и входят в состав крупных торговых сетей. Их задача – концентрация на складской территории значительного ассортимента товаров и осуществление централизованной доставки товарных ресурсов в магазины сети. Необходимость закрытых распределительных центров обусловлена высокой стоимостью прямых поставок товаров в сетевые магазины. Как правило, модель закрытого распределительного центра предполагает сосредоточение широкого ассортимента продовольственных товаров и их доставку в магазины.

Важная роль в товарообеспечении независимых магазинов и их объединений принадлежит закупочным центрам и кооперативам, ассоциациям оптовой торговли с целью противостояния торговым сетям в части централизованной закупочной деятельности.

Магазины-склады работают в формате «Cash&Carry» и представляют собой нечто среднее между крупными оптовыми организациями и розничными операторами. Отличительной особенностью данного формата является контингент покупателей, представленный покупателями малого и среднего бизнеса (владельцев гостиниц, небольших ресторанов, кафе, маленьких магазинов и т.п.), а не объемы закупаемых товаров.

Несмотря на все разнообразие организационного оформления, функционального содержания и методов коммерческо-посреднической деятельности, в условиях глобализации торговли наибольшее значение приобретают интеграционные процессы в сфере оптового посредничества и связанные с этим процессы консолидации оптовой торговли. Необходимость интеграционных трансформаций продиктована условиями внешней рыночной среды, в том числе жесткой конкуренцией, повышенными требованиями товаропроизводителей и розничных операторов к объему, качеству и видам получаемых услуг от посредников.

В связи с этим наметились тенденции развития интеграционных процессов в формате альянса организаций оптовой торговли с производителями, поставщиками, оптовыми равноправными посредниками и магазинами. Одними из главных субъектов потребительского рынка региона должны стать ассоциации оптовой торговли, основанные на сетевых технологиях бизнеса.

Ассоциативная оптовая торговля как одна из основных форм интеграционных трансформаций в рыночной среде потребительского рынка региона призвана не только осуществлять весь комплекс услуг посредника, но и активно воздействовать на размещение производства потребительских товаров и сельхозпродукции, способствовать увеличению объемов производства, расширению ассортимента и улучшению качества, обеспечивать процесс воспроизводства товарных ресурсов в регионе [4].

Следовательно, в условиях глобализации торговли организационные формы, методы оптового посредничества должны максимально содействовать развитию сферы регионального товарного обращения за счет вовлечения в оборот товарных ресурсов региональных и местных товаропроизводителей, развития системы многоканальных поставок и межрегионального товарного обмена. Это расширяет традиционное представление о функциях и роли института коммерческого посредничества с учетом комплексного подхода к формированию инфраструктуры оптового сектора потребительского рынка региона.

Таким образом, глобализация торговли, активизация деятельности торговых сетей обусловливают необходимость развития инфраструктуры оптовой торговли на основе укрупнения, консолидации и интеграции организационных форм оптовых посредников с целью их рыночного разнообразия и возможности оказывать как весь комплекс услуг оптового звена, так и обеспечивать процесс расширенного воспроизводства товарных ресурсов в экономической среде региона.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Таловский А.И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и перспективы развития в условиях глобализации / А.И. Таловский // Новосибирск: СибУПК, 2006. С.145.
2. Курочкина А.А. Управление организационными изменениями на предприятиях оптовой торговли / А.А. Курочкина // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. С.10.
3. Новиков О.А. Возродится ли опт? Состояние, тенденции и факторы, влияющие на развитие оптового комплекса РФ / О.А. Новиков // Справочник руководителя торгового предприятия. – 2009. – №1. – С.40.
4. Новоселов А.С., Рыночная система региона: проблемы теории и практики: монография / Отв. ред. В.В. Кулешов // Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2007. С.545.